"Медицина души" и "Медицина Ума" Чирнхауз. И когда переведут???

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Декарт, 29 авг 2015.

  1. Декарт

    Декарт
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    15
    Регистрация:
    14.08.15
    Сообщения:
    410
    Симпатии:
    10
    Чирнхауз (1651-1708)

    Выдающаяся личность Немецкого Просвещения. Смотрите название какое интересное- "Медицина души" и "Медицина ума". И содержание толковое. А вот не переводят и не издают. По этой причине у "руссиш швайн" больные души и больной ум..

    ФИЛОСОФИЯ-это МЕДИЦИНА. ИЛИ КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ?:rolleyes: Смотрим академик Сегалин. Эвропатология

    А почему бы философию не сделать медицинской наукой. Интереснейшая мысль Чирнхауза.. Умничка был..Его совершенно позабыли. А ведь крутая величина того времени. И изобретатель саксонского фарфора и математик. Его Лейбниц выше себя ставил..
     
  2. Декарт

    Декарт
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    15
    Регистрация:
    14.08.15
    Сообщения:
    410
    Симпатии:
    10
    Самое интересное. Без него, как и Лейбница, тяжело понять истоки философии Канта.. И Лейбниц, и Чирнхауз выступают как сторонники "третьей линии" между французским рационализмом и британским эмпиризмом..Т.е. тут сугубо национальные корни просвечиваются явственно, если подчеркивать связь Канта с прежними немецкими философами. А то получается ,что он как бы вне традиции немецкого философствования
     
  3. Декарт

    Декарт
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    15
    Регистрация:
    14.08.15
    Сообщения:
    410
    Симпатии:
    10
     
  4. Декарт

    Декарт
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    15
    Регистрация:
    14.08.15
    Сообщения:
    410
    Симпатии:
    10
    Так, почему у Чирнхауза лечиться не хотим?? Он всех вылечит. И тех, кто здесь. И на "философском штурме". он еще и саксонский фарфор изобрел. А еще есть "кубика" Чирнхауза. Очень хорошая вещь, особо для "сопливых нацаников" ФШ

    Ку́бика Чирнгауза
    (также известна под названиями «ку́бика Лопиталя» и «трисектриса Каталана») — кубика (плоская алгебраическая кривая 3-го порядка), определяемая в полярных координатах следующим уравнением:

    [​IMG],
    где [​IMG] — ненулевая константа. В прямоугольных координатах это уравнение приобретает вид:

    [​IMG]
    Эта кривая названа в честь немецкого философа, математика и экспериментатора Э. Чирнгауза.
     
  5. Декарт

    Декарт
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    15
    Регистрация:
    14.08.15
    Сообщения:
    410
    Симпатии:
    10
    Спинозы, Чирнхауз большее внимание уделяет «фактам опыта», но, согласно своей ориентации на «средний путь» между рационализмом
    и эмпиризмом, выдвигает следующий способ их обнаружения: 1) за основу нужно брать апостериорные данные опыта; 2) подвергать их рациональной обработке с помощью априорных дедуктивных выводов; 3) сама дедукция в своих деталях должна проверяться и подтверждаться очевидными опытами, но уже взятыми не в их непосредственной данности, а в их опосредованности рациональным мышлением и логическими и математическими выводами. Чирнхауз считает что порядок и связь логических дефиниций следует устанавливать с помощью эксперимента и опыта под руководством разума. Для «хорошего» философствования полезны опыты, направляемые интеллектом,
    который освобождает опыт от ложных впечатлений
    Чирнхауз, с одной стороны, стремится избежать в обосновании источников познания метафизических посылок традиционного рационализма
    (понятий субстанции, врожденных идей, интеллектуальной интуиции и т. д.), а с другой — хочет избежать односторонних крайностей сенсуализма и эмпиризма и в каком-то смысле, косвенно, ньютоновского индуктивизма. Эту установку он пытался реализовать в своем учении о так называемых «первоначальных фактах опыта».
    Первым, наиболее известным фактом опыта, согласно Чирнхаузу, является знание того, что «я сознаю различные вещи» или что «мое знание, сознание или
    мышление (когито у Декарта) есть первое в нас, предшествующее всякому нашему познанию, и существование чего мы познаем в нас самих посредством
    самого очевидного опыта» . Таким образом, первый факт опыта есть, по Чирн-
    хаузу, переживание или психологический процесс сознавания многообразного содержания нашего внутреннего опыта. Именно этот эмпирически данный, психо
    логически достоверный и очевидный факт играет роль предпосылки для заключения о существовании мыслящего Я, а вовсе не интеллектуальная интуиция, как у Декарта. В данном случае Чирнхауз высказывает точку зре
    ния, развитую позднее Лейбницем, Вольфом и даже Кантом, которые, критикуя Декартово заключение от понятия «Я мыслю» к существованию мыслящего Я,
    указывали, что с логической точки зрения это заключение вовсе не является доказательством объективного существования Я, но лишь логически-аналитическим утверждением, справедливым только в качестве конста
    тации эмпирического факта. Вместе с тем понятие души
    или Я Чирнхауз не сводит исключительно к мыслительным процессам в субъекте, оно включает в себя всю совокупность психических процессов, в том числе и способность к чувственному познанию. Но, главное, Чирнхауз, как и названные мыслители, связывает понятие мыслящего и чувствующего
    Я с существованием «различных вещей». «Я мыслю» не сводится здесь исключительно к внутреннему опыту, в его состав необходимо включается многообразное содержание, данное сознанию извне, т. е. представления о
    собственном теле и о внешних вешах. Таким образом, условием внутреннего опыта, сознания человеком самого себя является его отношение к опыту внешнему, связанному с объективным миром, существование которого есть для Чирнхауза само собой разумеющийся факт.
    Вторым опытным фактом Чирнхауз считает способность воли различать добро и зло и ее стремление к добру как условие нашего счастья или спокойствия
    души, связанного с удовольствием (126, с. 283). Таким образом, и во втором факте опыта, служащим основанием морали, Чирнхауз также пытается соединить противоположности интеллектуалистской и сенсуалис-
    тически-гедонистической этики, используя для этого
    элементы этических учений Эпикура, Гассенди, Декарт и Спинозы, и в то же время стремясь избежать крайностей каждого из них.
    Содержанием третьего факта опыта является стремление к истине и уверенность в том, что посредством закона противоречия как некоторой внутренней нормы мы нечто можем понять, а нечто — не можем.
    Эту способность к пониманию Чирнхауз называет интеллектом, рассудком, способностью суждения. Их деятельность, т. е. процесс утверждения
    или отрицания, в котором осуществляется связь субъекта и предиката в суждении, является, по Чирнхаузу, интеллектуальным актом, однако лишь непо
    средственное психологическое переживание этого процесса оказывается у него источником понимания логической возможности и непротиворечивости, а также
    условием их существования в действительном познании. Чирнхауз неоднократно подчеркивает, что основанием уверенности и критерием различения истины и лжи является «вдохновение собственного сознания» в необходимости и непротиворечивости, с какой мыслится истина и не может мыслиться ложь
    Таким образом, как и в предыдущих фактах опыта, рационалистические моменты выступают у Чирнхауза не только в сплаве с элементами эмпиризма и сен
    суализма, но и как компоненты некоторой протекающей в опыте деятельности эмпирического субъекта, конкретно-чувственного человека. Все его способности дух или ум, воля, рассудок или интеллект, т. е. способность к логическому мышлению, образующие исходные и очевидные предпосылки познания, морали и рациональных наук,— рассматриваются Чирнхаузом во
    всех трех первых фактах опыта не как нечто врожденное, предзаложенное в природе субъекта, но прежде всего с точки зрения их применения, процесса функ
    ционирования в непосредственном психологическом опыте, в жизнедеятельности человека. Свои исходные философские и гносеологические принципы Чирнхауз
    стремится найти в очевидных, доступных обыденному сознанию, постоянно и повсеместно подтверждаемых практикой фактах повседневной жизни. Это обстоя
    тельство он неоднократно подчеркивает в своей «Медицине ума» ) и особенно четко обнаруживает в анализе четвертого факта опыта и при
    рассмотрении логики как искусства открытия, т. е. учения о способах достижения неизвестных истин.
    Согласно четвертому факту опыта анализ процесса понимания приводит к очевидному убеждению, что знание о внешних вещах мы приобретаем через чув
    ства, ощущения, память и т. д. (126, с. 284). Эти способности Чирнхауз вслед за Декартом и Спинозой называет воображением , однако подчеркивая, что оно
    зависит от внешних вещей, их невольного и пассивного восприятия, которое и доставляет знания о внешнем мире и служит основой эмпирических наук
    Но Чирнхауз не ограничивается признанием основополагающей роли чувственного познания, он делает предметом специальной философской рефлексии само отношение последнего к способности рассудочного познания.
    Основное различие между интеллектуальным пониманием и чувственным восприятием или воображением Чирнхауз усматривает в том, что первое (intelligere) осуществляется в форме дела (Thuns), второе (imaginari) — страдания (Leidens). Первое связано с ясно доказуемыми понятиями, которые понятийно фиксируются (concipere) и с помощью слов легко могут быть сообщены другим, стать доступными для всех. Второе —только чувственно воспринимается (percipere) и, хотя может обладать отчетливостью и ясностью (в силу чего,
    например, восприятие красного цвета легко отличить от других цветовых восприятий), тем не менее не может быть сформулировано в языке, объяснено в доступных для других словах (так, например, слепому нельзя
    объяснить, что такое цвет). Восприятия различны у всех людей и потому становятся источником заблуждений, поскольку субъективные образы могут быть смешаны с реальностью. Для избежания этого восприятия должны подчиняться контролю и руководству со стороны интеллекта, который освобождает опыт от ложных впечатлений. Таким образом, одним из важнейших критериев ис
    тинности познания у Чирнхауза выступает его общезначимость, способность сообщать свою мысль другим, делать ее понятной и доступной для всех людей, стремящихся к объективно истинному, а не к одной лишь субъективной достоверности.
     
  6. Декарт

    Декарт
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    15
    Регистрация:
    14.08.15
    Сообщения:
    410
    Симпатии:
    10
    Он еще саксонский фарфор изобрел
     

    Вложения:

  7. Вольтер

    Вольтер
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    09.11.15
    Сообщения:
    27
    Симпатии:
    0
    S-образные линии Хогард (современник Чирнхауса) считал "линией красоты". Вот ими Чирнхаус и увлекался..
     
  8. Saturn.65

    Saturn.65
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    59
    Регистрация:
    04.11.15
    Сообщения:
    1.583
    Симпатии:
    46
    Замечательно. Что он просвещал? Относительно чего просвещал? Не называется ли его просвещение духовной тьмою? Может напомнить слова Христа: Если свет, который в тебе-тьма, то какова же тьма?
     
  9. Гор

    Гор
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    20.11.15
    Сообщения:
    35
    Симпатии:
    1
     

    Вложения:

    • IuMDxYTi5E0.jpg
      IuMDxYTi5E0.jpg
      Размер файла:
      60,2 КБ
      Просмотров:
      1
Загрузка...