Фундамент гуманитарных наук

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем Владимир С., 18 ноя 2011.

  1. Владимир С.

    Владимир С.
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    29.11.08
    Сообщения:
    151
    Симпатии:
    1
    ПРЕДИСЛОВИЕ.
    Понятие «личность» имеет несколько значений, в контексте же данной статьи принципиально важным является лишь одно из них. Вот как определяют это значение некоторые словари и энциклопедии…
    …Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида.
    …Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
    …Относительно устойчивая система поведения индивида.
    …Человек с точки зрения черт его характера, поведения.
    Позволю для ясности обобщить эти дефиниции и дать более внятное определение личности …
    Личность человека определяется индивидуальной структурой и индивидуальным характером его реакций и проявлений, иначе – характерологической структурой.
    Теперь обратимся к словарям и энциклопедиям ещё раз, и посмотрим, что изучает психология…
    …Отражения индивидом объективной реальности.
    …Совокупность объективных реакций индивидуума.
    …Как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.
    …Закономерности, механизмы и факты психической жизни.
    Если сопоставить определения предмета, который изучает психология с определениями личности приведёнными выше, то можно легко заметить, что предметом изучения психологии является именно личность, и именно в том значении, в котором это понятие здесь рассматривалось.

    Психологию нельзя считать наукой в полном смысле этого слова, хотя бы потому, что она не имеет общепринятого мнения о базовой характерологической структуре личности, отталкиваясь от которой, можно было бы развивать единую, научно-целостную теорию. В нынешней ситуации, когда характерологическая структура личности, как общепринятая научная база не определёна, психологи подобны слепцам из известной притчи, в которой незрячие люди ощупывали разные части тела слона, и делали весьма противоречивые выводы об экстерьере животного.
    В качестве исходных положений определяющих базовую, характерологическую структуру личности, примем следующие утверждения…
    Характерологическая структура личности тождественна структуре реакций и проявлений личности.
    Структура реакций и проявлений личности определяется структурой её мотиваций.
    Структура же мотиваций определяется структурой потребностей.
    Таким образом, общепризнанная и достоверная в своей доказательной очевидности классификация потребностей человека, могла бы являться универсальной матрицей для определения характерологической структуры личности.
    В качестве исходного рабочего материала для определения структуры потребностей, используем наиболее полные и системные классификации разработанные Генри Мюрреем, Абрахамом Маслоу и Станиславом Борисовичем Кавериным.

    Пропустим анализ классификаций потребностей, дабы не утомлять читателя...

    4. ИТОГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
    Несмотря на кажущуюся разгромность проведённого выше анализа, 42 потребности из 44, или отнесены к архетипическим потребностям, или приняты каких их частные проявления. То есть, почти все потребности рассмотренные выше, будут так или иначе фигурировать в предлагаемой ниже классификации, что в достаточной мере может свидетельствовать о парадигматической полноте тех семи пунктов из которых она состоит.
    4.1 Физиологические потребности.
    Лень – двигатель прогресса. В этой известной шутке заключён образ одной из главнейших человеческих потребностей, потребности в физическом комфорте, который по библейски фатально (в поте лица своего будешь есть хлеб свой) нарушается тяготами трудовых усилий. Если бы в результате приложения трудовых усилий не удовлетворялись другие потребности, то человечество вероятно прекратило бы всякую трудовую деятельность, и деградировало в праздности.
    К счастью, потребности находятся в противоречии друг с другом, что поддерживает личность в неком мотивационном балансе. В случае же если какая-либо потребность становится доминирующей, то тогда у человека возникают социальные, психологические, и даже психические проблемы. Так например люмпенизация личности в большинстве случаев обусловлена именно тем, что потребность в праздности стала для неё непреодолимой.
    Основные физиологические потребности…
    Потребность в физическом комфорте.
    Потребность в пище.
    Сексуальная потребность.
    Интересно отметить, что доступность этого нехитрого набора удовольствий, ассоциируется у человека с райской комфортностью существования.

    4.2. Потребность в безопасности.
    Потребность в безопасности не отнесена физиологическим потребностям, хотя бы потому, что физиологические потребности являются позитивными мотивациями (желаниями), потребность же в безопасности является мотивацией негативной (нежеланием).
    Основные причины физиологических страхов…
    Страх перед дискомфортом бедности.
    Страх перед насилием.
    Страх перед болью.
    Страх перед болезнями.
    Страх смерти.
    Страх перед голодом.
    Страх перед наказанием.
    Страх перед мистическим воздействием.
    Страх перед дискомфортом зависимости, несвободы.

    4.3. Эмоциональная потребность.
    Неудовлетворённая эмоциональная потребность (скука), обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях. В действительности же, потребность в эмоциях преследует человека непрерывно. Бездеятельность при отсутствии внешних источников впечатлений, тут же приводит человека в состояние сенсорного голода, который и толкает человека к действию.
    Основные способы насыщения эмоциональной потребности.
    Трудовая, повседневная деятельность.
    Социальные контакты.
    Размышления. Мечты.
    Информация. Познание.
    Развлечения. Зрелища.
    Творчество. Увлечения.
    Эстетические впечатления.
    Игры. Соревнования.
    Приключения. Путешествия.
    Алкоголь, наркотики.
    Негативные же, или даже избыточные чувства, эмоции и впечатления оборачиваются такой разновидностью эмоциональной потребности, как потребность в психо-эмоциональном комфорте.


    4.4. Потребность в благоприятном и лестном мнении о себе.
    (Потребность в уважении).
    Потребность в уважении можно разделить на две составляющие…
    1. Благоприятное мнение окружающих (репутация), определяется должным исполнением общепринятых поведенческих норм, очень сильно разнящихся в разные времена и в разных социальных средах.
    2. Лестное мнение окружающих (престиж), определяется причастностью человека к предметам социальной значимости.
    Предметами социальной значимости могут являться…
    Благополучие, благосостояние.
    Ценности, вещи.
    Авторитетность, влиятельность.
    Звание, должность.
    Знакомства, родство.
    Просвещенность, компетентность.
    Заслуги, достижения.
    Мастерство, способности.
    Первенство, лидерство.
    Известность, слава.
    Прогрессивность, модность.
    Независимость, исключительность.
    Бесстрашие, сила.
    Привлекательность, красота.
    Стиль жизни, род занятий.
    Проявления потребности в уважении.
    Страдание от собственной незначительности.
    Страх перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением.
    Страх перед насмешкой, осуждением и презрением.
    Мнительность, подозрительность, ранимость, застенчивость, страх публичности, обидчивость, злопамятность.
    Чувство ущербности и неполноценности.

    4.5. Потребность быть объектом внимания.
    (Демонстративная потребность).
    Проявления демонстративной потребности.
    Стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный).
    Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.
    Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).
    Стремление к известности и славе.
    Стремление к общению и социальным контактам.
    Демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, эпатажность.

    4.6. Потребность в превосходстве.
    Проявления потребности в превосходстве.
    Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.
    Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.
    Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.
    Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.
    Стремление влиять, поучать и убеждать.
    Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов.
    Стремление превзойти других, достичь высшего уровня.
    Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).
    Человек эмпатичный, старается не демонстрировать своего превосходства, дабы не уязвлять гордость окружающих. Аэмпат же, способен удовлетворять свою потребность в превосходстве не только в демонстративной, но и в агрессивной форме.
    Демонстративные и агрессивные проявления потребности в превосходстве.
    Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство.
    Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность, вандализм.
    Стремление унизить, оскорбить, опорочить.

    Следует отметить, что потребности самоутверждения (в уважении, превосходстве и демонстративная потребность) настолько тесно взаимосвязаны между собой, что зачастую бывают просто неразделимы. Их дифференциация, представленная в данной работе, призвана хоть в малой степени систематизировать этот огромный мотивационно – поведенческий симптомокомплекс.

    4.7. Эмпатическая потребность.
    В отличие от прочих потребностей, которые по сути тождественны личным интересам, эмпатические мотивации обуславливаются чувствами и интересами окружающих. Эмпатическая потребность, это потребность в психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования.
    Эмпатическая потребность в психологическом комфорте окружающих, проявляется в таких формах благожелательности как…
    Деликатность, тактичность, предупредительность.
    Великодушие, снисходительность, терпимость.
    Сочувственность, сострадательность.
    Отзывчивость, участливость.
    Доброта, жертвенность, щедрость.

    Аэмпатичность же, оборачивается такими проявлениями как…
    Бестактность, неделикатность, невежливость.
    Бесцеремонность, наглость, дерзость.
    Бессердечность, черствость, жестокость.
    Грубость, хамство, циничность.
    Заботиться о психологическом комфорте окружающих и соблюдать их интересы предписывают так же и правила относящиеся к категориям этики, но они носят нормированный, ситуационный, обязывающий и демонстративный характер. Исполнение общепринятых норм вежливости продиктовано лишь потребностью в благоприятном мнении о себе. Многообразие же, чистосердечность, самоотверженность и тонкость эмпатических (нравственных) проявлений дружественности не способны предусмотреть ни какие поведенческие нормы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Таким образом, мы можем видеть что всё многообразие человеческого поведения определяется всего семью архетипическими потребностями, которые собственно и определяют характерологическую структуру личности…
    1. Физиологические потребности.
    2. Потребность в безопасности.
    3. Эмоциональная потребность.
    4. Потребность в уважении.
    5. Демонстративная потребность.
    6. Потребность в превосходстве.
    7. Эмпатическая потребность.

    Структура мотивированности теми или иными потребностями носит индивидуальный характер. Сила мотивированности охватывает диапазон заинтересованности от полного безразличия, до страсти. Именно эта индивидуальность структуры мотиваций и определяет характерологическую конституцию личности.
     
  2. A.M.

    A.M.
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    08.04.10
    Сообщения:
    1.180
    Симпатии:
    3
    Re: ФУНДАМЕНТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    Господа Мюррей, Маслоу и Каверин славно потрудились - протащили через мегасистематизатор всё человеческое потреблятство. В результате получился портрет пылесоса с огромной-преогромной горловиной, всасывающей в себя и вещество (п.1), и впечатления (п.3), и понты (п.4), и внимание себе подобных пылесосов (п.5). Кроме того это трусливое (п.2) чудовище зачем-то жаждет гнобить других (п.6), но почему-то не всех (п.7).
    Думаю, очень забавные гуманитарные науки вырастут на таком фундаменте...

    P.S. А с какой такой радости они отнесли сексуальную потребность к физиологическим?
     
  3. Владимир С.

    Владимир С.
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    29.11.08
    Сообщения:
    151
    Симпатии:
    1
    Re: ФУНДАМЕНТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    Они честно пытались романтизировать человека, но я, со свойственной мне суровостью, поставил на место их простодушное благодушие. :aggressive:
    Цитирую из пропущенного, возможно эти пункты покажутся спорными...

    1.16. Потребность понимания (интеллектуальная направленность, стремление понять).
    Но ведь никто не будет разбираться в том, что ему совершенно неинтересно. «Потребность понимания» движима или эмоциональной потребностью, получающей в открытии неведомого удовольствие от игры ума, или материально-практическими интересами, для которых осведомлённость бывает весьма полезна.

    2.3. Потребность в принадлежности и любви.
    «Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего» (А.М.)

    Стремление к социальности может быть обусловлено не только эмпатической потребностью, но и эмоциональной (для некоторых, общение – главнейший источник эмоций и впечатлений), и потребностью быть объектом внимания, и потребностью в безопасности.

    2.5. Потребность в познании и понимании.
    Одинаковы ли мотивации к «познанию и пониманию» у ребёнка, бизнесмена, студента, философа, разведчика, интригана, политика, учёного? Очевидно, что нет. Но если выделить из этих, по-разному мотивированных устремлений к знанию чистую любознательность, лишённую всяких честолюбивых и прагматических целей, то станет очевидно, что познание неведомого - это всего лишь один из способов удовлетворять эмоциональную потребность посредством открытия тайн и загадок. Если в получении знания нет той эмоциональной составляющей, которая сопровождает проникновение ребёнка во внутренности игрушки, то в этом случае, необходимость в получении информации будет обусловлена материально-практическими интересами.

    2.6. Эстетические потребности.
    Для подростка средоточием красоты является фасон модных штанов.
    Для автолюбителя – журнал с фотографиями упоительно дорогих автомобилей.
    Для домохозяйки – расцветка обоев.
    Для кинолога – экстерьер собаки.
    Для девочки – кукольное платье.
    А например учёный – энциклопедист может быть напрочь лишён художественного вкуса, и никогда в жизни не испытает ни какой эстетической потребности. Восприятие красоты, как и упоминавшиеся здесь: игры, творчество, общение, тайные знания, является лишь ещё одной возможностью для насыщения эмоциональной потребности.

    3.3. Потребность эмоционального контакта.
    3.4. Потребность в общении.

    Общение, как уже здесь отмечалось, прежде всего является одним из способов эмоционального насыщения, то есть удовлетворения эмоциональной потребности, таким же как например игры, зрелища, развлечения…

    3.11. Потребность в самовыражении.
    3.12. Потребности в творчестве, творческом труде.

    Самовыражение личности, всегда является процессом творческим, даже если область самовыражения далека от привычных категорий искусств. Но если некое творческое занятие скучно для человека, если оно не удовлетворяет его эмоциональную потребность, если человек не рассчитывает посредством творчества реализовать потребности самоутверждения, или же удовлетворить материальные интересы, то он и не будет заниматься творчеством. Значит, творчество не является потребностью, но лишь действием мотивированным потребностями менее возвышенными.

    3.16. Нравственная эстетическая потребность.
    «Нравственно – эстетическая»?… Гуманитарная традиция совмещать этику и эстетику, вероятно обусловлена тем, что эти дисциплины традиционно относятся к понятиям духовным. Но в действительности, у этики и эстетики нет ничего общего кроме рифмы. С таким же успехом можно было объединить социологию и дизайн.
    По отдельности же, и эстетическая потребность (как один из способов удовлетворения эмоциональной потребности), и нравственная (эмпатическая потребность) здесь уже рассматривались.

    Добавлено -- 19 ноя 2011, 07:43 --

    Вы полагаете услуги проституток, это духовные услуги? :)
     
  4. Владимир К

    Владимир К
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    86
    Регистрация:
    14.03.11
    Сообщения:
    2.353
    Симпатии:
    77
    Блин, а какой еще может быть фундамент гуманитарных наук у общества потребления, как не тот, у которого во главу угла поставлены потребности человека?

    Из Википедии:

    "Общество потребления (англ. consumer society) — политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

    Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления".
     
Загрузка...