Мысль начинает с выделения типичного

Тема в разделе "Научно-атеистический раздел", создана пользователем Николай Мигашкин, 14 ноя 2013.

  1. Николай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    8
    Регистрация:
    21.11.12
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    8
    Если бы мышление начиналось с выделения единичного, то оно бы просто «заблудилось» - проблема выбора единичного при каждом переходе.
    Это проблема не проработана в философии, хотя попытки были через выделение особенного, в котором уж выделялось единичное, общее и всеобщее. В философии Гегеля это были способы моделирования целого.
    Особенное это целое, которое существует в виде типового целого.

    Познающее мышление по своей природе активно. Чтобы выделить типичное оно задает своеобразные вопросы:
    - Что?- Выделяются факты, имена в виде знаний
    - Как? – выделяются связи. Ассоциативные цепочки в виде умений
    - Каким способом? – выделяются историческая устойчивость, их рациональный смысл, которые закрепляются в сознании в виде навыков .
    Наличие в сознании ЗУНа обеспечивает понимание типичного по широте и глубине через сквозные связи с другими типичными способами отражения любого качества.
    Это в кратце для первого этапа обсуждения.
     
  2. Плотник

    Плотник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    20.10.07
    Сообщения:
    2.469
    Симпатии:
    18
    Повторю, что я не большой знаток Гегеля. Насколько могу судить, для него мир - это разворачивание Абсолютной Идеи от всеобщего, через общее, особенное к единичному. Это ход объективного идеализма, где Абсолютная Идея, если можно так сказать, содержит изначально в себе всё возможное многообразие, которое разворачивается мышлением посредством законов гегелевской диалектики в общее, особенное и единичное. В рамках такой парадигмы, действительно, достаточно сложно начинать с единичного, поскольку оно является зависимой, развитой формой , своеобразным логическим следствием саму себя познающей Абсолютной Идеи. В единичном здесь также декларируется всё многообразие, и единичное становится конкретным. Поправьте меня, если я что-то исказил.
    У материализма обратный ход. Конкретное проявление мира содержит в себе всё возможно многообразие, в котором мышление выделяет особенное, общее и всеобщее, и эти особенное, общее и всеобщее являются феноменами только происходящего в головах познавательного процесса и лишены многообразия конкретного являющегося нам мира. А "сквозные связи" конкретного, особенного, общего и всеобщего в этом процессе суть лишь следствие ограничений общего механизма отражения многообразия конкретного мира в человеческом мозге. Одно из главных ограничений состоит в том, что в окружающем нас мире происходят одновременные изменения в бесчисленном множестве доступных нашему восприятию и мышлению качеств, тогда как мышление способно отразить одновременно изменение только в одном качестве.
    Таким образом, мышление в гегелевской интерпретации является составляющей частью каждого проявления мира, а в материалистической - только процессов, происходящих в человеческой голове. И проблема в том, что в первом случае мышление невозможно отделить от саморазворачивающейся Абсолютной Идеи и сказать "мысль начинается с выделения типичного", поскольку мысль не начинается - она уже в процессе, многообразие не может возникнуть - оно уже присутствует. Согласитесь, слова "мысль начинается с выделения типичного" больше подходят к материалистической интерпретации - вот там, действительно, что-то порой начинается, продолжается и заканчивается, там поочерёдно задаются вопросы "что?", "как?", "каким образом?".
     
  3. Николай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    8
    Регистрация:
    21.11.12
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    8
    Поправлю.
    1. В логике Гегеля Абсолютная Идея особенное или Целое. В своем саморазвитии она включает в себя единичное,
    общее и всеобщее, через части Целого.
    2. Индивидуальное мышление, как групповые общественные процессы только корелируют с этапами Абсолютной Идеи. Право иметь своих "тараканов". Поэтому и мысль может начинаться, зарождаться интуитивно после сна, после переключения с одного объекта на другой. Но всегда первый акт познания начинается с типичного. В этом случае и само сознание, как субъект, сохраняет свою целостность.
     
  4. makdima

    makdima
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    11
    Регистрация:
    09.11.12
    Сообщения:
    628
    Симпатии:
    11
    Интересная тема, затрагивающая основной вопрос методологии познания - с чего начать: с единичного или общего (типичного), или все же со всеобщего. В философии по-моему перепробовали уже все это. И при этом каждая из попыток натыкалась на границу применения собственного метода. Так, атомизм воздвиг в картине мира непреодолимые границы, преодолеть которые в рамках данной философии оказалось невозможным, принятие за начало «всеобщего» есть прямая дорога к идеализму и оторванности от частного. Вы предлагаете начать с середины? С типичного (общего). Но разве это возможно? Разве в конце концов Ваше «типичное» не есть особенное и единичное по отношению к внешней границе области выделенного типичного?
    Мне кажется все-таки, что нужно начинать с всеобщего, но не как Гегель, через преломление этого всеобщего в особенном и единичном, а всеобщего как материального единства в многообразии своих частей. Гегель в своем методе оперировал лишь целыми категориями: «всеобщее», «особенное», «единичное». Поэтому и скатился в идеализм. Он забыл про «частное», которое как раз есть содержание материального и поэтому запутался в бессодержательных идеальных формах. Вот почему, исправляя Гегеля, мне кажется нужно от троицы «всеобщее – особенное – единичное» прийти к триединству общего – особенного – частного. При этом начиная со всеобщего необходимо рассматривать его лишь как частный случай, частное проявление общего.
    Поясню заранее, что материальное в моем понимании есть не "ощущаемое на опыте", а существующее, т.е. сущность мира.
     
  5. Николай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    8
    Регистрация:
    21.11.12
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    8
    Я не исправлял Гегеля, я просто сделал продолжение, которое наверное он сам хотел сделать. Но смерть от холеры помешала. У него все строго. Целое - это особенное, это качество. Оно состоит только из позитивных частей. Поэтому в особенном единичное, общее и всеобщее всегда позитивны. Но Целое существует через свои типовые состояния. Это Гегелевское "свое иное".

    Со "своим иным" у меня была такая историяю. Я читал раньше об этой закономерности У Гегеля, но не помнил где. Три месяца рылся и обращался к нему как живому "Да как же эта закономерность сформулирована?", Где, в какой книге?" Однажды я пришел с ночной рыбалки, где прилично промерз и мне приснилось как Гегель сердито высказывал "Надоел ты мне своими вопросом. Это свое иное! Проснувшись на время я попросил эти слова напомнить мне домашних. Они потом сказали говорил, что-то непонятное "свое иное". Это и есть типичное Целого.
    А вообще это закономерности соотношения Целого и частей. Первые публикации об этом я сделал на 10-ть лет раньше Г. Пирельмана. Он построил свое НР пространство, на та и не понял его практический смысл.
     
  6. makdima

    makdima
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    11
    Регистрация:
    09.11.12
    Сообщения:
    628
    Симпатии:
    11
    В том-то и вопрос, что у Гегеля все очень логично, я бы сказал даже идеально. Но именно в этой идеальности и беда. У Гегеля существуют категории, а не материя, а категории не делятся на части. Даже множество у него состоит не из частей, а из единиц, каждая из которых является самостоятельной целой категорией. Именно поэтому, на мой взгляд, Гегеля нужно исправлять, а не продолжать. Продолжать-то как раз некуда. У него и в конце и в начале Абсолют.
    Видите-ли, соотношение целого и частей – это вообще-то метафизическое соотношение, в котором целое и части дихотомически разделены: в нем целое не есть часть, а часть не есть целое. В диалектике Гегеля присутствует другое соотношение – соотношение целого и особенного, в котором именно особенное утверждает целое, а целое в свою очередь становится через противоположность особенному от себя. То есть целое противоположно и едино с особенным. В этом как раз и состоит диалектика. А вот для частного в этом соотношении места нет. Увы…
     
  7. Плотник

    Плотник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    20.10.07
    Сообщения:
    2.469
    Симпатии:
    18
    Не сочтите за мелкую придирчивость, но в наших суждениях, на мой взгляд, не должно быть взаимных недоговорённостей, мы должны понимать о чём говорит оппонент.
    1. Вот Вы написали(как я понял), что у Гегеля Абсолютная Идея есть "особенное или Целое". Но эти две категории принадлежать разным различиям. А именно, "особенное" может противостоять общему, единичному, всеобщему, а "Целое" - части. Это как если бы сказали: кирпич бывает дорогой или огнеупорный. В каком смысле Вы противопоставляете особенное и Целое? И как Абс.Идея может быть особенным? Ведь, если Абс.Идея сама есть действительность, и, соглашусь, может являться как особенное, то с тем же успехом она может являться нам и как единичное, и как общее, и как всеобщее, и как вообще что угодно!
    2. Почему она не включает особенное? И что это за отдельное Целое?
    3. То есть "индивидуальное мышление" и "групповые общественные процессы" не являются сегментами саморазвивающейся Абсолютной Идеи? Есть что-то в мире, не являющееся порождением Абсолютной Идеи?
     
  8. Николай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    8
    Регистрация:
    21.11.12
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    8
    Отвечаю обоим.
    1. Гегель, как и Сократ, Платон понял, что мышление не может начинать с единичного. У Сократа в майевтике оно делает ряд последовательных действий "знак (А) - значение (В)- смысл (С)", после которых рождается истина, то есть понимание. Так ночной горшок может быть и произведением искусства и исполнять множество других смыслов. Платон из всего этого вывел закон, что идея первична не только в сознании. У Гегеля, как и у Сократа, идея раскрывает свой смысл через "тезис (А) - антитезис (другие значения тезиса)(В) - синтез". Только в этом случае мы получаем целостное понимание о мире идеальном и мире материальном.
    2. Свое иное Целого зависит от приоритетов использования А (множество тезисов), В (множество антитезисов), С (множество смыслов). Их количественное значение определяет типичное АВС, АСВ, ВАС, ВСА, САВ, СВА.
    3. В китайской философии это типичное корелирует с соотношением "Янь (А) - Инь (В) - Ци (С). Эти соотношения позволяют использовать законы типичного при объяснении природы вселенной, общества, животных, гор и морей, а также здоровья человека.
    4. У Гераклита в основе типологии "Огонь (воздух, что есть виды существования газообразного вещества - А) - Вода (В) - земля (С).
    5. Тризовцы в создании своего мирового банка данных также исходят из выделения особенного в природных явлениях, физических и других законов.
     
  9. Плотник

    Плотник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    20.10.07
    Сообщения:
    2.469
    Симпатии:
    18
    Я таких вопросов не задавал. У меня более простые. На них есть ответы?
     
  10. Алекс Р

    Алекс Р
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    7
    Регистрация:
    14.01.12
    Сообщения:
    1.229
    Симпатии:
    6
    Любая мысль - продукт бионейронных, физиологических процессов ЦНС и головного мозга, как её важнейшей части в плане формирования мышления.
    Так что мыслям мозга доступен достоверный анализ объективной реальности. Главное чтобы физиология мыслительных процессов была адекватна чувственному восприятию мира. Я уже писал, что если абстрактно-разумный уровень мышления оторван от первичного по отношению к нему рассудочно-эмпирическому уровню мышления то делу ХАНА. В свою очередь чувственно-эмпирический уровень опирается на чисто чувственное созерцание окружающей действительности. Все эти стадии мыслительного отражения и воображения имеют свою специфику и потому для связанности и цельности мышления требуется крепко привязать эти стадии и переходы между ними единой, объективно оправданной методологией отображения мозгами окружающего мира. Пока даже у лучших аналитиков человечества это не получилось. Так что пенять мы можем только на тупость нашего мышления и его носителя собственные мозги.
     
  11. Плотник

    Плотник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    20.10.07
    Сообщения:
    2.469
    Симпатии:
    18
    Вы, на мой взгляд, не отделяете мышление от восприятия, ощущения. Да, мышление оперирует результатами восприятия и ощущений, но механизм оперирования должен быть у него особенный, отличный от механизмов возникновения образов восприятия. "Единая, объективно оправданная методология отображения" у них может быть только в том, что они реализуются на одних и тех же нейронах мозга. Возникновение образов восприятия нельзя относить к мышлению.
     
  12. Алекс Р

    Алекс Р
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    7
    Регистрация:
    14.01.12
    Сообщения:
    1.229
    Симпатии:
    6
    Мышление и есть оперирование следами или по-другому образами чувственных ощущений, хранящихся в памяти модальных анализаторов органов чувств.
    Обе формы мышления , и рассудочная (рассудок), и разумная форма (разум) есть мышление- с помощью ОБРАЗОВ, как следов восприятия при рассудочно-эмпирическом отображении и как абстрактных ОБРАЗОВ воображения при абстрактно-разумном воображении, если для построения мыслительной картины отображения мира в чувственно-эмпирическом "перечне" восприятий памяти НЕТ необходимого звена, для построения этой целостной картины. Абстракции для того и придумываются и изобретаются, что бы целостная картина причинно-следственных связей действительности имела все гипотетически необходимые звенья. Потом если модель оказывается правильной и соответствующей законам и формам мироздания, эти звенья при опытной проверке и нужном для этого инструменте и оборудовании находятся. То есть подтверждаются чувственным восприятием.
    Но абстрактно-разумная форма мышления - СТРАШНАЯ СИЛА и одновременно СТРАШНЫЙ ИСТОЧНИК ТУПОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОН веди выдумывает всё что есть ы ПРИРОДЕ и всё что в ней НЕТ. ОТСЮДА истоки мифорелигиозного творчества.
    Кстати. Плотник можете указать причину того, что мышление может оперировать исключительно образами чувственных ощущений, а не самими ощущениями???
    Ответ предельно прост. Но не думаю, что у кого-то хватит мозгов ответить на него.
     
  13. Boris

    Boris
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    179
    Регистрация:
    21.08.04
    Сообщения:
    10.829
    Симпатии:
    146
    Мышление – это способность только человека создавать мысли в виде предложения из понятий (слов) языка, которые являются духовными эквивалентами образов предметов (ощущений органов чувств), а образы предметов (ощущения) являются материальными эквивалентами предметов природы.

    Образного мышления образами зрения не существует.
    Образами зрения нельзя мыслить.
    Образы не могут быть членами предложения.
     
  14. Николай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    8
    Регистрация:
    21.11.12
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    8
    1. Особенное и Целое существуют во множестве различий. Целое - это реальное качество умозрительное или материальное. Оно формируется познается через части, которые могут меняться количественно. Любое Особенное содержит в себе единичное, общее и всеобщее. Части целого - это особенное.
    3. Абсолютная идея определяет существование всеобщих процессов через сквозные закономерности все другие. Но это уже второй этап существования мышления.У Абсолютной идеи нет сегментов, зависящих непосредственно от нее. Есть общий процесс функционирования и развития В котором есть новообразование умирания и расщепления.
     
  15. Boris

    Boris
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    179
    Регистрация:
    21.08.04
    Сообщения:
    10.829
    Симпатии:
    146
    Все знания создал человек с помощью:
    • Материального организма (с помощью органов чувств)
    • И духовного сознания (с помощью самосознания Я, понятий языка и мышления в виде мыслей из понятий языка).

    Все идеи (мысли) создал и создает человек для удовлетворения своих потребностей.

    Мысль – это нематериальный алгоритм в сознании человека материальных действий организма человека для удовлетворения своих потребностей.

    Потребность человека – это нарушение внутреннего или внешнего равновесия:
    • Внутреннее равновесие – это равновесие внутренней среды организма
    • Внешнее равновесие – это равновесия между организмом и внешней средой.
     
  16. Николай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    8
    Регистрация:
    21.11.12
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    8
    Понятно..
    1. Лизнул или понюхал отследил реакцию и назвал ее словом. по
    2. Равновесие внутри или снаружи нарушилось и появилась потребность мыслить
    Так???
     
  17. Boris

    Boris
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    179
    Регистрация:
    21.08.04
    Сообщения:
    10.829
    Симпатии:
    146
    Духовное сознание человека является духовной (не материальной) НАДСТРОЙКОЙ над материальным организмом, так как:
    • Сознание ребенка создается родителями ребенка на основе организма ребенка способом «сознание от сознания»
    • Духовное сознание не является материальным организмом (частью организма)
    • Но функционирование духовного сознания обеспечивается материальными процессами в материальном организме.

    +++
    1. Психика – это состояние (чувственное проявление) материального организма.
    Психика является принадлежностью материального организма.
    Психика как принадлежность материального организма является материальной.

    2. Духовное сознание не является материальным организмом.
    Духовное сознание не является частью (принадлежностью) материального организма.
    В материальном организме нет и не может быть никакого сознания.

    Психика – это чувственная реакция организма (реакция изменения состояния организма) без мышечной деятельности (без мышечных действий).

    Человек – это единство организма и сознания
    Организм – это единство анатомии и физиологии

    Человек образован организмом и сознанием
    Организм образован анатомией и физиологией (психика не образует организм, психика является только чувственным проявлением уже существующего организма)

    +++
    Деятельность (действия) человека и животных различаются качественно, а не количественно (качественно означает, что у человека есть, а у животных нет и не может быть):
    • Все действия животных являются рефлексами (врожденными безусловными рефлексами и приобретенными условными рефлексами)
    • Действия человека являются в основном осознанными, но есть и действия-рефлексы.

    Осознанные действия могут осуществляться только при наличии сознания:
    • Сперва должно возникнуть сознание
    • И только после возникновения сознания возможно осуществление осознанных действий

    Рефлекс – это ответные мышечные действия организма на воздействие внешней среды.

    ++++
    В природе есть организация:
    • По горизонтали - количество однородных единиц
    • По вертикали - уровни организации материи со своими единицами материи

    Вышестоящий уровень организации материи может возникнуть только на основе нижестоящего уровня организации материи.

    Единицы материи нижестоящего уровня организации материи являются содержанием единиц материи вышестоящего уровня организации материи.

    Нижестоящий уровень образует противоположности, из которых образуются единицы вышестоящего уровня (новая единица – это неразделимое диалектическое единство):
    1. Уровень элементарных частиц создает противоположные частицы:
    • Протон и нейтрон образуют ядро атома
    • Ядро атома из протона и нейтрона образует вместе с электронами различные атомы

    2. Атомный уровень организации материи создает противоположные единицы в виде атомов с противоположным зарядом, которые могут образовывать единицы вышестоящего уровня организации материи в виде молекул.
    Молекулы химического уровня образуют вещества.

    3. Химический уровень:
    • Образует молекулы
    • Молекулы химического уровня образуют вещества.
    • Образует из молекул вещества (неорганические и органические)
    • Не образует противоположные единицы для образования единиц вышестоящего уровня
    Из органического вещества образовались элементы клетки, которые не являются противоположностями для образования единиц вышестоящего биологического уровня организации материи.

    4. На основе неживого органического вещества химического уровня организации материи спонтанно возникла единица биологического уровня организации материи, которая явилась началом жизни на земле.
    Единицей жизни является организм.
    Организм – это неразделимое диалектическое единство:
    • Анатомии
    • Физиологии

    5. Биологический уровень не создает противоположности для возникновения человека.
    Первый человек возник спонтанно в результате спонтанно-уникального события «антропогенез».
     
  18. Плотник

    Плотник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    20.10.07
    Сообщения:
    2.469
    Симпатии:
    18
    1. Сначала поясните, чем отличаются "образы-следы отображения" от "абстрактных образов воображения". Также "рассудок" от "разума". И вопрос остаётся: какое именно "оперирование образами" мы можем отнести к мышлению? Ведь не всякое оперирование, согласитесь, можно назвать мышлением? Или всякое? Например, вытеснение образов неприятных прошлых ощущений или переживание образов наполнения желудка во время обеда.
    2. А чем отличаются "образы чувственных ощущений" от "ощущений"?
     
  19. makdima

    makdima
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    11
    Регистрация:
    09.11.12
    Сообщения:
    628
    Симпатии:
    11
    Как может целое познаваться через части, если по-Вашему частное – это особенное от него? Целое или всеобщее познается во-первых, через самого себя как особенное от других, во-вторых, как часть чего-то более общего, представляющего собой его сущность, и только в-третьих через части, представляющие собой его содержание и потому по определению, не являющиеся особенными от него. Любой объект в мире познается через триединство общего частного и особенного. Целым, всеобщим, особенным или единичным он становится лишь в нашем сознании, когда мы абстрагируем этот объект от его общего (сущности) и частей (содержания), т.е. идеализируем его. В этом как раз и весь идеализм Гегеля.
    Абсолютная идея это абсурд, потому что она бессмысленна. Наделите ее каким-либо смыслом, и она потеряет свою абсолютность. Начинать рассуждения с абсурда значит повторять гегелевское заблуждение.
     
  20. Плотник

    Плотник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    20.10.07
    Сообщения:
    2.469
    Симпатии:
    18
    1. Вот скажите, когда Вы пишете слово, не являющееся нарицательным, с заглавной буквы, Вы что вкладываете в это действие? Например, чем "Целое" отличается от "целого", "Особенное" от "особенного"? Что такое "реальное умозрительное качество" и "реальное материальное качество"?
    "Части целого - это особенное". А единичное, общее и всеобщее почему не части целого? Ведь Вы тут же пишете:"Любое Особенное содержит в себе единичное, общее и всеобщее". Вы можете это объяснить?
    3. В первом предложении слова "все другие" к чему относятся? Что такое "всеобщие процессы"? На мой взгляд, процессы - они и есть процессы. Как какой-то процесс может стать всеобщим? А Абсолютная идея существует? Ведь, насколько я могу судить, Абсолютная идея и есть собственно мышление, а у него, как Вы говорите, уже второй этап существования, следовательно, Абсолютная идея существовала уже на первом этапе, и, более того, давала существовать "всеобщим процессам"! Но существование Абсолютной идеи, конечно же, никто и ничто не определяло... . Вот чем мне никогда не нравился Гегель, дак это тем, что его самого об этих вещах спросить уже проблематично. Он, видимо, подобно Эйнштейну, показал нам всем язык в своё время и ушёл, мол, разгребайте , ребята, тут без меня! Вы разобрались или в процессе?
     
Загрузка...