Как читать Упанишады?

Тема в разделе "Философские и религиозные учения", создана пользователем kventin, 8 сен 2016.

  1. kventin

    kventin
    Expand Collapse
    Новичок

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    28.08.16
    Сообщения:
    3
    Симпатии:
    0
    Можете дать read list к упанишадам и какую-нибудь вспомогательную литературу к ним?
     
  2. Владимир Мищенко

    Известная личность

    Репутация:
    366
    Регистрация:
    08.07.16
    Сообщения:
    2.334
    Симпатии:
    292
    Я то надеялся сам получить разъяснения, начал читать первый том античной литературы. Знатоки античности сюда редко заходят.
     
  3. Шава

    Шава
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1.007
    Регистрация:
    24.04.11
    Сообщения:
    6.552
    Симпатии:
    847
    Что сложного? Берёшь например Мандукъю и читаешь.
    МАНДУКЬЯ УПАНИШАДА

    1. Аум! Этот звук — все это. Вот его разъяснение: Прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Аум. И то прочее, что за пределами трех времен, — тоже звук Аум.

    2. Ибо все это — Брахман. Этот Атман — Брахман. Этот Атман имеет четыре стопы.

    3. (Находящаяся в) состоянии бодрствования, познающая внешнее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое, вайшванара (вот) первая стопа.

    4. (Находящаяся в) состоянии сна, познающая внутреннее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса — (вот) вторая стопа.

    5. Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна, — это глубокий сон. (Находящаяся в) состоянии глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо — мысль, праджня — (вот) третья стопа.

    6. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний правитель, это источник всего, начало и конец существ.

    7. Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной (лишь) познанием, (не являющейся) ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной — считают четвертую (стопу). Это Атман, это надлежит распознать.

    8. Это Атман в отношении к звукам, звук Аум в отношении к частям. Стопы (Атмана) — части, и части — стопы: звук а, звук у, звук м.

    9. Состояние бодрствования, вайшванара — звук а, первая часть из-за достижения или же — первенства. Поистине, кто знает это, достигает (исполнения) всех желаний и бывает первым.

    10. Состояние сна, тайджаса — звук у, вторая часть из-за возвышения или же — обоюдности. Поистине, кто знает это, возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не бывает не знающего Брахмана.

    11. Состояние глубокого сна, праджня — звук м, третья часть из-за изменения или же — поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет все сущее и поглощает (его в себе).

    12. Не имеет частей четвертое (состояние) — неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Аум и есть Атман. Кто знает это, проникает (своим) Атманом в (высшего) Атмана.
     
  4. Dharma

    Dharma
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    30
    Регистрация:
    11.04.16
    Сообщения:
    87
    Симпатии:
    26
    Вам, наверное, не понравится мой ответ, но все же...

    Нам, рожденным вне ведического социума, вне санги и самскар людей Веды, системно, полноценно изучать Шрути просто нечем, нет способностей, мы к этому не пригодны:

    strīśūdradvijabandhūnāṃ trayī na śrutigocarā
    karmaśreyasi mūḍhānāṃ śreya evaṃ bhavediha

    Женщины, шудры и двиджи (брахманы, кшатрии, ваишйи) лишь по рождению, не пригодны для (изучения) Шрути,
    В благих деяниях не слишком проницательные благо могут обресть
    В повествовании Махабхараты, составленной по милости великого мудреца.
    (Бхаг. 1.4.25)

    Именно поэтому рекомендуется первоначально и системно изучать Cмрити, Пураны, чтобы прийти к пониманию Упанишад и Вед в целом. Хотя как раз Шрути являются мерилом правильности для Смрити и Пуран. Поэтому мы можем обращаться к Упанишадам, чтобы подтвердить истинность слов Пуран, но, как брахманы, изучать последовательно сами Упанишады - можно, конечно, но толку-то?..

    И я уже молчу о том, что обращаться нужно к оригиналам Писаний, а не к вольным переводам.
     
  5. Шава

    Шава
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1.007
    Регистрация:
    24.04.11
    Сообщения:
    6.552
    Симпатии:
    847
    Ну вот обратно это "нельзя". То есть прежде чем читать упанишады или какие-то другие художественно-философские произведения, мы обязаны пойти и получить справку, разрешение, мандат, подпись с печатью кого-то - кого уже припечатали его предшесnвенники. А иначе нам остаётся только мрачное понимание своей никчемности, недоделанности, ущербности и страсть покончить с собой наиболее жестоким, неприглядным, возможно позорным образом. Назло себе!
     
  6. chank

    chank
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    708
    Регистрация:
    27.03.15
    Сообщения:
    5.497
    Симпатии:
    592
    Во-первых, в хорошей компании. Ибо сказано в "Тхеригатхе":

    "Что за радость ждет тебя, подумай,
    Если одна углубишься в чащу?

    Ты без провожатого войти хочешь
    В лес густой, безлюдный, внушающий ужас,
    Населенный множеством зверей диких,
    Оглашаемый ревом слонов в течке."


    Тхеригатха (тай.เถรีคาถาปาฬิ) — девятая книга Кхуддака-никаи, представляющая собой сборник коротких стихов просветленных монахинь (бхиккуни тхери) о стараниях и достижениях на пути к архатству.
     
  7. Dharma

    Dharma
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    30
    Регистрация:
    11.04.16
    Сообщения:
    87
    Симпатии:
    26
    А где "нельзя" в моем посте? Никто не запрещает читать Упанишады. Речь о том, что ничего более, чем ознакомление с "художественно-философским произведением", такой человек не получит. Упанишады изучают, чтобы познать Брахман, познать Истину. И если цель именно такая (а не буковки прочесть), человек должен учесть наставления Самого Брахмана о том, что западному человеку начинать Его познание следует с более простых Писаний, нежели Шрути. Чтобы понимать Упанишады, нужно перерасти мышление в категориях "хочу-не хочу" до критерия "правильно-не правильно".
     
  8. Шава

    Шава
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1.007
    Регистрация:
    24.04.11
    Сообщения:
    6.552
    Симпатии:
    847
    Да я шучу,Дхарма. Не могу иначе. Это типа тика. Типа чаньской болезни. Видимо в результате чрезмерных медитативных и прочих усилий накрылся, не выдержав нагрузки блок, фильтр моего сознания, который отвечает за серьёзность. А может быть это развязалась какая скандха. И коль она развязалась - её ж уже не свяжешь обратно в узел. Зачем?
    И откуда мы знаем - с какого уровня kventin обращается к веданте? Мож там уже пройден полный курс дашабхуми, разгадан коан, и познано каббалистическое сияние, зогар ?Тогда для kventin в Упнишадах всё будет знакомо и понятно, но просто выражаемо в иных образах и когнитивных узорах.)
     
  9. Dharma

    Dharma
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    30
    Регистрация:
    11.04.16
    Сообщения:
    87
    Симпатии:
    26
    Ваша шутка - это очень распространенное сегодня серьезное убеждение многих людей.

    Если бы был другой уровень (достаточный для полноценного понимания Шрути), было бы и другое рождение - в семье потомственных брахманов. Тогда и вопроса темы просто не возникло бы.
     
  10. chank

    chank
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    708
    Регистрация:
    27.03.15
    Сообщения:
    5.497
    Симпатии:
    592
    А мне, вот, на Урале негде было взять потомственных брахманов. Пришлось переродиться в семье потомственных инженеров. И ведь, что интересно, получилось ничем не хуже.
     
    Вадим Скучный нравится это.
  11. Шава

    Шава
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1.007
    Регистрация:
    24.04.11
    Сообщения:
    6.552
    Симпатии:
    847
    Вот это разве непонятно практикам иных учений, и астикам и настикам и даосам и буддистам и христианам, и возможно таёжным шаманам?
    "Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной (лишь) познанием, (не являющейся) ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной — считают четвертую (стопу). Это Атман, это надлежит распознать.".
    Если понимать конечно, что "атман" в данном случае не некий высший мистический субъективный принцип, а просто знак, делящий признак вот такой классификации состояний сознания.
     
  12. Revlis

    Revlis
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    163
    Регистрация:
    25.07.13
    Сообщения:
    6.756
    Симпатии:
    145
    А вот что пишет А. Кроули по этому поводу (кстати, Кроули рекомендует медитировать на АУМГН, где N - Скорпион, а G - фазы Луны):

    Прежде всего, она представляет собой полный цикл звука. Воздух с силой выталкивается из глубины гортани через широко открытый рот; при этом губы сложены таким образом, чтобы звук перетекал из А в О (или У), а затем они смыкаются, и звук превращается в М. Это символическое заявление о том, что Природа движется от свободного и бесформенного творения через контролируемое и оформленное сохранение к безмолвию разрушения. Три звука гармонически сливаются в один; таким образом, АУМ представляет индусскую Троицу — Брахму, Вишну и Шиву, а также деятельность их триединой энергии во Вселенной. Это формула Манвантары, то есть периода проявленного существования, который сменяется Пралайей — периодом непроявленного творения.
    Каббалистический анализ также обнаруживает в этом слове определенные свойства. «А» — звук отрицания;
    [1]но он же — Единица, сосредотачивающая этот звук в положительную форму. «А» — Святой Дух, от которого Дева зачинает Бога во плоти (согласно формуле, которая хорошо знакома читателям "Золотой ветви"). Кроме того, «А» — Дитя в Яйце, порождаемое Девой. Вследствие этого «А» совмещает в себе оба пола. Это изначальное существо — Зевс Арренотелий,[2]Бахус Дифуэс[3]или Бафомет.
    "У" или «В» представляет собой Сына.
    [4]Его число — 6. Вследствие этого данный звук служит указанием на двойственную (божественную и человеческую) природу Логоса — на взаимодействие двух треугольников; пересекающихся в гексаграмме. Это первое число Солнца, последнее число коего[5]— 666, или "число человека". «М» представляет собой прекращение данного процесса. Это Повешенный из Арканов Таро; формирование индивидуальной формы из абсолютной прекращается со смертью индивида.
    Итак, мы видим, что в другой системе формула АУМ читается как выражение догмата о вселенской катастрофе. Она родственна формуле Умерщвленного Бога. В ней нет ни единого намека на «воскресение» и «вознесение». Эти понятия — более поздние изобретения, не обусловленные никакой необходимостью; это фантазии, порожденные страхом перед реальностью. Индусы относятся к ним без малейшего почтения. Они считают, что жизнь неприятна по своей сути;
    [1]и они взывают к Шиве,[2]чтобы тот разрушил оковы иллюзии, которые являются проклятием Манвантары.
    Но главное откровение Великого Эона Гора заключается в том, что формула АУМ не соответствует природной действительности. Она основана на неверном понимании характера бытия. И Мастер Терион очень рано понял, что иероглиф АУМ неадекватен и порождает заблуждения. Можно было бы предположить, что Манвантара и Пралайя в действительности представляют собой две комплементарные кривые
    [3]— но учение индуизма однозначно отрицает такое решение. Между тем, предположение о непрерывности цикла "Манвантара — Пралайя" позволило бы сохранить теорию о триедином устройстве мира, которая будет разрушена при введении в трехчленную формулу дополнительных букв. Кроме того, такое предположение объяснило бы, что буква «М» изображает операцию, которая в действительности не имеет места в природе — за исключением случаев, когда тот или иной предмет удаляется в абсолют;

    [1][12] «А» — это звук отрицания, поскольку является отрицательной приставкой в древнегреческом и латинском языках. — Прим. пер.
    [2][13] Зевс Арренотелий — Зевс Совершенномужественный. — Прим. пер.
    [3][14] Бахус Дифуэс (гр."обладающий двойной природой") — один из титулов Вакха (Диониса). — Прим. пер.
    [4][15] «У» или «В» представляет собой Сына, согласно значению буквы ВАУ в Тетраграмматоне. — Прим. пер.
    [5][16] Солнце — это 6; квадрат 6 на 6 содержит 36 более мелких квадратов. Расположим в этом квадрате числа от 1 до 36 таким образом, чтобы каждая горизонталь, каждая вертикаль и обе диагонали в сумме давали одно и то же число. Это будет число 111; общая же сумма квадрата будет равна 666.

    [1][17] Телемиты также согласны, что проявленное существование подразумевает Несовершенство. Но они понимают, зачем Совершенство маскируется таким образом. Данная Теория полностью разработана в Книге Алеф и в части IV Книги 4. См. также гл. V — о финальной Дигамме слова Дигамма-Иота-Альфа-Омикрон-Дигамма.
    [2][18] Теория вишнуитов кажется прямой противоположностью шиваитской; но при более тщательном анализе мы обнаруживаем, что они полностью идентичны.
    [3][19] Комплементарные кривые — графическое изображение непрерывного цикла. — Прим. пер.
     
    #12 Revlis, 19 сен 2016
    Последнее редактирование: 19 сен 2016
  13. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    278
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.884
    Симпатии:
    227
    Можно почитать здесь: http://scriptures.ru/upanishads/
    Как и другие священные Писания они основаны на санскритских духовно-психологических терминах. Если понимаете суть терминов, то буут понятны и все Писания.
     
  14. вадимус

    вадимус
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    244
    Регистрация:
    16.01.12
    Сообщения:
    2.290
    Симпатии:
    188
    Почитайте работы А.Я. Сыркина: "Упанишады" и " Некоторые проблемы изучения упанишад" и т.д...
    А.Я. Сыркин-это не новомодное трепло или конъюнктурщик,а советский филолог-индолог,доктор филологических наук,профессор ну,т.е. его комментариям можно доверят....:)
     
  15. clouds

    clouds
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    78
    Регистрация:
    05.04.12
    Сообщения:
    1.033
    Симпатии:
    69
    Невозможно познать Брахмана, нельзя знать Истину, как нельзя охватить необъятное. Тем более что жизнь человека, это даже не миг во Вселенной, а значительно меньше. Но, нужно к познанию стремится.
    Наставления самого Брахмана... это в Христианский мир Вас занесло, там Всевышний разговаривает с людьми. Или тщеславие браминов выступает, доказывающих свою незаменимость. Брахман никого не наставляет, выше он всех изречений и поучений.
     
  16. Dharma

    Dharma
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    30
    Регистрация:
    11.04.16
    Сообщения:
    87
    Симпатии:
    26
    То есть, по-Вашему, Упанишады лгут?

    Он воспет как высший Брахман, в Нем триада, Он имеет совершенное основание, неизменный,
    Познав внутреннее Брахмана, входят в Брахман, разрешившиеся от Происхождения. (Швет. 1.7)

    Как не впитывается вода лепестком лотоса, так не пристает злодеяние к тому, кто ведает о Брахмане.(Чхан. 4.14.3)

    Понимание Брахмана – определяющая основа познания всего (Мун. 1.1.1)

    Когда разрешится от всех желаний, что обитают в сердце,
    Тогда-то и станет смертный бессмертным, достигнет Брахмана. (Кат. 2.3.14)

    Когда собственной сущностью, словно превосходным светильником, узрит сущность Брахмана, Нерожденного, Неизменного,
    Очищение сущности каждого, познав Этого Бога, освобождается со всеми своими ограничениями. (Швет. 2.15)


    И Бхагавад Гита тоже лжет?

    Как ценность колодца всецело (представлена) в огромной заводи,
    Таково же и во всех Ведах для разумеющего Брахман. (2.46)

    Не возликует от приятного, и не станет убиваться от неприятного;
    Твердый в разумении не подвержен иллюзии, ибо знающий Брахман, пребывает в Брахмане(5.20)

    Подношение гимнов – Брахман, масло жертвенное – Брахман, священный огонь – Брахман, и подношение для Йаджны – Брахман.
    Понимающий эту деятельность Брахмана, достигает Брахман. 4.24

    Сосредоточенный таким образом на Атмане, свободный от скверны, йог
    Достигает безбрежного блаженства восприятия Брахмана.(6.29)

    Которые стремятся к избавлению от старости и смерти, находят прибежище во Мне,
    Они Брахман знают, Сверх-душу, Действие и Безбрежность. (7.29)

    Да? А Бхагавад Гиту Кто рассказал Арджуне, не Брахман разве?

    Я объясню тебе то, что должно быть понято, познав которое, обретешь бессмертие, — объясню Безначального Высшего Брахмана... (13/13).

    Арджуна сказал:
    Высший Брахман, высшее Прибежище, до высшего (состояния) очищающий Господин,
    Ты являешься вечной Божественной Личностью, изначальным Божеством, нерожденным, всюдусущим.(10.12)

    Все сказанное Тобой, я понимаю Истиной, о Кешава.(10.14)
     
  17. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    278
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.884
    Симпатии:
    227
    Упанишады говорят о том же, о чем и другие Писания - Гита, Йога-сутра. Познав одно, будешь знать и другие Писания.
     
  18. ashara

    ashara
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    387
    Регистрация:
    12.05.12
    Сообщения:
    5.030
    Симпатии:
    330
    для общего развития их конечно читать можно. но только для общего развития и без комментариев.
     
  19. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    278
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.884
    Симпатии:
    227
    возможно. Для меня главными источниками являются Йога-сутра, Бхагавати_Гита и Новый завет.
     
  20. ashara

    ashara
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    387
    Регистрация:
    12.05.12
    Сообщения:
    5.030
    Симпатии:
    330
    скука смертная. нет там ничего интересного. для меня сейчас.
    ламрим 5 книга бьюсь . 4 самая интересная.
     
Загрузка...