О стереотипах

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем Отшельник, 16 фев 2011.

  1. Отшельник

    Отшельник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    160
    Регистрация:
    31.10.10
    Сообщения:
    7.232
    Симпатии:
    133
    Цель этого вопроса состоит в том, чтобы выяснить, на сколько крепко сидит в сознании человека его собственное представление об окружающей действительности. Не будем тут касаться вопроса о том, сознание ли формирует представление о действительности или бытие формирует сознание. Это вопрос другого плана и, к примеру, в теме "О достаточности" мы с Очкариком пока не нашли взаимопонимания.
    Хочу начать с недавно просмотренного фильма. По правде сказать, я даже не понимаю, почему вообще смотрел его, потому как фильмы подобного плана мне никогда не нравились, видимо тоже своего рода стереотип. Сам по себе сюжет можно назвать избитым, но финал, по крайней мере, для меня был неожиданным и подтолкнул к размышлениям.
    Из тюрьмы сбегает довольно молодой, но тяжело больной заключенный. В качестве заложника он использует врача, который его обследовал. И вот на протяжении всего фильма врач под дулом пистолета везет его к какому-то "всеисцеляющему" озеру. По дороге они, естественно, общаются и врач на столько привязывается к этому юному преступнику, что даже сам идет на преступление, чтобы спасти его жизнь, а в конце несет его на себе к тому самому озеру, в которое не верил. Он буквально влюбляется в виновника всех «бед» свалившихся на него и сцена их прощания действительно мелодраматична (вспомнилось - ...благославляйте врагов ваших...). По сюжету, к концу их путешествия врач теряет фактически всё: клинику, авторитет, убежденность в современную медицину, его арестовывают и так далее. Однако возвратился он в свою старую жизнь совершенно другим человеком, он полон радости и счастья, как будто заново рожден. Получается, что всё ценимое раньше теперь для него ничего не стоит.
    Какой же стереотип благополучного человека сидит в нашей природе? Что мы с вами ценим по жизни? В своих суждения мы вполне соглашаемся с тем, что материальный достаток и положение в обществе не приносят счастья, но почему-то стремимся к тому и к другому. Не потому ли нам так хочется каких-нибудь катаклизмов, что бы не самим изменить свою жизнь, а что бы это произошло как-либо само собой или кто-то (всесильный) сделал бы это за нас.
    Ах, как нам хочется, как всем нам хочется, не умереть, а именно уснуть (В. Высоцкий).
    Почему так трудно изменить свой собственный стереотип мышления? Или для этого нам обязательно нужно пройти через ад собственной души?
    И ещё об одном стереотипе, присутствующем в нашем сознании, который вспомнился мне по фильму "Ностальгия". На мой взгляд, Тарковский попытался в нем раскрыть тему нашего отношения (стереотип) к понятию сумасшествия. И в этой связи мне всегда вспоминаются слова Александра Герцена, который ещё в ХIХ столетии говорил о том, что если бы Христос в его времена явился к нам, то Его сразу же отправили бы или в полицейский участок, или в сумасшедший дом.
    Но вернемся к фильму. Когда в гостиничном номере Элджения, гид и переводчик главного героя, которого играл Янковский, устроила сцену, то выходя за дверь, он произнес: "С ума сошла". Получается, что в его понимании её слова и действия нельзя было никак объяснить, кроме как человека не в своем уме, т.е. ненормального в общепринятом понимании этого слова. Но с точки зрения так сказать нормальных людей, к коим относимся и все мы (участники этого форума), её действия вполне нормальны по отношению к поступкам самого главного героя. Я имею ввиду финал фильма, когда он по просьбе ещё более ненормального человека носил свечу от одного края водоема к другому.
    Если же говорить об этом третьем персонаже, то человека семь лет продержавшего свою семью взаперти нам с вами трудно назвать иначе как сумасшедший. Однако даже в самом фильме некоторые считают его лишь очень набожным человеком, ведь монахов мало кто называет ненормальными. К тому же, если вынести сейчас на обсуждение его последнюю речь перед самосожжением на площади, то многие из нас посчитали бы её вполне здравой.
    Таким образом, учитывая приведенные выше слова Герцена, возникает вопрос, на который мне хотелось бы получить ответ от участников нашего форума. Кто же из всех перечисленных героев на самом деле является ненормальным? Стереотип какого человека сформирован в нашем сознании как человека сумасшедшего?
    А может как раз всё наоборот, это наше представление о нормальности искажено и мы сами в этом плане не совсем нормальные люди. Для подтверждения этого предположения можно вспомнит один случай из практики Карла Юнга.
    У его пациента, молодого человека, страдающего от параноидальной шизофрении, были галлюцинации. Однажды при обходе Юнг обнаружил, что этот пациент стоит у окна и, глядя на солнце, как-то странно качает головой. Когда Юнг спросил его, в чем дело, пациент ответил, что смотрит на солнечный пенис и, качая головой из стороны в сторону, заставляет пенис двигаться, что помогает дуть ветру. В тот момент Юнг счел, что рассуждение этого человека целиком обусловлено его галлюцинациями. Однако несколькими годами позже он наткнулся на перевод персидского религиозного текста, которому было 2000 лет, и изменил свое мнение. Текст представлял собой описание ряда ритуалов и заклинаний, предназначенных для вызова видений. В нем описывалось одно видение, и говорилось, что, если участвующий в ритуале посмотрит на солнце, он увидит свисающую с него трубу, и, когда труба начнет раскачиваться из стороны в сторону, она поднимет ветер.
    Если считать, что знакомство молодого человека с этим текстом было чрезвычайно маловероятно, то можно предположить, что восприятие окружающего мира у этих людей гораздо ближе к его действительному устройству.
    Или я в чем-то ошибаюсь или нам, действительно, нужно пройти ад, что бы обрести рай? Под адом я понимаю отказ от своих убеждений, что как бы равносильно собственному перерождению.
     
  2. Tamabraxama

    Tamabraxama
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    255
    Регистрация:
    07.10.09
    Сообщения:
    11.794
    Симпатии:
    196
    Стереотип это зло,.. - если цель, познание мира...

    зацикленность на оценках окружения и окружающих вовсе не философский вопрос, или как философский, то исчерпывающий себя от одного прикосновения,..
    Относительность да ищо и субъективная, нормальный не нормальный, хороший или плохой,...
     
  3. Kirsanow

    Kirsanow
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    114
    Регистрация:
    24.10.09
    Сообщения:
    2.369
    Симпатии:
    97
    #1 Отшельник
    Духовное состояние человека, на мой взгляд, оценивается им некими внутренними «весами», одна часть которых наполнена положительными (в его понимании) событиями, другая – отрицательными. При перевешивании одной из них, появляется потребность дополнить другую.

    Благополучие тянет наших детей смотреть всякую мерзость – это есть попытка наполнения другой чаши весов. Но данное наполнение виртуальное, поэтому возникает постоянная потребность.
     
  4. Axitopos

    Axitopos
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    20
    Регистрация:
    04.04.10
    Сообщения:
    1.469
    Симпатии:
    18
    Сценаристы и режиссеры любят разрушить чужие представления, чтобы навязать свои. Но я их не виню. Они такие же люди, как все. Просто у них больше возможностей навязать большому числу людей свое мировоззрение. К тому же огромную роль играет коммерция кинопроката, поэтому вот уже десятки лет идет всё больший нажим на примитивное эмоционально-индивидуалистическое, и всё больший отход от идейного и социально-нравственного.

    Режиссер может сделать полицейского плохим, а преступника хорошим. И достигается это элементарно – с помощью симпатии/антипатии. Не случайно есть в русском языке поговорка "не по хорошу мил, а по милу хорош", что еще раз подтверждает природную сущность человека. Я совершенно не любитель игрового кино, и почти ничего не смотрю, и тем не менее даже я могу назвать два фильма, в которых режиссеры делают наемных убийц положительными героями:
    • "Léon: The Professional" (1994), в главной роли Jean Reno
    • "Assassins" (1995), в главной роли Sylvester Stallone
     
  5. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    Стереотипы очень скоро начинают прививаться нам после нашего рождения. Наше мировоззрение, понятие "что хорошо, что плохо" формируется окружающими людьми, родителями... Людьми со своими уже укоренившимися стереотипами. Что бы человек не имел предрассудков и мог реально оценивать все вещи без укоренившихся стандартов, то стереотипы нужно ломать... А ломать их можно тремя способами. Первый, самый лёгкий, но самый ответственный-ломать стереотипы у ребёнка, подростка, помогать становить его отношение к миру без предрассудков. Второй, пережит серьёзное потрясение, которое изменит всё за вас. Пассивный способ. И последний, самый сложный, но осознанный и фундаментальный, ломать всё самому. Ломать и перестраивать. Трудно, больно, но возможно.
     
  6. Отшельник

    Отшельник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    160
    Регистрация:
    31.10.10
    Сообщения:
    7.232
    Симпатии:
    133
    Большое спасибо всем за ответы, но, по правде сказать, мне хотелось услышать ответы на конкретно поставленные вопросы. Что ж, видимо общее понятие стереотипа само по себе довольно пространно и потому давайте попробуем разобраться в нескольких конкретных случаях.
    Первый вопрос, по крайней мере на первоначальном этапе, касается только атеистов, коих по опросу Доктора на этом форуме большинство.
    И так, о стереотипе самого понятия - атеист. Об этих людях однозначно можно сказать, что они не верят в личного Бога как Творца, Создателя и пр.
    Вопрос в следующем: может ли атеист верить в жизнь (души или чего-то там ещё) после смерти (не будем конкретизировать - ад или рай). Если он верит, то может ли при этом называть себя атеистом?