О всяких деревьях и обо всём Дереве..

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Михаил Спасский, 6 апр 2013.

  1. Михаил Спасский

    Известная личность

    Репутация:
    28
    Регистрация:
    12.03.10
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    27
    [​IMG][​IMG]

    Дерево жизни

    Рассмотрите картинку. Видите на ней "поле" hа-адамЫ? (Проекция его горизонта совмещена с линией поля тетрадного листка.) А "всякие деревья" Быт 2:9/Иез.31, которые пускают свои собственные корни в hа'адамУ ? -- Очередные произростания/ветви Дерева жизни, отпадающие от него в своём эгоцентризме, и, отсевающие семена на земле подобно траве ("семя жены", Быт 3:15), в физическом плане бытие которых такое же преходящее, как и бытие сезонной "травы", зеленью которой питаются/воспитываются "звери" (Быт.1:30 -- о всех животных, включая и человечество, которые не отслеживают/не сохраняют истории всего бытия на земле, и в частности истории своего вида, своей семьи, за ненадобностью).


    Быт.1:29

    ויאמר אלהים הנה נתתי לכם את־כל־עשב זרע זרע אשר על־פני כל־הארץ ואת־כל־העץ אשר־בו פרי ־ עץ זרע זרע לכם יהיה לאכלה
    И сказал Бог: вот, Я дал вам всю траву, сеющую семя, которая на лице всей земли и всё Дерево, в котором плод*-- дерево, сеющее семя: вам будет для еды.

    (Допускается также вариант чтения "и всякое Дерева(смихУт), в котором..")

    Буква хей (синяя) к слову "эйц"/дерево -- это артикль. А вот и правило, по которому должно читать обо всём Дереве:

    Cм. также Томас О.Ламбдин, Учебник древнееврейского языка, с.127
    ---------------
    * В Танахе слово פְּרִי "п'ри" применяется только в единственном числе (как о отдельном плоде, так и в собирательном значении); при чём "п'ри" может подразумевать любой плод/произведение, как в прямом, так и в переносном значениях, -- те же ветви деревьев/"плоды древесные" (была бы только мысль об этом и позволял контекст, см. Лев.23:40; о словах/речах, как ветвях, см. Быт.49:21). Данное существительное произведено от глагола פרה произращать, плодить, который сродни פרא расходиться, расти/бегать (ср. с рус. "побеги").

    [Кстати, слово עשב "эйсэв" (трава) произведено от корня עשה "аса" работать, делать/ производить, произращать. То есть, по корню "эйсэв" -- это синоним "п'ри" (см. Быт 1:11,12 -- о дэшэ/зелёном покрове: траве эйсэв, сеющей семя: дереве плодовом (собир.), делающем ("осэ") плод по роду его, в котором семя его на Земле ("аль а'арэц").]



    Конечно же, возможен и обычный/простой вариант чтения стиха -- собирательное о всяких деревьях (Быт.23:17; Исх.10:5). Вот только с меньшим логическим обоснованием:

    во-первых, автор не приставил артикль к слову "эйсэв" трава
    .. ויאמר אלהים הנה נתתי לכם את־כל־עשב
    (сравните с Исх.9:25),

    во-вторых, в Быт.2:9 он говорит о всяких деревьях, не применяя артикль
    .. ויצמח יהוה אלהים מן־האדמה כל־עץ נחמד למראה וטוב למאכל
    (ср. Иез.31:4,8; 47:12).

    В-третьих, дерево изображено с "плодами древесными" (В простом чтении уточнение о всяком дереве "в котором плод древесный" вызывает улыбку. Ведь, все и так знают, что на деревьях не растут ни овощи, ни другие какие плоды недревесного происхождения.
    ----------------

    О всяких "деревьях" в саду эдена, произращиваемых Господом Богом из hа'адамЫ для hа'адАма (собирательное: для человечества), см. Иез.31..

    Всю главу, обращая особое внимание на 4-й стих

    מַיִם גִּדְּלוּהוּ תְּהֹום רֹמְמָתְהוּ אֶת־נַהֲרֹתֶיהָ הֹלֵךְ סְבִיבֹות מַטָּעָהּ וְאֶת־תְּעָלֹתֶיהָ שִׁלְחָה אֶל כָּל־עֲצֵי הַשָּׂדֶה

    (букв.) Воды взрастили/возвеличили его (Ашшур в виде кедра Ливанского). Бездна* вознесла его реками/потоками своими**, идущего/продвигающегося/взростающегося кругами*** насажденья её****; и протоки/водопроводы/каналы свои послала/пустила/простёрла ко всем деревам поля*****.
    ---------------
    * техом; см. Быт 1:2

    ** нахар; см. Быт 2:10-14

    *** см. Еккл 1:4,6 в оригинале

    **** образовано от того же глагола, что в Быт 2:8 "насадил"


    ***** определённый смихУт о государствах и всякого рода обществах, пока ещё пребывающих на земле.


    ===========================================================

    Материал взят из http://derek-h-odos.blogspot.com/ (по просьбе Гены).
     
  2. Иван Пелеван

    Иван Пелеван
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    33
    Регистрация:
    06.06.10
    Сообщения:
    5.557
    Симпатии:
    33
    Миша, передай Гене, также и Коле, что сама постановка вопроса очень актуальна, однако его решение должно быть понятным не только узким специалистам, которых здесь по одному два к каждой веточке этого дерева, а на сам ствол только двое по всему вирту. Очень желательно было бы эту исследовательскую часть завершить отдельным итоговым абзацем постановляющего толка, что мол так и так, вот этот и тот стих, исходя из только что установленного, можно, или должно пониматься так... И вы тогда увидите, что из 20 посетителей темы, половина начнёт её обсуждать...
     
  3. Михаил Спасский

    Известная личность

    Репутация:
    28
    Регистрация:
    12.03.10
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    27
    Мыслители с хорошо подвешенными языками, которые не умеют мыслить -- нормальное явление для этого мира. Было бы странно, чтобы они, будучи правильно воспитанными едоками, заподозрив только наличие (на общем древе) неизвестного им плода, тут же кинулись исследовать его природу не то, чтобы на вкус, но хотя взиранием на него со стороны на безопасном от плода расстоянии.

    Редкий человек, который хоть раз в жизни исследовал природу странного начала не менее странного стиха

    4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

    (отстоящего от стиха, рассмотренного Геной, всего-то в паре шагов), может заподозрить наличие логической и семантической связи "эле тольдот" с упомянутым выше "всем Деревом, которое плодоносит .. деревьями" (= произращает деревья).

    Для тех, кто по много говорит о Библии, Адаме и Еве (и т.д.), запомните, что русское синодальное "Вот происхождение.." Быт.2:4 на языке оригинала -- это и есть "эле тольдот".
    Всё! Для вас первый урок окончен, так как мозг далеко не всякого человека способен переварить эту, вот, информацию.
    ---------------------



    Ваня! Как по-твоему, из тех полтора человека, которые усвоят, наконец-то, что "вот происхождение" -- это и есть эле тольдот, сколько из них введут в окно поисковиков, странное как для их ушей, выражение? ;)
     
  4. Отшельник

    Отшельник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    160
    Регистрация:
    31.10.10
    Сообщения:
    7.232
    Симпатии:
    133
    Уж сколько проходимцев было на этом форуме :shok:
    А сколько ещё будет.... :mega_shok:
     
  5. Иван Пелеван

    Иван Пелеван
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    33
    Регистрация:
    06.06.10
    Сообщения:
    5.557
    Симпатии:
    33
    хороший командир никогда не пошлёт всё войско в разведку... И творец того дерева не плохим был Творцом, он из праха делал стоящее. Из толпы всегда выделится стоящий, как только в нём потребность появится. но не кляни толпу за неадекватность, ей этого не надо, у неё задача поддерживать ствол того дерева, на котором прорастут листья, плоды дозреют, семена посыплют...
    Почему же, сотня человек неоднократно отметились в аналогичной теме из соседнего сада, значит, подозрения были у многих. Но результат достигают единицы, и это тоже нормально. Эритреец и Вашинский прямо об этом говорили, но только тебе удалось дочитаться об этом в первоисточнике...
    Для тех кто подозревал неладное и рылся в хитросплетениях словесных конструкций древних зодчих, это веское подкрепление, но на ход каравана это никак не отразится, ибо караван, как снежный ком катится в однажды определённом направлении. Единственное подспорье, что увидевшие истинное направление, возможно, смогут заранее определить место, где надо подсыпать соломы...
    Для нас, простых слушателей, знакомство с этим выражением через поисковик чревато заворотом мозгов, ибо там более 500 значений и толкований. Но для меня знакомого со всей темой, ближе твоё толкование, как символ происхождения родов, образующих древо жизни, и, что это единый организм...

    Добавлено -- 08 апр 2013, 10:29 --

    Напрасно вы так!.. На всё воля Творца, и как говорил поэт, если ночью горят звёзды - значит, это кому-то надо!
     
  6. Отшельник

    Отшельник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    160
    Регистрация:
    31.10.10
    Сообщения:
    7.232
    Симпатии:
    133
    Да как-то мысли вслух случайно проявились в этой теме. А на счет звезд, которые зажигают те кому это нужно, так, на мой взгляд, Экзюпери имел в виду совсем другое.
     
  7. Михаил Спасский

    Известная личность

    Репутация:
    28
    Регистрация:
    12.03.10
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    27
    Неадекватность толпы обращается многими бедами.. Для всех. Взачастую неисправимыми.

    Из соседней ветки? (Не дерева даже..)


    [​IMG][​IMG]
    Взято отсюда.. Словарная форма толедет (мн. ч.), смихутная/сопряжённая -- тольдот.


    А. П. Лопухин. Толковая Библия. Бытие, Глава 36:
    Еврейское toldoth, имеющее и более широкое значение: история, повествование (Быт.2:4, 6:9 и др.), здесь имеет более тесный смысл: генеалогия, причем, естественно, сообщаются и замечания исторические, географические и др.

    Толковая Библия. Бытие. Предисловие
    Но хотя наименование книги «Бытия» и имеет случайное происхождение, однако оно удивительным образом совпало с ее существенным содержанием и полно широкого смысла. В 1-й книге Моисея многократно встречается синонимичное слову «Бытие» название toldoth. Под именем תוֹלְדוֹת toldoth – «порождения, происхождения, потомства» (от евр. гл. תלד «рождать») у евреев были известны их родословные таблицы и находящиеся при них историко-биографические записи, из которых впоследствии составлялась и самая их история. Ясные следы существования таких «генеалогических записей», исправленных и объединенных рукой их богодухновенного редактора Моисея, можно находить и в кн. Бытия, где не менее десяти раз мы встречаемся с надписанием תוֹלְדוֹת toldoth, а именно «происхождение неба и земли» (Быт.2:4), «родословие Адама» (Быт.5:1); «житие Ноя» (Быт.6:9); «родословие сыновей Ноя» (Быт.10:1); «родословие Сима» (Быт.11:10); «родословие Фарры» (Быт.11:27); «родословие Измаила» (Быт.25:12); «родословие Исаака» (Быт.25:19); «родословие Исава» (Быт.36:1); «житие Иакова» (Быт.37:2).


    Александр Мень
    ОПЫТ КУРСА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,

    Раздел II, ПЯТИКНИЖИЕ, § 16. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ ЧЕТЫРЕХ ВАРИАНТОВ МОИСЕЕВА ПРЕДАНИЯ:
    СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (С). В третьем варианте Моисеева Предания Бог, как и во втором, именуется Элохимом. Но по стилю, языку и задачам эта традиция резко отличается от первых двух. Ее строгое, лаконичное повествование начинается с Шестоднева (Быт 1) и доводится до смерти Моисея. Первобытная история и история патриархов изложена в основном с помощью тольдот, родословных, которые являются как бы исторической схемой, костяком сказания. Все указывает на то, что составитель принадлежит к священнической среде: он больше всего уделяет внимания церковному строю Израиля, обрядам и богослужению, задача которых – отделить "народ святой", т.е. посвященный Богу, от языческого мира. Время, когда создавалась священническая история, установить трудно. С одной стороны, пророк Иезекииль (VI в.) полностью ее еще не знает, но с другой – в ней немало частей, безусловно, очень древних. Во всяком случае, окончательно сформировалась третья Св. История не позже эпохи Плена. Есть предположение, что она вообще не существовала в виде отдельной книги, а была сразу включена в качестве дополнения в две первые Св. Истории (ЯЭ + С).

    § 19. НАЧАЛО ГРЕХА И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ (БЫТ 3-11):
    5. Генеалогии допотопных поколений (Быт 4,17 – 5,32). Тольдот, или генеалогии, восполняют в Библии летописные пробелы, а также дают в сокращенном виде очерк истории..


    КОММЕНТАРИЙ ГИРША:
    4. ... אלה תולדות השמים והארץ בהבראם Стих не означает: “Это происхождение неба и земли...” Начать с того, что если указательное местоимение אלה (“эти”) стоит в начале какого-либо предложений, то оно относится к последующему перечислению; однако нам ничего не сообщается о происхождении неба и земли. Кроме того, в Писании слово תולדות не употребляется по отношению к родителям, “родоначальникам”, но всегда относится к потомству, порождениям**: תולדות אדם ,תולדות נח ,תולדות תרח ,תולדות ישמעאל всюду תולדות относится не к происхождению этих людей, а наоборот, к их наследникам, потомству, которое они произвели. И, наконец, תולדות подразумевает самую естественную, органическую “продукцию”, в то время как בריאה ** означает сотворение непосредственно свободной волей Б-га, творение ex nihilo *** — иными словами, прямую противоположность תולדות. Нельзя представить себе более неудачного термина для творения ex nihilo, чем תולדות. Итак, в этой фразе мы должны интерпретировать понятие תולדות как плоды, порождения неба и земли, к числу которых относится все, что обрело форму уже после творения, явившись результатом взаимодействия неба и земли. Стих, таким образом, является заголовком для перечисления целой серии естественных явлений, происходивших после акта творения. Это, действительно, плоды неба и земли. Однако Писание добавляет слово בהבראם, — и становится ясно, что все последующее развитие было изначально заложено в בריאה — сотворении из ничего.
    ----------
    * Примеры взяты из Быт.25:12; 6:9; 11:27; 5:1..

    Жирным шрифтом в исходной фразе выделено слово תולדות тольдот (варианты написания слова: תולדת и תלדות).

    ** "брия" בריאה творение, создание; новое или необычное явление (Чис.16:30).
    (В данном месте выдающийся толкователь Танаха входит в противоречие..)

    *** ex nihilo лат. из ничего/на пустом месте

    בהבראם инфинитив (здесь)


    Бориса Берман, БИБЛЕЙСКЕ СМЫСЛЫ:
    Эти (эле) порождения (толдот) неба и земли (hа шамаим ве hа арец) в
    сотворении их (бе-hибарам) в День Делания (бейом асот) `Га-Шем Элоким земли
    и неба (эрец ве-шамаим)

    И далее:
    Кажется, во всех переводах Торы на русский язык слова "эле толдот"
    переводятся: "вот происхождение" или "вот родословие". В таком переводе
    получается, что этот стих подытоживает Творение. Но здесь нет слова "hине",
    "вот". Слово же "эле" всегда обозначает то, что нацелено вперед; "эти" -- не
    те, которые были, а те, которые будут. Под словами "эле толдот"
    подразумевается начало нового, новое порождение.



    здесь тоже есть кое-что ;) )
     
  8. Михаил Спасский

    Известная личность

    Репутация:
    28
    Регистрация:
    12.03.10
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    27
    Пинхас Полонский. Берешит. К разделу 1-06-Толдот.

    Ваехи. Любавичский Ребе, 07.05.2010
     
  9. Иван Пелеван

    Иван Пелеван
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    33
    Регистрация:
    06.06.10
    Сообщения:
    5.557
    Симпатии:
    33
    Спасибо за Пинхаса! Не знал, не читал. Но те же выводы сделал моделируя развитие общества с кухаркой у руля. Тогда и сформулировал второй закон цивилизационного развития: третье поколение борцов превращается в тех, с кем их деды боролись...
    Более того, оправдал и грабли, по которым непрерывно топчется человечество, ибо если бы дети шли проторенными путями они шли бы по кругу: граблей нет, но и движения вверх по спирали тоже нет...
     
  10. Михаил Спасский

    Известная личность

    Репутация:
    28
    Регистрация:
    12.03.10
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    27
    eMTiVi привела обширную цитату из "Калмыков Р.Б., РЕВИЗИЯ СПОСОБА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ: АПОЛОГИЯ ОБРАЗА" , которая обнаруживает с Гениной темой общий сюжетоформирующий образ.

    Под ником eMTiVi скрывается Морозова Татьяна Васильевна -- театральный деятель советской эпохи. Её размышления настолько интересны, что в продолжение мысли Калмыкова Р.Б. не могу не привести её слова о философии, резонирующие во всю с библейским понятием "семя жены" (Быт.3:15, суть которого приоткрыта Геной).
     
  11. Михаил Спасский

    Известная личность

    Репутация:
    28
    Регистрация:
    12.03.10
    Сообщения:
    197
    Симпатии:
    27
    Здравствуйте, Анатолий! Вопрос о Корне Дерева жизни с виду как бы простой. Над ответом же на него предстоит поработать, и не мало..

    Начнём отсюда

    http://www.maranatha.org.ua/forum/viewtopic.php?f=3&t=11100
    http://www.evangelie.ru/forum/t112573-22.html#post4222924


    Глубина его корней (сознание) зависит от объма и содержания Книги жизни, объём/толщина которой и содержание варьирует от запроса читателя/пользователя..