Неогилозоизм и его перспективы

Тема в разделе "Философские и религиозные учения", создана пользователем Ivanphilosof, 12 фев 2018.

  1. Ivanphilosof

    Ivanphilosof
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    72
    Регистрация:
    18.11.17
    Сообщения:
    278
    Симпатии:
    57
    Гилозоизм, а с него началась философия, решал вопрос о соотношении материи и сознания в рамках органицизма, - органического единства. Не сознание, Дух были первичным, а вся материя наполнялась жизненной силой, которая в отличие от пантеизма, где в материи нематериальный Дух, сама материальна, но ее можно назвать более тонкой материей. Даже в богословии опозиционируют разделение на духовное-материальное и духовное, как тонко-материальное, а духовен (не протяжен и вне временен только Бог).

    В гилозоистской традиции человек неизбежно приходит к выводу, что в живом организме природы все ее «винтики» несут вполне определенные функции, необходимые для поддержания «жизненного тонуса» и приобретения «жизненных сил» не только отдельным субъектом (объектом такой живой машины), но и всей животворящей системой, всей живой Вселенной. Вместе с тем «организацистская познавательная модель задает новую исходную систему отсчета для рассмотрения природной реальности. Здесь уже центральное место занимает принцип органической целостности применительно и ко всей природе, и к ее различным подсистемам. Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз – основные формы организации жизни, уровни (стадии) ее организации». Гилозоизм был распространен у философов-«физиков» Древней Греции, в эпоху Возрождения, Просвещения, позднее его представителями были Шеллинг и его последователи; а Шеллинг оказал сильное влияние на русскую философию, поэтому нотки гилозоизма сильны в русской метафизике.

    Спиритуализация космоса –это путь к мистицизму и магической практике, демонологии, алхимии, астрологии, каббале. Отсюда источники для колдовства, знахарства, ясновидения, прорицания и т. п. Эта причудливая духовная атмосфера устраняла схоластику и способствовала зарождению новой европейской научной мысли, так как мистики и маги, создавая эту атмосферу, среди них Агриппа, Т. Парацельс, Дж. Ди, Т. Кампанелла, пытались одновременно выработать в ее рамках «новые, неизвестные средневековью, техники воздействия на природу, особенно на природу человека – на его тело, здоровье, чувства и разум».

    Все это заменяется рационализмом, где субъект познания –сознающий человек, а природа-мертвое и пассивное. Сознающий субъект должен познавать законы природы и властвовать над ней. В рационализме доминирует объективное восприятие действительности, а в гилозоистическом космизме-космическое сознание, где реальный мир воспринимается как живое, эмоциональное, чуткое к вопрошаниям и нуждам человека существо. Подобное восприятие, как говорят данные антропологии и психологии, предшествует объективному восприятию вещей. Это заметно уже в младенческом возрасте, что некоторые ученые считают врожденным качеством. Природа рассматривается как часть общества, а общество включалось в природу издревле. Общество зависело от действия космических сил. Для первобытного человека весь мир живой.

    Современный рациональный человек обнаруживает себя оторванным от космических начал бытия и всё более погруженным в созданную им самим рационально-технологическую и техническую среду и самодостаточный, не связанный с природой мир социальных отношений. В этом распадении бытия есть что-то ненормальное, а потому естественной реакцией на это многих людей являются поиски более целостных форм духовного опыта, а также растущее недоверие к односторонне-рациональным ориентациям жизни и культуры. Космическое миропонимание, за которым интуиции античной и средневековой ценности, мистики, многих философских систем, открывают большие возможности для таких поисков».

    Это выражается не только в стремлении к мистике, магии, астрологии, восточным практикам, но и в изменении научной методологии, в философском осмыслении науки. Появляется концепция постклассической науки (в классической точные законы и взаимосвязи, в неклассической вероятиностно-прогностические), где природа, истина, субъект рассматриваются теперь не как изолированные сущности разного плана, не как побочные продукты механицизмаа как нечто единое, слившееся в одном организме, именуемом реальностью. Истина теперь в недрах природы, хотя и принадлежит, как понятие, субъекту, а природа – в истине, с которой к ней обращается субъект. В методологии науки и в философии постнеклассической науки предполагается, что на современном этапе укрепляются связи между человеком и природой, что образует нечто целое и единое. В таком ракурсе человек предстает уже не как «царь природы», не как ее «всемогущий повелитель», а как органическая часть природы, ее гармоническая составляющая. Биосферная (экологическая) этика включает не столько взаимоотношения между людьми, сколько взаимоотношения человека с природой, отношения человека к природе.

    Таким образом, философия начинается с гилозоизма, потом приходит к идеализму (доминанте Духа над материей), далее рациональный материализм, и возвращается опять к гилозоизму, который представляет собой органический синтез идеализма и материализма, хотя со сдвигом в сторону материализма, где «духовное» - это тонко-материальное, или как принято ныне именовать «мыслеформы», информационно-полевые модусы и др. В рамках теории познания от объективной истины реализма приходят к субъективной прагматической истине, добываемой в синергийном сотрудничестве субъекта с природой.

    Итак: прагматизм, материализм со сдвигом к идеализму, монодуализм, если материальную мысль и материю рассматривать дуально. Если философия гилозоизма опять восторжествует, то пойдет вторая эпоха Возрождени, но первая не копировала точно античность, так и третья выработает свои смыслы, но в сути, повторяющие античные.

    Какие культурные перспективы?

    1. Возрождение интереса к эстетическим формам (современные компьютерные технологи дают огромные возможности);

    2. Отступление религии на второй план, развитие большого количества мистико-магических сект на базе имеющихся религий, я бы назвал это религиозно-мистическим сознанием;

    3. Формирование и развитие новой науки с доминированием биологии, экологии, а не физики и химии; развитие комплексных систем знания, с появлением наук, включающих в себя гуманитарнное, математическое, компьютерное, естественнонаучное, техническое знание;

    4. Развитие органицисткой техники на основе биотехнологий, соединение природы и человека с искусственно созданной техносферой;

    5. Активный интерес к системам здоровья и эстетике физического самосовершенствования;

    6. Возрождение «пайдеи» в образовании, т.е. формирование самообучающегося человека, с гармонично заложенными программами саморазвития во всех направлениях, уход от узкой специализации к широкой фундаментальной.