Дзен-буддизм и восприятие непревосходой сингулярности

Тема в разделе "Философские и религиозные учения", создана пользователем Jashoda, 14 авг 2010.

  1. Jashoda

    Jashoda
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    13.08.10
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    Добрый вечер, господа философы!

    После значительного перерыва в своих философских исканиях я взяла в руки книгу Дайсэцу Тайтаро Судзуки "Основы дзен-будизма".

    Предисловие к этому изданию написал уважаемый Карл Юнг, и в его рассуждениях о природе сатори проскользнула непонятная для меня категория - "непревосходная сингулярность". О восприятии непревосходной сингулярности как центральной проблеме дзена доктор Юнг пишет в связи с размышлениями о природе сатори. Но в чем философский смысл непревосходной сингулярности? Сингулярность - это единичность некоего феномена, если я правильно понимаю. Следует ли понимать Юнга в том смысле, что речь идет о каком-то единстве духа, или есть более специфические трактовки? Буду благодарна за разъяснения специалистов.
     
  2. kolarium

    kolarium
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    56
    Регистрация:
    09.01.08
    Сообщения:
    1.791
    Симпатии:
    39
    "Специалист" по дзен-буддизму, дающий "разъяснения"??? Круто!!!
    Пример непревосходной сингулярности:

    Ю Син-Чжоу спросил Нан-Цзюаня, мастера чань:
    - Что такое чань?
    - Умереть, стоя на голове, - ответил Нан-Цзюань.
    - То есть - как это? - удивился Ю Син-Чжоу.
    - Да очень просто, - усмехнулся Нан-Цзюань и, став на голову... умер.
    Увидев это, Ю Син-Чжоу тотчас обрел просветление.

    :dance: :dance:
     
  3. Jashoda

    Jashoda
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    13.08.10
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    :)
    Вы считаете, что непревосходная сингулярность - это и есть сатори? Могу понять, почему это сингулярность, но почему "непревосходная"? В смысле, что выше уже ничего нет?
     
  4. Jashoda

    Jashoda
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    13.08.10
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    Дело в том, что Юнг не отождествлял эти понятия, он писал, что "непревосходная сингулярность - главная проблема дзена".
    И я, конечно же, не имела в виду, что специалисты дзен-буддизма будут объяснять мне дзенский смысл понятия. Речь шла о специалистах философского категориального аппарата. Юнг ведь не дзен-буддист.
     
  5. kolarium

    kolarium
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    56
    Регистрация:
    09.01.08
    Сообщения:
    1.791
    Симпатии:
    39
    Уважаемая Jashoda,
    Собственно, меня приколола эта фраза - "специалист по дзен-буддизму", потому что показалась нелепой, чем-то вроде "специалист по жизни в целом" или "полет орла так же великолепен, как полет курицы" :)
    Как-то я уже здесь на форуме объяснял разницу между "профессионализмом" и "мастерством", можете глянуть здесь:
    viewtopic.php?f=3&t=952&start=80#p33430
    и там же, чуть далее.
    Главная проблема дзена не в "непревосходной сингулярности", а в том, что находятся люди, пытающиеся подвести под него теоретическую базу, пусть даже такие гениальные как Юнг. Попробуйте разобраться с тем, чтО вы понимаете под терминами "объяснение" и "понимание".
     
  6. petrov-garmony

    petrov-garmony
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    05.08.10
    Сообщения:
    1.063
    Симпатии:
    6
    Сингулярная иммантентность пропорционально перпендикулярна характеру тройственной семеричности.
     
  7. Jashoda

    Jashoda
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    13.08.10
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    Я нигде не употребляла выражение "специалист по дзен-буддизму". Слово "специалист" относилось к специалистам философии, к людям, которые чаще чем я читают специальную литературу и знают гораздо больше терминов, чем я.

    Все просто: я не прошу объяснить мне смысл дзен-буддизма, сатори и пр. Я прошу объяснить смысл данного термина - "непревосходная сингулярность", потому что я нигде не нашла его объяснения или расшифровки. А о "дзене" я упомянула только для того, чтобы было понятно, в каком контексте был упомянут термин.

    Под термином "объяснение", в данном контексте, я пониманию раскрытие сущностных качеств, характеристик объекта. А под "пониманием" - адекватное восприятие сознанием этого объяснения.

    Может, кто-то, кто читал Юнга, знает, что значит "непревосходная сингулярность"?
     
  8. Jashoda

    Jashoda
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    13.08.10
    Сообщения:
    9
    Симпатии:
    0
    Спасибо.
     
  9. kolarium

    kolarium
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    56
    Регистрация:
    09.01.08
    Сообщения:
    1.791
    Симпатии:
    39
    Уважаемая Jashoda,
    Прошу прощения за несколько несерьезный тон, взятый мною изначально, поскольку для меня дзен-буддизм ассоциируется с юмором, с приколом, и потому вопросы, которые люди задают по тем или иным вещам, связанным с дзен-буддизмом, мною воспринимаются как вопросы типа "а в чем тут прикол?", "а что здесь смешного?", "объясните, пожалуйста, смысл этого анекдота..." и т.п. :)

    В математике термин "сингулярность" используется в теории функций: точка сингулярности - нечто вроде критической точки: в ней функция может "рвануть" в бесконечность или резко "изломаться" и т.д. И в таких случаях нет смысла говорить о каком-то "движении", поскольку в данном случае производная функции либо не существует, либо так же, как и функция, уходит в бесконечность.
    Я не нашел у Юнга внятного объяснения этого термина "непревосходной сингулярности", но на примере функции могу сказать, что если точка сингулярности функции уходит в бесконечность (иногда математики используют бесконечность наравне с прочими вещественными числами), то такую сингулярность вполне можно назвать "превосходной", а если критическая точка представляет собою резкий излом (в такой точке производной не существует, если конечно, не считать "производную слева" и "производную справа", т.е., выражаясь по-философски, "производную до..." и "производную после...") - то в данном случае сингулярность будет непревосходной.

    А теперь попробуем перенести этот принцип на обычную жизнь. Пусть у нас условно на оси абсцисс откладывается время, а на оси ординат - духовный уровень (ну или, скажем, уровень развития человека)... Не очень заумно выражаюсь? :) Тогда жизнь человека между критическими точками можно рассматривать как "нормальную": он как бы живет "обычной жизнью": учится, работает, занимается духовными практиками, ищет истину, философствует и т.д. При этом его конечная цель (назовем ее Истиной) как бы находится где-то в бесконечности (превосходная сигнулярность). С точки зрения развития он может то идти вверх (производная функции больше 0), то немного деградировать, падать (производная меньше 0). Но тут всё на месте: с песнями вперед к светлому будущему.
    Когда же человек проходит точку непревосходной сингулярности (точку резкого излома функции), то его жизнь переводится в форсированный режим: какое-то одно неожиданное событие - и вся прошлая жизнь летит к чертям, человек переживает стресс, все его прежние представления о мире, о жизни, об истине превратились в пшик, и человек замирает в растерянности: что делать? куда идти? Логика здесь не работает, и потому нужно включать какие-то иные пласты сознания, которые прежде спали. И ИМЕННО В ТАКОМ СОСТОЯНИИ ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ, ВХОЖДЕНИЕ В САТОРИ, и именно на такие состояния мастера дзен-буддизма провоцируют своих учеников, вгоняя в них почти что насильно (поскольку сам человек в "нормальном" состоянии никогда в них не полезет - свят-свят!). Однако войти в состояние сатори человек может и должен САМОСТОЯТЕЛЬНО, никакой мастер неспособен это сделать силой, он может лишь предоставить ученику шанс, сорвав с него покровы психологической защиты.

    Поясню еще более просто. Сколько времени нужно человеку, чтобы постичь Истину (на другом языке - достичь просветления)? Честно говоря, вопрос поставлен некорректно. В "нормальном" (несингулярном) состоянии Истина представляет собою бесконечно удаленную цель, к которой человек обречен стремиться вечно, но живет надеждой ее найти. А вот когда человек находится в форсированном режиме... у него есть шанс понять, что Истина - везде, повсюду, и что некуда стремиться, она здесь и сейчас, он сам - Истина. Но это - лишь только шанс, который человек не обязательно использует. Так человек, потерявший свои очки, безуспешно ищет их по всей комнате, а потом обнаруживает... что они у него на носу, надеты и вообще не были потеряны. Что вы при этом почувствуете, когда догадаетесь ощупать собственный нос? :)
     
Загрузка...