Борьба противоположностей (основы философских знаний...)

Тема в разделе "Научно-атеистический раздел", создана пользователем Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ, 22 июл 2011.

  1. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    «БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (Основы философских знаний. Объективные законы развития природы и общества)»

    Настоящая книга предназначена для широкого круга читателей, поставивших целью познать основы философских знаний. Изложенный в книге материал не требует специальной подготовки читателя. Книга может быть использована в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях.

    Кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть основами философских знаний.

    Знание основ философии крайне необходимо молодёжи. Оно помогает ей обрести политическую зрелость, воспитать в себе принципиальность, стойкость и мужество в борьбе с трудностями – качества, без которых невозможно обеспечить своё личное благополучие в сложной современной обстановке. Знание основ философии помогает в формировании всестороннего и гармоничного развития личности, овладеть всей суммой знаний, накопленных человечеством за всё время его существования, а главное – научиться применять эти знания на практике, овладеть научным мировоззрением.

    Знание основ философии помогает людям понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом. Оно вооружает на борьбу с пережитками старого, способствует выявлению и преодолению трудностей, развивает мышление, делает его более гибким, проницательным, враждебным застою и рутине, учит людей любви к труду и знаниям, воспитывает в них непримиримость к социальному злу и несправедливости.

    В этой книге в общедоступной форме излагаются основы философских знаний. Она написана для читателей, которые хотят получить связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в этом мире, способен ли человек познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как её лучше устроить и т. д. Автор книги: Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ.


    К.Гуляйпольский – автор многочисленных философских публикаций в СМИ, публицист (политический обозреватель), поэт.
    По всем вопросам, связанным с книгой, МОЖНО обращаться к автору по электронной почте: badygin@mail.ru
     
  2. -ANALITIK-

    -ANALITIK-
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.06.11
    Сообщения:
    177
    Симпатии:
    0
    Н-да.
    Все оказалось Обычным делом.
    Ждем от вас стихов и песен во Флейме. :)
    Я то, грешный, подумал, что вы обуяны демоном Справедливости, а вы повторяете коллективную пляску святого Витте, когда Моисей ушел за скрижалями...
     
  3. Бахарев

    Бахарев
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    9
    Регистрация:
    27.11.10
    Сообщения:
    1.598
    Симпатии:
    9
    Понимание процессов, конечно, нужно молодёжи, но ещё больше необходимо философам. Как осуществляется процесс тяготения масс друг другу Вы не знаете. Но может быть, Вы знаете как образовалась Вселенная? Если Вселенная расширяется, то что за процесс приводит её к расширению? Если Вселенной когда-то не было, то в каком процессе рождалась материя?
     
  4. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Как образовалась Земля (во Вселенной), изложено у Лапласа. Подтверждено дальнейшими исследованиями УЧЁНЫХ.
    Прочтите, если не знаете. Это для всех - АКСИОМА. Ваши вопросы относятся к ФИЗИКЕ (или - к ГЕОЛОГИИ), а - не к НАУКЕ философия.

    Насчёт так называемого "процесса тяготения масс друг другу" (по- Вашему) я уже подробно ответил Вам в теме "Основные законы философии". ПРОЧТИТЕ.

    И, пожалуйста, прекращайте Ваш бесплодный ФЛУД здесь, на ФФ.
    Поверьте, умнее от Вашего ФЛУДА Вы не становитесь.
     
  5. -ANALITIK-

    -ANALITIK-
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.06.11
    Сообщения:
    177
    Симпатии:
    0
    Стихов и песен не дождались...начались танцы.
    Батл самоопупения.
     
  6. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Вы, милейший, что-то перепутали.
    Тут Вам не танц-плац. Тут философский форум.

    То-то, мы глядим, что Вы человек весьма ДАЛЁКИЙ от НАУКИ философия. Несёте какую-то несусветную "ПУРГУ".
    Теперь понятно. Благодаря Вашему саморазоблачению. Вам нужен "батл до самоопупения".

    ФИЛОСОФАМИ, брат, не становятся. ФИЛОСОФОМ надо родиться. Ну, а коль "мама не заложила", то уж пардоньте.

    Успехов Вам. В дурацких соревнованиях по танцам. В "батле". А тут Вам явно делать нечего.
     
  7. ААЮ

    ААЮ
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    44
    Регистрация:
    17.07.07
    Сообщения:
    3.839
    Симпатии:
    38
    :) Вашими устами глаголет истина.
     
  8. Бахарев

    Бахарев
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    9
    Регистрация:
    27.11.10
    Сообщения:
    1.598
    Симпатии:
    9
    Как образовалась Земля (во Вселенной), изложено у Лапласа. Подтверждено дальнейшими исследованиями УЧЁНЫХ.
    Прочтите, если не знаете. Это для всех - АКСИОМА. Ваши вопросы относятся к ФИЗИКЕ (или - к ГЕОЛОГИИ), а - не к НАУКЕ философия.

    Физика это, прежде всего философия бытия материи. И началом всякой науки является воззрение на Вселенную, на звёзды и планеты. У Вас же как, оказывается, есть лишь вера в представления некоторых учёных, которые Вы воспринимаете как аксиомы. Суждений же, которые Вы могли бы отстаивать, у Вас нет, а потому и обсуждать с Вами нечего. У обожаемого Вами Ленина по логике никогда не было больше тройки. Сталин же велик лишь своими злодеяниями.
     
  9. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Вот Вы и раскрыли вашу истинную сущность.
    Вас мало интересуют проблемы ФИЛОСОФИИ.
    Вы пришли сюда, на ФФ, чтобы очернить ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. Не так ли?
    А поскольку Вам нечего возразить против НЕОПРОВЕРЖИМОГО учения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Вы переходите на оскорбления великих ФИЛОСОФОВ. На распространение сплетен, ЛЖИ, иезуитства.

    Какой же Вы, простите, ЯКОБЫ "Физик-философ"?
     
  10. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.797
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.410
    Симпатии:
    1.447
    ===
    статья из БСЭ ... не менее содержательна и важна
    Единство и борьба противоположностей

    Единство и борьба противоположностей, всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, "ядро" диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. и б. п. указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон Е. и б. п. снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Например, в биологической эволюции именно путём Е. и б. п. наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В физических процессах именно Е. и б. п., выступающие, например, как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для "драмы идей" в физической науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение Е. и б. п. в товарно-капиталистическом мире - это потребительная стоимость и стоимость; наиболее развитые противоположности капитализма - рабочий класс и буржуазия; капиталист выступает как персонификация капитала, как "... порождение труда, враждебное труду" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 307).

    Относительно внешняя сторона Е. и б. п. состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности (см. Рассудок) познаёт только эту, внешнюю сторону Е. и б. п. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты ("свет" и "тьма", абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия (см. Противоречие) и разрешение через борьбу. "Диалектика есть учение о том,... как бывают... тождественными противоположности..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 98). С точки зрения разумного диалектического мышления (см. Разум) действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).

    В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они "сходятся". Из этого представления выросла концепция поляризма (например, у Лао-цзы, в пифагореизме), которая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф. В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм). Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия - сначала противоречие обнаруживается в виде образа - "гармония лиры и лука" (Гераклит) или апории. Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон. В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей" развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте - учение о диалектике в деятельности "Я", Гегель - учение о Е. и б. п. как содержательно-логическом принципе. Последнее - одна из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики.

    В современной буржуазной философии преобладают две тенденции. У позитивистов противоположности сводятся к полюсам, а их отношение - к взаимной дополнительности (комплементаризм). У иррационалистов противоположности заключают якобы принципиально не выразимые познанием или неразрешимые антиномии (трагическая диалектика и т. п.). В маоистской лжедиалектике Е. и б. п. подменяется мифологическим представлением об извечной всеразрушительной войне между мировыми абсолютами и о фатальном расколе каждого предмета на антагонистические полюсы. Исходя из этого, маоисты находят антагонистические противоречия и в социалистическом обществе. Реформисты и правые ревизионисты, напротив, пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит методологическим "основанием" для их соглашательства с буржуазией в политике.

    В марксистской философии Е. и б. п. - фундаментальный методологический принцип. В. И. Ленин считал важным исследовать Е. и б. п. "... как закон познания (и закон объективного мира)" (там же, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама "истина есть процесс" (см. там же, с. 183).

    Выражение "борьба противоположностей" содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

    В обществе развитие совершается как Е. и б. п., присущих процессу, в котором люди (классы и т. п.) делают свою историю. Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. "Сосуществование двух взаимно-противоречивых сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с. 146). Однако в условиях классовых формаций созидательная диалектика процесса человеческой деятельности скована и изуродована классовым антагонизмом.

    Капитализм, последняя антагонистическая формация, порождает и формирует рабочий класс, призванный исторически в конечном счёте преодолеть мир антагонизмов. Поднимаясь в своём развитии и образовании, рабочий класс всё больше становится творчески-революционной силой, выступающей против всех форм социального гнёта. Он становится способным также "... сбросить с себя всю старую мерзость..." и создать коммунистическое общество (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).

    Марксистское понимание Е. и б. п. противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

    Закон Е. и б. п. не совместим ни с субъективизмом, подменяющим конкретные решения проблем предвзятыми абстрактными разграничениями, ни с объективизмом, не проникающим в противоречивость объективных процессов. Борцы за коммунизм видят в Е. и б. п. Философский принцип коммунистического идеала и метод его реализации в истории.
     
  11. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    ВЕРНО. "Статья из БСЭ ... не менее содержательна и важна...".

    Могу лишь повторить:
    Книга «БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (Основы философских знаний. Объективные законы развития природы и общества)» предназначена для широкого круга читателей, поставивших целью познать основы философских знаний. Изложенный в книге материал не требует специальной подготовки читателя. Книга может быть использована в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях.
    В этой книге в общедоступной форме излагаются основы философских знаний. Она написана для читателей, которые хотят получить связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в этом мире, способен ли человек познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как её лучше устроить и т. д. Автор книги: Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ.
    К.Гуляйпольский – автор многочисленных философских публикаций в СМИ, публицист (политический обозреватель), поэт.
    По всем вопросам, связанным с книгой, МОЖНО обращаться к автору по электронной почте: badygin@mail.ru
     
  12. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.797
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.410
    Симпатии:
    1.447
    ===
    А что вы можете ещё кроме деклараций и повторений?
     
  13. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    мы сами содаем противоположности
     
  14. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    «Инновационное мышление»... А что ОНО такое?

    ОБЪЕКТИВНЫЕ законы потому и называются объективными, что действуют независимо от нашего сознания. Хотим мы этого, или нет, ОНИ ДЕЙСТВУЮТ.

    Единственно научным методом познания действительности является ДИАЛЕКТИКА. Стройную систему диалектики как совокупности логических законов и категорий разработал в XIX веке великий немецкий философ Гегель. В частности, Гегель дал характеристику основным понятиям (категориям) диалектики, показал их взаимную связь, превращаемость друг в друга. Вот некоторые из них: единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность…

    Исходя из выше изложенного, я бы хотел АКЦЕНТИРОВАТЬ внимание вот на чём.
    Рассматривая «инновационное мышление» с точки зрения ОБЪЕКТИВНЫХ законов и философских категорий, необходимо помнить о следующем:
    1. ЭКОНОМИКИ без ПОЛИТИКИ не бывает. Это – две НЕРАЗРЫВНЫЕ объективные философские категории. Они противоречивы, но и едины. «Единство и борьба противоположностей» (Гегель). Экономика – базис. Политика – надстройка. Без базиса рухнет надстройка. А без надстройки становится БЕССМЫСЛЕННЫМ базис.
    2. «МОДЕРНИЗАЦИЯ» капитализма – это путь СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО развития. И не надо ничего выдумывать. Модернизировать («улучшить») капитализм невозможно. Можно лишь перейти на более высокую ступень развития. Поменять систему. Выйти на новую общественно-экономическую формацию.
    3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – это химера, придуманная невежественными толстосумами для дальнейшего СОБСТВЕННОГО обогащения. Смысл понятия «глобализация» противоречит ОБЪЕКТИВНОМУ закону – «Закону единства и борьбы противоположностей». Вот, как об этом сказал Папа Римский Иоанн Павел ІІ (в свою бытность): «Поскольку ГЛОБАЛИЗАЦИЯ руководствуется только законами рынка в пользу наиболее богатых, её последствия могут быть только негативными. Такие, например, как: подход к экономике как к абсолютной ценности, безработица,.. пропасть между бедными и богатыми, несправедливая конкуренция, которая ставит бедные нации в положение ещё большей униженности».

    И вот «ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ».
    Сразу же хочу предостеречь. Если речь идёт о попытках «модернизировать» (улучшить, усовершенствовать) капитализм путём повсеместного навязывания «инновационного мышления», то (с точки зрения диалектической философии) – это нонсенс. Абсурд. Нелепость. Несообразность.

    Что такое «ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ»? Это – объективное стремление человека совершенствовать производительные силы. Испокон веков. И ничего более.

    Было ли у человека «инновационное мышление» в условиях первобытно-общинного строя? Конечно, было. А в условиях рабовладельчества, феодального крепостничества? Безусловно, было. Это – объективный закон. Пик так называемого «инновационного мышления» был достигнут в условиях СССР. В условиях социализма. Здесь господствовала САМАЯ передовая в мире система школьного образования. Здесь была создана самая передовая в мире Советская НАУКА. Первым в космосе побывал гражданин СССР (Юрий Алексеевич ГАГАРИН, в 1961 году).

    Без ложной скромности сообщу, что у меня (лично!) имеется около 20-ти Авторских Свидетельств на изобретения в области машиностроения. Я награждён нагрудным знаком «Изобретатель СССР» (в 1980 году). Механизмы и машины, созданные мной (и под моим руководством – я бывший директор советского научно-производственного предприятия) до сих пор работают на всей территории СССР: в Москве, в Минске, в Серпухове, в Биробиджане, в Харькове, в Николаеве, в Усть-Каменогорске… И т.д.

    Что же случилось? Почему человечество оказалось отброшенным в своём развитии на десятки лет назад?

    На этот вопрос очень убедительно отвечает Маргарет ТЕТЧЕР: «Советский Союз – это страна, представляющая серьезную угрозу для западного мира, – сказала Тэтчер. Благодаря плановой экономике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов Советскому Союзу удалось достичь высоких экономических показателей. Процент прироста ВВП примерно в 2 раза выше, чем в наших странах… При рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков. Поэтому мы всегда предпринимали действия, направленные на ослабление советской экономики и создание у него внутренних трудностей…» (Как разваливали Советский Союз. Из откровений Маргарет Тэтчер в 1991 году).
    Впервые настоящая статья опубликована 30.10.2010. Здесь - с некоторыми сокращениями.
     
  15. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.797
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.410
    Симпатии:
    1.447
    ===
    Странные какие-то у вас выводы.
    Экономики без политики не бывает? Может стоило уточнить какой именно экономики, не бывает без какой именно политики.
    ...и почему же вы проблемы Советского Союза, на всё Человечество примеряете.
     
  16. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Отвечу, однако, на Ваши вопросы.
    1. Экономики без политики не бывает в масштабе государства.
    2. Проблемы СССР потому являются архи-значимыми, что СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ система есть более прогрессивная общественно-экономическая формация (на сегодняшний день), которая ОБЪЕКТИВНО (как и предсказывал марксизм-ленинизм-сталинизм) пришла на смену капитализму. Сейчас идёт борьба ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ между отмирающим капитализмом и прогрессирующем (повсеместно) социализмом.
     
  17. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ и ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

    Предметы природы люди преобразуют с целью удовлетворения своих потребностей. Например, чтобы создать (изготовить) автомобиль, люди добывают руду, плавят её, превращают в металл, который затем соответствующим образом обрабатывают. Создавая предметы труда, люди используют средства труда.

    Следовательно, предметы труда – это те вещи, на которые направлен человеческий труд, а средства труда – это машины, механизмы, оборудование, инструменты, производственные здания, различные виды транспорта и т.д. Всё это (вместе взятое: предметы и средства труда) составляют средства производства.

    Всякое производство немыслимо без орудий производства. Получить богатства природы одной только мускульной силы человека далеко ещё не достаточно. Добыть средства к жизни человек может только при помощи орудий труда. Причём, добыча богатств оказывается тем успешнее (тем больше), чем совершеннее, производительнее орудия труда.

    Однако сами по себе орудия труда ещё не дают человеку материальных благ. Материальные блага следует не только изготовить. Их надо использовать. Ими надо управлять. Например, самая совершенная машина, созданная в процессе производства, может остаться бесполезной вещицей, если к ней не прикасается человеческая рука. Только человек способен привести в действие орудие труда, организовать материальное производство. Поэтому человек является неотъемлемым элементом производства.

    Итак. Созданные обществом средства производства (прежде всего, орудия труда) и люди, производящие материальные блага, составляют производительные силы. Производительные силы определяют отношение человека к природе, его власть над ней. Важнейшим элементом производительных сил являются люди, трудящиеся массы. Творческий, созидательный труд людей заставляет работать произведенные ими орудия труда, заставляют их давать человеку множество необходимых ему материальных благ.

    Производство материальных благ люди осуществляют не в одиночку, а сообща, организуясь в общество. Поэтому труд всегда был и остаётся общественным. «Чтобы производить, люди всегда вступают в определённые связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» (К.Маркс).

    Отношения людей в процессе производства составляют производственные отношения, которые являются неотъемлемой стороной производства материальных благ.

    Таким образом, исторически сложившийся способ производства выступает как неразрывное единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

    Трудовые связи людей известны ещё со времён первобытнообщинного строя. Это были связи, например, по совместной охоте на зверя. С ростом производительных сил и разделением труда отношения людей становились всё более разнообразными. Устанавливались связи между земледельцами и скотоводами, земледельцами и ремесленниками, ремесленниками и торговцами и т.д. С развитием машинной индустрии связи производителей становятся ещё более разнообразными и разносторонними.

    История общества есть не что иное, как закономерное развитие общественного производства, как - необходимый процесс замены одного, низшего способа производства другим, высшим. Развитие производства – объективная необходимость, закон общественной жизни. Существует лишь один путь для удовлетворения потребностей всё возрастающего числа людей: постоянное развитие и совершенствование производства.

    Логичным будет утверждать, что основу производственных отношений составляют формы собственности, то есть отношение людей к средствам производства, а именно: господствующее или подчинённое положение различных социальных групп в процессе производства материальных благ.

    Если средства производства принадлежат самим производителям (трудящимся массам), то это – общественная собственность на средства производства. Здесь нет эксплуатации человека человеком.

    Если же средства производства находятся в руках отдельного индивида (хозяина) или принадлежат небольшой группе «владельцев», то это – частная собственность на средства производства. В этом случае трудящиеся массы находятся в подчинении к владельцам этих средств производства. Здесь производственные отношения являются отношениями господства и подчинения.

    Форма собственности на средства производства определяет форму распределения. Общественная собственность на средства производства обеспечивает принцип распределения по труду, которая отвечает интересам всех трудящихся. Все произведенные материальные блага принадлежат здесь самим трудящимся. В условиях же частной собственности на средства производства владелец средств производства присваивает себе львиную долю произведенных материальных ценностей, хотя непосредственного участия в производстве этих материальных ценностей мог и не принимать.

    Следует подчеркнуть (и это чрезвычайно важно), что производственные отношения складываются объективно, независимо от воли и желания людей. Те или иные отношения людей в процессе производства возникают лишь в том случае, если созрели производительные силы, которым эти отношения соответствуют.
    (Из популярного учебника К.Гуляйпольского "Борьба ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ...").
     
  18. furygide

    furygide
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    9
    Регистрация:
    06.06.09
    Сообщения:
    439
    Симпатии:
    8
    Все есть быть.
    И быть – ничто.
    Все - ничто?
    Да как же можно?
    Не понять мне ни за что
    Правда где, а где все ложно...
    Глуп ли я?
    То мой удел?
    Лбом все шишки собирая
    Тыкаться не в свой раздел
    этой жизни?
    Проклиная,
    Сам не зная для чего
    Все на свете!
    (Все – ничто?!)
    Где предел пассажам этим?
    Где есть жизнь без выкрутас,
    Размышлений всех напрасных?
    Где Христос, что всех нас спас?
    От чего он спас, скажите?
    И куда он нас привел?
    Где святая та обитель?
    Неужель она – ничто?
     
  19. furygide

    furygide
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    9
    Регистрация:
    06.06.09
    Сообщения:
    439
    Симпатии:
    8
    Уважаемый Кузьма, даже и не знаю в какую из тем вам писать, надо бы, наверно на ящик, да уж, ладно, звиняйте.
    Пршелси я по Вашим статьям в нэти. Знаете, мнение такое, что Вы хотите назвать меня Саньком, хотя меня Иваном зовут. Везде присутствует Ваше мнение-определение, кое не соответствет названию, каким наделили родители. Например, вы называете определенное общество капиталистическим, ссылаясь на "Кирилла и Мифодия"(уже современное представление, кажись-то), но в чужой монастырь... - ведь то общество себя называет по-другому. И впечатление, что Вы варитесь в собственных представлениях. Ну, енто, кашно, для некой аудитории и пойдеть(см. теорию резонанса), но истину мы найдем, ведь, только тогда, когда позовем:ей Мишка, и именно Мишка откликнется, а не кишка!!
     
  20. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    ВСТАВАЙ, ПРОСЫПАЙСЯ, РАБОЧИЙ НАРОД!

    Единства нет. В Союзе - трещина.
    Уронили Меч. Осквернили Щит.
    К власти рвётся белогвардейщина.
    Кто ж нас, люди, теперь защитит?

    Вставай, просыпайся, советский народ!
    Очнись от дурмана, не верь подлецам!
    Не к свободе ведут нас - наоборот:
    Разжигают ненависть к нашим отцам.

    Разрушают святыни наши до тла,
    Ненавистен им Флаг наш - Молот и Серп...
    Люди! Нету страшнее зла,
    Чем отнять у трудяги его же хлеб!

    Будьте бдительны! Нынче - не до покоя.
    Надевайте Щит. Навострите Меч.
    Дело выпало нам непростое –
    От подонков Отечество уберечь!

    Вставай, просыпайся, рабочий народ!
    1994.
    (Из сборника избранных стихов К.Гуляйпольского «Жить взахлёб…»
    http://www.proza.ru/2009/07/30/652 ).
     
Загрузка...