К истории развития глобального мышления (вторая половина ХХ в.)

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем Evgus, 16 сен 2013.

  1. Evgus

    Evgus
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.08.13
    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    0
    К истории развития глобального мышления (вторая
    половина ХХ в.)

    Почти весь ХХ век оказался отмеченным противостоянием двух "мировых систем": социали-
    стической и капиталистической. Идеология, наука, культура - все было проникнуто борьбой между
    ними и соответствующим мышлением.
    Вторая мировая война завершилась, в частности, созданием Организации Объединенных
    Наций (ООН). Важнейшим органом ООН стала Генеральная Ассамблея или всемирный парламент,
    на заседаниях которого рассматриваются самые насущные задачи, стоящие перед человечеством.
    Большинство государств планеты, таким образом, осознали необходимость функционирования обще-
    го органа самоуправления, способного решать глобальные проблемы.
    В середине и во второй половине ХХ века в науке, философии углублялись старые идеи и
    формировались новые идеи и понятия, стимулирующие развитие глобального мышления.
    Персонализм, органично вобрав в себя идею коммуникации, позиционировал личностную
    философию. Его кредо: "я существую в той мере, в какой я существую для "другого", и в конечном ито-
    ге существовать - значит любить."(9)
    --------------------------
    (9). Э.Мунье писал в своей работе "Манифест персонализма": "Общество личностей основы-
    вается на ряде деяний, подобных которым еще не было во всей Вселенной.
    1. Выйти за собственные пределы. Личность есть существование, способное отсоединить-
    ся от самого себя, отказаться от самого себя .., чтобы открыться "другому"...
    2. Понимать. Надо не ограничиваться собственной точкой зрения и уметь принять пози-
    цию "другого"...
    3. Взять на себя ответственность за судьбу "другого", разделить с ним его огорчения и
    радости, его заботы...
    4. Отдавать. Живительная сила личностного порыва заключена... в бескорыстном вели-
    кодушии, иными словами, в щедрой и безвозмездной самоотдаче...
    5. Быть верным... Преданность, любовь и дружба совершенны, если только они постоян-
    ны..." - Мунье Э. Манифест персонализма/Пер. с франц. - М.: Республика, 1999. - С.479-480.

    Немецкий философ К.Ясперс сделал коммуникацию ключевым понятием своей философской
    системы: экзистенция человека проявляет себя через коммуникацию. На фоне "сознания вообще", при-
    сущего индивидам, особую роль в коммуникации играют дух и разум. "Коммуникация в сфере духа
    есть создание из общественной субстанции идеи целого... Его (индивида) коммуникация - это комму-
    никация отдельного члена с организмом. Он отличается от всех остальных, но составляет с ними
    одно в объемлющем их порядке."
    "Разум - связь всех модусов объемлющего. Он не допускает, чтобы какое-либо сущее абсолют-
    но отделилось, утвердилось в оторванности, стало ничтожным в рассеянии. Ничто не должно быть
    утеряно там, где разум становится действенным, то, что есть, ищет связь. Возникает универсальное
    соучастие в жизни, открытая заинтересованность... он настойчиво направляет к единому, которое
    есть все... Разум требует беспредельной коммуникации, он сам - тотальная воля к коммуникации.
    ...здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и - в коммуникации
    заключены истоки истины. Человек находит в мире другого человека как единственную действи-
    тельность, с которой он может объединится в понимании и доверии."(10) Философские работы
    Э.Мунье, К.Ясперса ярко отразили тенденцию в западной философии к преодолению личностной,
    мировоззренческой , интеллектуальной , духовной замкнутости, открывая горизонт, в котором реали-
    зуется глобальное мышление и сознание.
    В 50-70-е годы на Западе возникают теория "модернизации" и теория школы мир-системного
    анализа И.Валлерстайна. В сложном объекте, которым является современный мир, Валлерстайн вы-
    делил определяющую единосущность - капиталистическую. Мир в целом был разделен на "центр",
    "полупериферию" и "периферию"(11).
    ---------------------------
    (10). Ясперс К. Смысл и назначение истории: Разум и коммуникация - М.: Политиздат, 1991. -
    С. 441-442 и др.
    (11). Подробнее см. : Фурсов А.И. Школа мир-системного анализа (основные положения кон-
    цепции И Валлерстайна). - Восток, 1992, N1; Фурсов А.И. Мир-системный анализ: интерпретация
    И.Валлерстайном периода 1945-1980 гг.(основные идеи и оценки). - Восток, 1992, N3.

    Выход человека в космос ознаменовал начало освоения космического пространства. Взгляд
    из космоса на Землю не мог не повлиять на сознание человечества. Голубой шар не был уже абстрак-
    цией - он требовал другого к себе отношения и другого мышления. В условиях безудержной гонки
    ядерных вооружений, когда крупнейшие государства мира - США и Советский Союз - были готовы
    к взаимным ударам, угроза самоуничтожения человечества поставила под сомнение перспективы су-
    ществования самой планеты.
    В 1968 г. закономерно возник Римский клуб - международная неправительственная научная
    организация, объединяющая ученых, политиков и общественных деятелей многих стран. А.Печчеи,
    Д. Медоузом, Э.Пестелем, Г.Каном и другими началась разработка принципов и установок мышления,
    направленных на решение глобальных проблем современности. Концепция философии глобальных
    проблем такова:
    - в условиях резкой интенсификации связей и взаимодействий в мире решающее значение
    приобретает его объективное единство;
    - глобальное единство человечества - это единство с природой Земли, единство хозяйствен-
    ных связей, социальных процессов и исторических судеб народов, взаимозависимость политических
    решений и процессов, а также культуры, науки и техники;
    - перечисленные факторы предопределяют общность будущего всего человеческого рода;
    - постулирование этого единства еще не раскрывает его природы;
    - для того, чтобы мир как совокупность глобальных связей трансформировался в мир как еди-
    ное целое, необходимо действие особого объединяющего фактора.
    Определяющее значение придается общечеловеческим ценностям и культурно-историческому
    универсализму. Поэтому решающим субъективным фактором будущего мирового развития является
    становление глобального сознания (курсив мой - Е.П.). Оно должно осуществить переход от национа-
    листических амбиций и геополитических притязаний сверхдержав к ценностям транснациональным
    и гуманистическим (Печчеи). Исследователи Римского клуба попытались охватить самые разные по-
    литические, экономические, философские, психологические и религиозные концепции, чтобы выде-
    лить в них общее и взаимосогласующееся и сделать это общее источником культурного обновления
    и универсальной морали для всего человечества.(12)
    Расширился философско-мировоззренческий горизонт, в методологию исследований были
    внедрены понятия "мироведение", "всеобщая культура", образующаяся из "духовных и материальных
    ресурсов тех народов, которые ее строят"(Виммер). В логике "исследований развития" так называемо-
    го "третьего мира" удалось увидеть ее новый - генерализующий, глобальный - уровень (Б.Хеттне). (13)
    На мой взгляд, стоит отметить усилия в разработке "философии многомерности".
    Такая философия требует замены дискретного фундамента логики непрерывным, и не допука-
    ет игнорирования логического пространства, где категории части и целого уравниваются, а развитие
    определяется отнюдь не противоречиями (принцип дополнительности). До боли знакомая нам логи-
    ка, на которой основывался марксизм, заостряет противоречия в самой сущности явлений и событий
    жизни, доводит возникающие различия до развернутых форм борьбы противоположностей. В ее по-
    ле - единство относительно, борьба абсолютна. Результат внедрения этой логики в общественную
    практику мы знаем.
    В физике известно понятие несиловых взаимодействий. При их применении жесткие причин-
    но-следственные связи отступают на задний план. Состояние Вселенной несиловым образом детер-
    минируется не только прошлыми, но и будущими состояниями.(14)
    ---------------------------
    (12). Василенко Л.И. Современная западная философия/Словарь. М.: Политиздат, 1991. -
    С. 325- 327.
    (13). Подробнее см.: Чешков М.А. Метаморфозы третьемироведения.- Восток, 1992, N3.
    (14). См.: Алтухов В. Цель исканий человеческого духа. - Общественные науки и современность,
    1991, N4; Он же. Философия многомерного мира. - Там же, 1992, N1 и др. См. также: Назаретян А.П.
    От будущего к прошлому (Размышление о методе) и др.

    Однако на практике преобладает старое мышление. Планета уже приблизилась к роковой чер-
    те, за которой экологическая катастрофа может стать реальностью. В то же время человечеству необхо-
    димо выстраивать перспективы своего развития, а само это развитие сделать управляемым и посту-
    пательным. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся первый Всемирный Саммит по устойчивому раз-
    витию. Последний Всемирный Саммит по устойчивому развитию, прошедший в 2002 г. в Йоханес-
    бурге (ЮАР), продемонстрировал преемственность проблематики форумов и огромное внимание, ко-
    торое обращено к ним со стороны международного сообщества.
    Немало исследователей сходятся на том, что научная концепция устойчивого развития еще не
    разработана. Вместе с тем, ожидания, которые связываются с каждым саммитом, свидетельствуют,
    по крайней мере, о том, что идея глобального существования уже проникла в сознание значительной
    части человечества.
    Тревожные настроения, вызванные реальной возможностью глобальной катастрофы, из об-
    ласти фантастики и футурологии перешли в область науки. Ученые сосредоточились на исследовани-
    ях проблем сохранения земной цивилизации. Шанс на выживание связывается прежде всего с разви-
    тием человеческого интеллекта, морали и нравственности.(15)
    Идеи всечеловеческого единения проникли и в религию (в данном случае - это единение в
    Боге). Глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II приложил большие усилия, чтобы претво-
    рить их в жизнь (совместные молитвы представителей разных конфессий и пр.).
    В США появилось движение New Age, которое можно с уверенностью отнести к разновид-
    ности современной мифологии. Толчком ему послужил бум вокруг сообщений о "летающих тарелках"
    конца 40-х годов. Движение породило целое направление специфического литературного жанра,
    близкое к научной фантастике и сказке. В идейном плане эта литература представляет собой смеше-
    ние научных знаний, различных религиозных доктрин и веры в онтологическую роль медитации. На
    мой взгляд, она не лишена оригинальных философских догадок. Показательна и сама попытка синте-
    за, выводящего на уровень общей планетарной и космической эволюции, которая свидетельствует о
    поиске нового мировидения.
    Развал "социалистической системы" и Советского Союза положил конец существованию би-
    полярного мира, но в связи с доминированием США в международной экономике и политике о себе
    заявила другая глобальная проблема: каким должен быть мир - однополярным или многополярным?
    В последние десятилетия ХХ века - начале ХХI века громко заговорили о глобализации и
    глобализме. Изначально "глобализация" определяется как тенденция к образованию всемирной ин-
    вестиционной среды и интеграциии национальных рынков капиталов (Яndex/ ГлоссЭк(EDI - Press).
    На самом деле глобализация понимается гораздо шире и не ограничивается представлениями о
    сугубо финансовых процессах. "Глобализм" - явление прежде всего политическое. Его рассматривают в
    качестве принципа подхода к формированию, организации, функционированию и развитию мира как
    целостной экономической, социокультурной и политической суперсистемы (Там же). Новый, вполне
    законный аспект приобрела эволюционная теория - возникло понятие "глобального эволюционизма",
    охватывающего развитие во времени природы как целого. Все развивается и все влияет на все. Про-
    исходит повышение структурной организации, саморазвития и самоорганизации (Концепции совре-
    менного естествознания. В 2ч.: Предметный указатель).
    Развертываются научные исследования проблем глобализации и глобализма. В России с этой
    целью был создан ряд исследовательских институтов и фондов. В этом же направлении свою дея-
    тельность постепенно активизирует и Российская Академия наук.(16) Без мировоззренческих ценнос-
    тей глобализующего уровня не обходится сегодня и система обучения. Так, согласно решения Миноб-
    разования России от 1998 года в обязательном минимуме содержания основного общего образования
    среди обществоведческих тем, предусмотренных для изучения в учебных заведениях, присутствует
    тема "глобальные проблемы человечества", причем содержание раздела "обществоведение" выстрое-
    но по принципу от общего (планетарного) к частному (национальному).(17) Появилась и новая научная
    дисциплина - глобалистика. При Президиуме Российского Философского Общества постоянно действу-
    ет семинар "Философско-методологические исследования глобалистики". В 2003 г. в свет вышла энци-
    клопедия "Глобалистика" (на русском и английском языках). По глобалистике готовятся учебные посо-
    бия и материалы.(18)
    --------------------------
    (15). См.: Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление. перспективы; См. так-
    же: Ильина Т. Катастрофы и нравственность. - Общественные науки и современность, 1992, N4.
    (16). См.: Проблемы глобализации и регионализации в международных отношениях. - Эксперт-
    ный совет РАН по гуманитарным и общественным наукам. Отчет за 1999 год.
    (17). Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образо-
    вания. Приложение к приказу Минобразования России от 19.05.98 N1236.
    (18). См.: Российское философское общество. - http://www.logic.ru/~phil-soc/ ; Абдуллин А.Р.
    Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа, РИО БАГСУ, 1999. – 128 с.; Глобалистика и социальная
    экология: становление и развитие. - Студентам :: Лекции (УМК) :: Социология и др.

    СМИ, особенно телевидение, своими сообщениями и прямыми репортажами о событиях в
    разных странах и далеких уголках планеты тоже формировали и продолжают формировать глобаль-
    ное мышление.
    В канун третьего тысячелетия резко возросло количество предсказаний, "пророчеств", прогно-
    зов на будущее, в том числе касающихся гипотетического приближения "конца света". Переход через
    невидимый рубеж времени стал волнующим событием, приковавшим внимание, без преувеличения,
    всего человечества.
    Стоит дополнить историческую ретроспективу еще одним эволюционным рядом (субэволю-
    ционным). Мировоззренческие параметры (географические и пр.) индивидуального и коллективного
    сознания в большинстве стран мира, прежде всего развитых, в последние века заметно изменились.
    Другими словами сознание демонстрирует способность расширяться (употреблю термин из йоги).
    Наиболее замкнутым и ограниченным оно было при феодальном укладе жизни (в этом можно убе-
    диться на примере исследований средневековой Франции исторической школой "Анналы").
    Какую бы область человеческой деятельности мы ни взяли, в большинстве из них прослежи-
    вается устойчивая тенденция: чтобы развиваться и существовать, любая социальная система должна
    быть открытой, т.е. функционировать на международном, глобальном, хотя бы региональном, уровне.
    Современному человеку уже тесно в рамках своей национальной культуры и он стремится приоб-
    щиться к другим культурам. Во многих профессиях по настоящему самоутвердиться можно только в
    общении с коллегами за рубежом. В религии сегодня недостаточно пребывать в лоне традиции "пред-
    ков" - часто нужно доказывать другим и еще больше себе обоснованность собственного религиозного
    выбора. Самодостаточность в религии отходит на второй план (хотя самодостаточность и остается ее
    отличительной чертой). Не говоря уже об экономике, политике, технике, науке. Очевидно, я не оши-
    бусь, если скажу, что осознание этого тоже растет.
    Тенденции противоречивы: с одной стороны на планете усиливаются объединительные про-
    цессы и на их основе - рост нового, глобального мышления, с другой - мир остается столь же диффе-
    ренцирован, как и раньше. Но объединительные процессы и глобальное мышление играют особую
    роль. Выражаясь образно, они как поток, растекающийся по поверхности почвы, частично испаряю-
    щийся, но пропитывающий ее нижние слои.
     
Загрузка...