Формирование идей о планетарном сознании. Ноосфера

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем Evgus, 17 сен 2013.

  1. Evgus

    Evgus
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.08.13
    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    0
    Однако перейдем к другому понятию - "планетарное сознание", - которое сейчас широко упот-
    ребляется в различных публикациях. Вернемся назад, в историческое прошлое, и попытаемся устано-
    вить время его возникновения и проследить его генезис.
    Уже в V-IV вв. до н.э. мы находим учение Платона о "мировой душе", которая движет космо-
    сом. Учение продолжает Плотин (3 в. н.э.). У него "мировая душа", как одна из главных субстанций
    бытия, наряду с умом и космосом (телесным миром), заключает в себя все индивидуальные души.Че-
    ловеческая душа в своем развитии восходит от чувственного мира к единому, первоначалу всего су-
    щего.
    Понятие "мировая душа" вновь появляется в средние века в учении панпсихизма у итальян-
    ских неоплатоников и у Дж.Бруно. Затем его воспринимает немецкий романтизм и философия XIX в.
    Р.Шеллингу "мировая душа" представлялась принципом, бессознательно связывающим всю природу
    во всеобщий организм. Таким образом, учение о "мировой душе" изначально было космичным. В по-
    нимании Тагора абсолют, универсальная душа, обладающая сознанием (Брахман), также составляет
    сущность Вселенной и основу бытия.
    Утверждение, высказанное выше, о том, что вплоть до конца XIX в. отсутствовали представ-
    ления о глобальном уровне явлений, подтверждается и здесь.
    Ситуация несколько изменилась с возникновением теории "энергетического коллективизма"
    (19), вытекавшей, главным образом, из философии природы немецкого философа и химика Оствальда.
    Причиной всего природного, феноменального мира ему виделась не материя, а энергия, неразруши-
    мая субстанция. Распространив понятие энергии на все психические и социальные явления, Ост-
    вальд определял прогресс человечества мерой накопленной энергии. Н.Гартман, другой немецкий
    философ, вообще считал, что человеческая индивидуальность, личность не имеет будущего. Бессмер-
    тие принадлежит только человечеству. Уничтожение материи в конце истории освободит его при
    условии формирования коллективного начала, собираемого распавшимся по материальным клеткам
    духом (энергией) человека. В отношениях личного и всеобщего духа, мировой иерархии бытия, пос-
    ледний возвышается над индивидуальным сознанием, представляя собой некую целостность, обла-
    дающую собственной структурой и принципами.(20)
    В России под влиянием этих идей находился М.Горький. Создание бессмертного самосозер-
    цающего энергетического планетарного мозга рассматривалось им как окончательное достижение
    коллективного бессмертия и конец истории. Публицист М.Меньшиков развивал идею о том, что че-
    ловеческое общество генерирует своеобразное мыслительное поле, по крайней мере в городах, кото-
    рое воздействует на социальные процессы и объясняет "массовую психологию". Известные русские
    психиатры Сикорский и В.Бехтерев допускали возможность передачи мысли на расстояние. В 1908 г.
    [Наум] Котик публикует работу "Эманация психофизической энергии". Очевидно, приняв ее во вни-
    мание, Горький интерпретирует прогресс человечества как процесс накопления мозгового вещества
    у определенной категории людей. Посредством прямой передачи психофизической энергии осталь-
    ному человечеству, они включают его в процесс активной трансформации природы. В 1912 г. Ост-
    вальд, Р.Демель и Э.Синклер выходят с предложением о создании всемирного мозга, или Интерна-
    циональной Лиги ученых, которое поддержал Горький.(21)
    -------------------------
    (19). См.: Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель). - Вопросы фило-
    софии, 1991, N8. - С. 54-74.
    (20). Там же. См. также: Современная западная философия/Словарь... - С. 69-71.
    (21). Агурский.., с. 63-64.

    Вообще первая четверть ХХ в. была временем самых смелых научных гипотез, интересней-
    ших проектов и экспериментов. Научная мысль еще не столкнулась с неумолимо консервативной
    практикой.
    Совершенно новой страницей в развитии представлений о планетарных формах сознания
    явились идеи Тейяра де Шардена. В своей известной работе "Феномен человека" он писал:
    "Но по мере того, как под действием этого напора (роста населения планеты - Е.П.) челове-
    ческие элементы благодаря своей психической проницаемости все больше проникали друг в друга,
    их сознание (таинственное совпадение...) при сближении возбуждалось... Благодаря изобретению
    недавно железной дороги, автомобиля, самолета физическое влияние каждого человека, некогда ог-
    раниченное несколькими километрами, теперь расширилось на сотни миль. Более того, благодаря
    изумительному биологическому событию - открытию электромагнитных волн - каждый индивид от-
    ныне (активно и пассивно) одновременно находится на всех морях и континентах - он находится во
    всех точках Земли...
    Неоспоримо, и это вне всякой гипотезы, внешнее действие космических сил в сочетании с ис-
    ключительно высокой способностью к сращиванию наших мыслящих душ действует в направлении
    энергичной концентрации сознания, и это действие настолько сильно, что ему удается подчинить се-
    бе сами построения филогенеза..."(22)
    Шарден задается вопросом: почему и зачем нужно миру объединение? Ответ в его представле-
    нии о дальнейшей эволюции человечества как о мегасинтезе и прогрессирующем возрастании созна-
    ния, которое, в свою очередь, порождает действие к единению. Уже в начале ХХ в., по убеждению
    Шардена, вся совокупность "мыслящих сил и единиц" была вовлечена во всеобщее объединение, все
    части человечества проникали друг в друга и сплачивались в единый блок вопреки тенденции этих
    частей к разъединению, что совершенно естественно, если видеть в этом высшую точку организации
    космического процесса. Для него это "мыслящий покров" или "зародыш планетарных размеров", ко-
    торый развертывает и перекрещивает свои волокна. Двери в будущее, вход в свехчеловечество от-
    кроются лишь под совместным напором всех и "в том направлении, в котором все вместе могут сое-
    диниться и завершить себя в духовном обновлении Земли".
    Теперь, чтобы снабжать человека всем необходимым, требуется целый земной шар. И сама
    Земля предстает великим телом со своей нервной системой, своей памятью, телом великого сущест-
    ва, долженствующего прийти, чтобы удовлетворить стремления, порожденные в человеке приобре-
    тенным сознанием солидарности и ответственности за целое, находящееся в состоянии эволюции.(23)
    Речь шла о новом эволюционном состоянии Земли (конечно гипотетическом) - о "ноосфере"
    или "сфере разума".
    -------------------------
    (22). Шарден Т. Феномен человека/Слияние мысли: см. в библиотеке сайта.
    (23). Там же.

    В.И.Вернадский, будучи геохимиком, подвел под философскую идею о ноосфере научную
    базу, имеющуюся к тому времени в геологии, обобщив огромное количество данных из других обла-
    стей знаний. В неоконченной работе "Научная мысль как планетное явление" (Гл.I) мы находим ос-
    новы его учения о ноосфере.(24)
    Вернадский понимал, что теория ноосферы не будет иметь права на существование без дока-
    зательств (хотя бы относительных) онтологического статуса единства. И он излагает аргументы в
    пользу формирующегося единства человечества.(25)
    Вернадский сделал попытку проследить в истории философской мысли и религий различных
    народов и культур синтезирующие, объединяющие на общечеловеческом уровне, тенденции. Вывод
    не оставляет ему места для сомнений: философия бессильна возместить духовное единство, связую-
    щее человечество; духовное же единство религий оказалось утопией. Та же участь постигла и госу-
    дарственную мысль в ее усилии осуществить человеческое единство в форме единой государствен-
    ной организации.
    Другое дело наука.
    История научной мысли выступает ни много ни мало в качестве "природного процесса исто-
    рии биосферы", а сам человек - это определенная функция биосферы (!). Ноосфера - "всего лишь"
    (Е.П.) переработанная научной мыслью биосфера. Рост научного знания служит основной геологи-
    ческой силой, которая и созидает ноосферу. Однако начало ноосферы было уже отмечено борьбой с
    млекопитающими за территорию.
    Вернадский ищет и находит обоснования тому, что именно наука способна быть источником
    движения к светлому, как он убежден, будущему мировой цивилизации - ноосфере, т.е.царству разу-
    ма:
    - К началу ХХ в. в ясной реальной форме обнаружилась возможная для создания человечес-
    кого единства сила - научная мысль.
    - Впервые в истории она выявилась, с одной стороны, в форме логической обязательности и
    логической непререкаемости ее основных достижений и, во-вторых, в форме вселенскости, - охвата
    ею всей биосферы, всего человечества.
    Далее Вернадский конкретизирует свой тезис:
    "Таким образом, ... есть часть науки общеобязательная и научно истинная . Этим она резко от-
    личается от всякого другого знания и духовного проявления человечества (философии и религии -
    Е.П.) - не зависит ни от эпохи, ни от общественного и государственного строя, ни от народности и
    языка, ни от индивидуальных различий.
    Это:
    1) Математические науки во всем их объеме.
    2) Логические науки почти всецело.
    3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения
    - научный аппарат, взятый в целом." (26)
    Все составляющие единой науки находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая,
    все время увеличивается.
    --------------------------
    (24). Обоснование Вернадским учения о ноосфере сводится к следующему:
    - Человек как всякое живое природное тело неразрывно связан с определенной геологи-
    ческой оболочкой нашей планеты - биосферой, резко отличной от других оболочек планеты; строение
    ее обусловлено своеобразной организованностью.
    - В научном сознании возникло представление о геологическом значении Homo sapiens;
    наукой выявлено новое состояние биосферы - ноосферное.
    - Научная мысль еще не вошла в жизнь. Мы по-прежнему находимся под сильным влия-
    нием не изжитых поныне философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности совре-
    менного знания.
    - Научное знание проявляется как геологическая сила. Процесс этот связан с формирова-
    нием человеческого мозга.
    - За последние 10-20 тыс. лет, выработав в социальной среде научную мысль, человек
    создает в биосфере новую геологическую силу, которой раньше не было. Под влиянием научной
    мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу.
    - Научная мысль как проявление живого вещества не может быть обратимым явлением.
    Она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени.
    - Рост научной мысли и его давление на чуждую живому веществу (косную) среду био-
    сферы все время увеличиваются благодаря действию массы создаваемых машин, изобретение и про-
    изводство которых в ноосфере подчиняется тем же законам, что и размножение живых организмов,
    т.е. выражается в геометрических прогрессиях.
    - История научного знания есть одновременно "история сознания в биосфере новой гео-
    логической силы - научной мысли". Это история нового выражения организованности биосферы,
    сложившегося стихийно, как природное явление. Она не случайна, но закономерна, как закономерен
    палеонтологический процесс, создавший мозг Homo sapiens и ту социальную среду, в которой прояв-
    ляется научная мысль, новая геологическая сознательно направляемая сила. - Вернадский В.И. Науч-
    ная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. - С.13-26.
    (25). Дословно В.И. Вернадский выразил свою мысль так: "Человечество едино, и хотя в подав-
    ляющей массе это сознается, но это единство проявляется формами жизни, которые фактически его
    углубляют незаметно для человека, стихийно, [в результате] бессознательного к нему устремления.
    Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее
    в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия -
    большие или малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, телефон, радио,
    аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быст-
    рыми. Ежегодно организованность их увеличивается, бурно растет." - Там же, с. 27-28.
    (26). Там же, с.117.

    Хотелось бы обратить внимание читателей еще на пару моментов в концепции Вернадского.
    Биосфера, обнимающая весь земной шар, имеет строго обособленные размеры. Между кос-
    ными природными телами и живым веществом биосферы идет непрерывный материальный и энер-
    гетический обмен. Он закономерно меняется во времени и всегда стремится к устойчивому равно-
    весию.
    Живое вещество является носителем свободной или биогеохимической энергии. Деятельность
    человеческих обществ генерирует и высвобождает намного большую по интенсивности энергию, ко-
    торая вызывает миграции химических элементов. Вернадский назвал ее энергией человеческой куль-
    туры, формирующей ноосферу.
    Необратимость эволюционного процесса связана с особыми свойствами пространства, за-
    нятого телом живых организмов, с его особой геометрической структурой или состоянием (П.Кюри).
    Неравенство левых и правых сторон в организме (Л.Пастер) геометрически характерно только для
    пространства, где векторы полярны и энантиоморфны. Поэтому не случайными могут быть отсутст-
    вие прямых линий и выраженная кривизна форм жизни. Повидимому, предположил Вернадский,
    внутри организмов мы имеем дело не с пространством Евклида, а с пространством Римана. Прост-
    ранство жизни иное, чем пространство косной материи.
    На мой взгляд, Вернадский здесь приблизился к объяснению особых свойств сознания, но он
    не сделал такой попытки.
    Вернадский руководствовался строго научной (и в основе своей - не только позитивистской,
    но и материалистической) схемой развития: из неживой природы естественным образом эволюци-
    онирует живая природа, из животного мира - человек, а сознание является продуктом высокоорга-
    низованной материи - мозга.
    Преобразованная человеком биосфера, созданная им техника и материальная культура вопло-
    щали для Вернадского научную, творческую мысль.
    Сознание как самостоятельный предмет и объект исследования Вернадским не выделялось.
    И это не случайно. Сознание традиционно считалось предметом философским, и психология, уже
    будучи научной дисциплиной, оставалась тесно связанной с философией.
    Ясно, что свойства сознания иные, чем свойства материальных предметов и биологических
    тел (или косного и живого вещества). Сознание не может быть сведено к природной среде и мате-
    риальной культуре, даже если оно явно воздействует на эту среду.
    Бог как независимая субстанция, субъект или как наличествующее всюду сознание у Вернад-
    ского отсутствует. Известно, что в переписке с К.Э. Циолковским он отвергал идею существования
    Космического Разума.
    В учении Вернадского о ноосфере мы наблюдаем абсолютизацию науки и ее роли. "Наука есть
    создание жизни" - в этом кредо и пафосность мировоззрения В.И.Вернадского.
    К концу столетия мы уже переболели так называемым сциентизмом, который закономерно со-
    провождался антисциентизмом. Многие разрушающие последствия научно-технической революции
    стали очевидны. Но путь Разума и технического развития необходим.
    Первая половина ХХ в. отмечена деятельностью еще одной гениальной личности - Шри Ауро-
    биндо - йога, мыслителя, поэта, одного из первых руководителей индийского национально-освободи-
    тельного движения. Масштабы его идей потрясают воображение. Вероятно, он намного опередил
    время, и, может-быть, поэтому, цели, которые он перед собой поставил, ему осуществить не удалось.
    Хотя, надо признаться, его взгляды с позиций науки воспринимаются не иначе, как философско-рели-
    гиозная фантазия и чистейшая утопия.
    В отличие от Вернадского Шри Ауробиндо средством дальнейшей эволюции цивилизации
    видел разум не человеческий, а космический, божественный. В Ведах им было найдено упоминание
    о новой, еще не проявлявшей себя на Земле духовной космической силе, названной им "Супрамен-
    талом". Он был убежден в том, что человеческий ум, зажатый логико-понятийным мышлением, пре-
    пятствует (впрочем, как и все современное человеческое сознание) развитию на Земле высших форм
    космического разума и сознания, а следовательно, - и преображению человека и его земного сущест-
    вования.
    Следуя индийской религиозно-философской и духовной традиции, Шри Ауробиндо считал
    творящим, организующим началом мироздания дух и сознание в их всеобщих формах. Именно их (все-
    общих форм) действие проявляется на Земле в сознании людей. По Шри Ауробиндо существуют кос-
    мические (внеземные) уровни разума, среди них - Надразум и Сверхразум. Надразум - это "сила кос-
    мического сознания, первоисточник глобальнного знания". (27) Сверхразум воплощает собой единст-
    во (28).
    Большое значение Шри Ауробиндо придавал формированию коллективного сознания.
    В 1926 году он достаточно ясно выразил свое понимание коллективного сознания (разума). И
    здесь я хочу обратиться к книге А.Пурани "Вечерние беседы со Шри Ауробиндо" (уже процитирован-
    ной мной в комментариях):
    "Ш.А.(Шри Ауробиндо): Газеты - истинное отражение коллективного разума.
    У.(ученик): Хроника человечества.
    У.: Но ведь раньше они такими не были.
    Ш.А.: Раньше не существовало и коллективного разума, он еще не был организован. То же са-
    мое можно отнести и ко всем прочим явлениям современности: к прессе, театру, радио, - ими все
    низводится до уровня толпы."(29)
    Итак, эволюционное развитие человечества может обеспечить только совершенно новая для
    Земли космическая сила - Супраментальная. Но для ее воплощения здесь нужны особые благоприят-
    ные обстоятельства, которые, по мнению Шри Ауробиндо, в некоторой степени имели место уже в
    первой половине ХХ века. Приведу другую цитату из "Вечерних бесед":
    "У.: Исходя из чего вы приходите к заключению, что универсальные условия для нисхожде-
    ния Сверхразума достигли большей, чем прежде, зрелости?
    Ш.А.: ...знания о физическом мире возросли настолько, что оказались на грани прорыва соб-
    ственных границ...
    И еще, мир стал чем-то более цельным, причиной этого являются открытия современной на-
    уки: самолеты, железные дороги, беспроволочный телеграф и так далее. Подобное единство являет-
    ся условием нисхождения Высшей Истины..."(30)
    Нисхождение достижимо средствами йоги - Сверхразум способен опуститья через сознание
    одного человека или группы людей.
    Почему же нисхождения не произошло? Причиной стал "недостаток восприимчивости Земли
    и людей".(31)
    -------------------------
    (27). Интегральная йога Шри Ауробиндо. М.: Никос, 1992. - С. 366.
    (28). Суть Сверхразума Шри Ауробиндо объяснял следующим образом:
    "Ш.А.: Видите ли, разум функционирует на основе разделения. Истину он воспринимает
    лишь по частям, один аспект за раз; но он ведет себя так, словно эта часть является целым... подоб-
    ная основа сама является ложной.
    Сверхразум - это единство; на основании единства он познает разделение. Это - ближайшая
    к нам ступень на пути к Божественному. Разумеется, он работает и в Разуме. Но... разум... не может
    выражать истину в ее полноте...
    Признаком достижения Сверхразума является исчезновение нужды в мыслях или в мышле-
    нии, как мы его понимаем. В Сверхразуме вам не нужно думать. Это не означает, что мыслей вов-
    се не существует, что мы - чистая доска. Здесь работает нечто самосуществующее.
    У.: Как?
    Ш.А.: Вы не поймете этого.
    У.: Но как же может работать разум, если мысли отсутствуют?
    Ш.А.: В вашем разуме мысли движутся от одной точки к другой, затем к третьей и так далее.
    Затем вы суммируете и связываете их отношениями причины и следствия. А теперь представьте се-
    бе, что одновременно возникает сотня этих мыслей, объемлющих собой все и вся, до малейших де-
    талей, - возникает практически мгновенно. Можете ли вы себе это представить? Это и есть мысль
    Супраментала." - Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо. Т.2. - СПб.: Комплект, 1994. -
    С.145-146.
    (29). Там же. С. 105.
    (30). Там же. С. 147.
    (31). Ауробиндо Шри. Практическое руководство по интегральной йоге. - К.: "Преса Украiни",
    1993. - С. 228.
     
  2. Мордасов Сергей

    Известная личность

    Репутация:
    36
    Регистрация:
    19.02.12
    Сообщения:
    4.033
    Симпатии:
    27
    Evgus писал(а):
    Уважаемый Evgus, ни какого "планетарного сознания" нет, есть индивидуальное сознание человека. Можно сколько угодно брать термин "планетарное сознание" в кавычки, от этого оно возникнуть не может.
    Уважаемый Evgus, не надо идеализировать Платона, лучше вспомните, что он писал о себе:
     
  3. Платоний

    Платоний
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    10.09.13
    Сообщения:
    209
    Симпатии:
    6
    Текст темы очень напоминает школьное изложение. Где проблемная точка или тезис?
     
  4. frato

    frato
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    89
    Регистрация:
    01.07.16
    Сообщения:
    358
    Симпатии:
    76
    Интернет и есть ноосфера.
     
  5. Владимир Тихонов

    Известная личность

    Репутация:
    147
    Регистрация:
    27.07.06
    Сообщения:
    1.274
    Симпатии:
    131
    Согласен. Много букв. В чём цель топика?
     
  6. А.Б.В.

    А.Б.В.
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1.187
    Регистрация:
    11.06.15
    Сообщения:
    5.036
    Симпатии:
    1.019
    На даты смотрите, топик уж три года как почил.
     
Загрузка...