Есть ли концепция Монотеизма в индуизме?

Тема в разделе "Философские и религиозные учения", создана пользователем rakovsky, 24 мар 2016.

?

Есть ли концепция Монотеизма в индуизме?

Это голосование будет закрыто 18 дек 2018 в 23:00.
  1. Да

    60,0%
  2. Нет

    40,0%
  3. Другой ответ

    0 голосов
    0,0%
  1. rakovsky

    rakovsky
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    24.03.16
    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    0
    Я читал, что Бог как личность в индуизме назывется Бхагавата, в отличии от Брахмана, который есть абсолют, божественность, реальность.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Васудева

    [​IMG]
    --- Добавлено, 24 мар 2016 ---
    Эту последнюю, подстроченную часть я не понял.
     
  2. rakovsky

    rakovsky
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    24.03.16
    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    0
    Также написано:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Кришнаизм

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/119/БХАГАВАТА

    Здесь в Шримад-Бхагаватам говорится о Верховной Личности Бога:


    Но кто такое этот "Бог"? Это же Кришна или некий "Бхагавата" или Брахман, то есть абсолют или реальность?

    Написано на сайте Парамартха:
    http://paramartha.info/veda-dharma-basics

     
    #2 rakovsky, 24 мар 2016
    Последнее редактирование модератором: 11 апр 2016
  3. Дарий

    Дарий
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    235
    Регистрация:
    12.11.15
    Сообщения:
    1.133
    Симпатии:
    199
    Концепция есть. Но назвать индуизм монотеистической религией нельзя. Это типично только для авраамических религий.
     
  4. Тишина

    Тишина
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    74
    Регистрация:
    26.03.13
    Сообщения:
    791
    Симпатии:
    63
    Индуизм, в своей изначальной форме - это монотеистическая религия. Подтверждение это Бхагават Гита. Кришна в данном писании говорит, что есть один Бог, что только ему стоит поклоняться.
    Кришна в данном случае является воплощением Господа на земле. Но это не значит, что Кришне нужно поклоняться, как человеку. Кришна говорит, что нужно почитать Всевышнего создателя всего сущего.
    Многобожие в индуизме связано с невежеством людей, хотя любые действия, даже через богов солнца и т.д. тварит сам Господь.
    Еслиб вы прочитали это писание, у вас бы просто не возникло таких вопросов.
     
  5. Владимир_С

    Владимир_С
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    78
    Регистрация:
    26.03.14
    Сообщения:
    2.787
    Симпатии:
    64
    Индуизм классическая физика , христианство квантовая. Такая хронологическом последовательность.
    --- Добавлено, 26 мар 2016 ---
    Один бог - одно лицо , два бога - два лица и т.д. Это классика.

    Один бог - три лица , это извините уже не классика
    --- Добавлено, 26 мар 2016 ---
    Различные модусы Кришны.

    IMG_20160327_022451.JPG


    В христианстве это - ересь модализма (от "модус") .
     
  6. rakovsky

    rakovsky
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    24.03.16
    Сообщения:
    13
    Симпатии:
    0
    Спасибо за ваши ответы. Я стараюсь понять суть этого Бхагавана - Ишвары.
    Согласно некоторым - Бхагаван - источник Брахмана, а некоторые другие говорят наоборот, Брахман - источник.

    Брахман - абсолют реальность, и кажется, что часто считается без лица. Все является частью Брахмана.
    Бхагаван - личность Брахмана. Значит - Бхагаван - лицо всей реальности? Значит, все что есть, в том числе и все люди и лица - частью Бхагавана? По сути лица людей на земле никак не могут находиться вне Бхагавана?
     
  7. Владимир_С

    Владимир_С
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    78
    Регистрация:
    26.03.14
    Сообщения:
    2.787
    Симпатии:
    64
    Полагаю что и эти вопросы тоже имеет смысл вынести на голосование.
     
  8. Созерцатель

    Созерцатель
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    373
    Регистрация:
    08.11.14
    Сообщения:
    2.970
    Симпатии:
    312
    rakovsky
    И Бог не только личен и имеет форму, Он может принимать форму Кришны, Христа или воплощаться в любое другое тело. И совершенно верно, что для исполнения желаний преданных Ему людей он проявляется в бесконечном количестве форм. И в то же время верно, что Он представляет собой не имеющее формы, неделимое, абсолютное Бытие, Сознание и Блаженство. Веды говорят о Нём одновременно, как о личном, имеющем форму и атрибуты, и, как о безличном, стоящем выше всех форм и всех атрибутов. Понимаете ли вы, как это может быть? Он подобен бесконечному океану абсолютного Бытия, Сознания и Блаженства.

    Отношение между Богом личным и безличным.

    И как в океане сильные холода могут заморозить известную часть воды, которая будет плавать по его поверхности, принимая различные формы, точно так же горячее благоговение (бхакти) может как бы сконденсировать известную часть Божества и заставить её являться в разных формах. Личный Бог, имеющий форму, существует ради своих бхакт (дуалистических поклонников). Но, когда встаёт солнце мудрости, глыбы льда тают и становятся опять водой; сверху, снизу и со всех сторон, всё проникает Бесконечная Сущность. Поэтому в писаниях есть молитва: «О, Господь, Ты личен и имеешь форму. Ты также безличен и не имеешь формы. Ты проявлял себя в человеческой форме и жил среди нас, но Веды говорят, что Ты выше слов и выше ума - невыразимый, неощутимый и немыслимый». Но в то же время можно сказать, что для некоторого класса бхакт Бог вечно личен и всегда имеет форму. Есть места на земном шаре, где лёд никогда не тает и кристаллизуется в постоянные формы.
    Бог и имеет форму, и не имеет формы. Никто не может сказать, что Бог такой и больше никакой. Для набожного человека (для бхакты или возлюбившего Бога) Господь является личным Существом, имеющим форму. Но для того, кто достиг состояния самадхи, в котором пропадает чувство «я», по пути правильного различения и знания, для того Он не имеющий формы, безличный и абсолютный Брахман.

    Брахман неличный и личный.

    То, что есть Абсолют (Ниргуна), безличный и выше всех атрибутов, есть то же самое, что личный Бог обладающий всеми атрибутами и Божественными качествами. И вместе с тем абсолютный Брахман неразделён от Божественной энергии (Шакти).
    Термин «Брахман» относится к тому аспекту Божества, который безличен и стоит выше всякой деятельности. Но когда мы начинаем думать о Нём, как о создающем, сохраняющем и разрушающем все явления, тогда мы называем его личным Богом, Божественной Матерью или Кали.


    Брахман и Шакти - одно и то же.

    В действительности нет различия между «Брахманом», или неличным Абсолютом, и «Шакти» или Божественной Матерью. Брахман и Шакти представляют собой одно и то же, как огонь и его сжигающая сила. Как под словом огонь мы подразумеваем его способность сжигать, так, говоря о горении, мы знаем, что говорим об огне. Постигая одно, мы постигаем и другое.
    Они составляют одно точно так же, как составляют одно - молоко и белый цвет молока. Мы не можем представить себе молока без его белого цвета.

    Они - одно и то же, как одно и то же бриллиант и его сверкание. Мы не можем представить себе бриллианта без сверкания.

    Они - одно и то же, как змея и её извилистые движения. Мы не можем представить себе змею без змеиных движений.

    Тот кто знает, что такое свет, знает также, что такое темнота. У кого есть идея феноменального мира, должен также иметь идею абсолютного Ноумена. Кто знает Шакти или личный аспект абсолютной Сущности, знает также неличного Брахмана. И, наоборот, кто постиг абсолютный Ноумен, постиг также и феномен. Кто познал Брахмана, познал также и личного Бога или Божественную Мать (Шакти).
    Шри Рамкришна
     
  9. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    278
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.884
    Симпатии:
    227
    Формула Духа (Бога) - Сат-Чит-Ананда. По-русски вечное существование (власть, свобода), вечное сознание - интуитивное знание и Блаженство - божественное удовольствие, наслаждение, счастье.

    Троица - проявление Бог в материи. Слово - Ом, святой дух - Атман, Отец - силы Бога.

    Отсюда и происхождение Вселенной, души, высших небесных сил Вселенной.

    Все это проявляется, доказывается духовной практикой.

    см. схему творения Схема творения
     
  10. Dharma

    Dharma
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    38
    Регистрация:
    11.04.16
    Сообщения:
    159
    Симпатии:
    32
    Веды - монотеистическое учение. Последователи Вед поклоняются одному единственному Богу.

    Вишну, Кришна, Нарайана, Вамана, Нарасимха, Рамачандра, Вараха, Брахман, Пуруша, Параматма и т.д. – все это один и Тот же Бог.

    У Бога нет никаких аспектов, Он всегда Один и Тот же целостный Бог. Бог не бывает безличным, локальным, ограниченным, содержащим что-то, а чего-то лишенным. Шастра протестует против любых попыток растащить Бога по разным аспектам.

    Само происхождение понятия «Брахман» грамматически происходит от слова bṛh, что означает «расширяться», «распространяться». Наш мир есть Его самораспространение, поэтому одно из Имен Бога – Брахман.

    vadanti tat tattvavidastattvaṃ yaj jñānam advayam
    brahmeti paramātmeti bhagavān iti śabdyate

    Сознают То знатоки Таттвы,
    Таттвой, Которой понимание, не допускающее деления:
    Брахман, Парам Атман, Бхагаван – так именуется. (Бхаг. 1.2.11)

    Те, кто знает Веду, те, кто знают Истину, Таттву, они обращаются к одной Истине, называя Ее Брахман, Параматман, Пуруша. Нетройственная Истина, единая Истина, единая Сущность, Которую нельзя разделить на личное, безличное, локальное, частичное. Это и есть Он, Брахман, вечный, неизменный Пуруша.

    Не знаю, разрешены ли здесь ссылки, но вот по этой теме можно подробнее посмотреть здесь:

    http://dharma-path.org/fornew/manygods.htm
    http://dharma-path.org/shastrakatha/BG10_12-15.htm

    Нет никакого смысла судить об учении Вед по Википедии или частным мнениям так называемых "ведических" лекторов, нужно изучать их в оригинале.
     
  11. Dharma

    Dharma
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    38
    Регистрация:
    11.04.16
    Сообщения:
    159
    Симпатии:
    32
    Пару слов о "безличном" аспекте Бога. Мало того, что Веды не поддерживают таких идей в принципе, достаточно просто поразмышлять на этот счет, чтобы увидеть нелогичность таких предположений.

    Если мы говорим о Боге, мы говорим о сознании, если мы говорим о сознании, мы говорим о личности. Не может быть сознание НЕличным, это нонсенс. То, что Бог сознателен, факт очевидный. Невозможно, не имея сознания, то есть случайно, задумать и создать материальный мир. Кто-то из мыслителей прошлого сравнивал идею случайного образования такой сложной структуры, как наша вселенная, со взрывом в типографии, в результате которого собрался из хаотичного набора букв толковый словарь русского (или любого иного) языка. Абсурд? Очевидно. Итак, если мы говорим о Боге сознательном, значит, мы говорим о Личности. Если нет личности, то чье же тогда сознание, способность сознавать? Кто выбирает, желает, планирует, создает, чувствует?…Сознание = Личность.

    Термин "ниргуна", который встречается в Шастре, означает, что Бог не определяется качествами, что Его нельзя заключить в границы любого из существующих качеств. Он - над качествами и может принять любое из существующих по Своему выбору. Но Бог - не бескачественный безличный "суп". Еще раз повторю: Брахман - просто одно из Имен Бога, но никак не "безличный аспект".

    oṁ namo bhagavate tubhyaṁ
    puruṣāya mahātmane 
    haraye ’dbhuta-siṁhāya
    brahmaṇe paramātmane (Молитвы Прахлада Господу Нарасимхе)

    Истинно поклонение Тебе, Господу, Пуруше, Величайшей Душе, (Тебе) Хари, поразительному Льву, Брахману, Параматме!
    --- Добавлено, 11 апр 2016 ---
    И вот здесь http://dharma-path.org/shastrakatha/BG8_20-22.htm на примере разбора стихов БГ можно посмотреть подробнее о термине "авйакта".
     
    #11 Dharma, 11 апр 2016
    Последнее редактирование: 11 апр 2016
Загрузка...