«Общество опирается на Законы, а не на Мораль»

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем Воин, 9 ноя 2013.

  1. Воин

    Воин
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    16
    Регистрация:
    04.09.13
    Сообщения:
    1.400
    Симпатии:
    12
    «Общество опирается на Законы, а не на Мораль»

    Сегодня смотрел фильм «Чтец». Фильм вызвал глубокие мысли и переживания.. Опишу их в этом отзыве.

    http://kinostok.tv/video/53510/chtets

    --

    В основу фильма заложен сюжет о суде над надзирательницами СС.«Общество опирается на законы, а не на мораль»,-слова профессора из фильма подчёркивают это.

    Есть в фильме и другая линия. Линия не Любви, как многим может показаться, ввиду наличия эротических сцен, а линия взаимопроникновения судеб. Линия влияния людей друг на друга. Линия духовного роста. Как может человек меняться и измениться в течении жизни и какие обстоятельства могут ему в этом способствовать. Это в фильме и показано.

    В фильме 2 центральных героя: Ханна и Михаэль. Их встреча и недолгие близкие отношения сильно повлияли в первую очередь на всю жизнь Михаэля. По сути всю жизнь он прожил для Ханны, почти все его мысли и деяния касались её. Это есть следствие того, что Ханна во многих смыслах была сильнее. Волевая, Гордая, Целеустремлённая женщина. Она жила пока видела цель- научиться читать и писать. И ушла из жизни, когда добилась этой цели.

    В фильме не показано детство Ханны, я не читал книгу, возможно так задумано автором, но если это не так, то режиссёр допустил этим серьёзный просчёт. Потому, что непонятно чем вызвано стремление Ханны так цепляться за выживание: ("вы считаете, мне не стоило уходить с завода?») Ханна жила одна, была одинока, но стремилась к развитию, в том плане, что училась если представлялась такая возможность. Она надеялась заполнить душевную пустоту переживаниями героев из книг. Переживания других раскрывали часть её Потенциала Духа/Души.

    Ханна и Михаэль были по сути очень разные.. Основное их различие в том, что Михаэль был более привязан к социуму, зомбирован им, в нём было больше стереотипов, и тут видна роль детства. Он даже в конце осудил Ханну, поверхностно, не понимая истинных причин подобных поступков. Не понимая, что причина стремления выжить любым способом- в самом социуме. В негативном влиянии Системы на Сознание каждого человека.

    Однако, в Михаэле внутренне прослеживается стремление к Свету. Душа рвётся, но в тоже время натыкается на огромную стену рассудка. Такое ощущение, что он не мог свободно двигаться, будто был привязан к горе сотнями цепей, подобно Прометею.

    В отношениях Ханны и Михаэля, конечно, не было Любви.(Это подтверждает эпизод: когда он спросил любит ли она его, Ханна нахмурилась, в недоумении, она даже не задумывалась об этом, потому, что крутилась как белка в колесе, её цель была- выжить и научиться тому, что этому может способствовать).

    Вначале у Ханны была жалость, потом рассчёт использовать Михаэля в качестве Учителя, как она это уже делала с заключёнными. Ей не нужен был секс, как Михаэлю. Она могла прожить и без него, а он- нет. В этом отношении она была его на голову выше. И тут дело не в возрасте.. А скорее в отличие женского внутреннего мира от мужского в целом.

    С годами Михаэль стал повторять Путь Ханны, углубился в себя, но на своём уровне. Он чувствовал, что те женщины, которые ему встречались не идут ни в какое сравнение с Ханной в духовном плане. Это подтверждает эпизод, когда он уединился после близости с молоденькой девушкой. В Ханне было то, что ему не хватало и в тоже время, зёрна этого уже были в нём.. Пожалуй, Мудрость/Глубина, возможно что неосознанная.

    Поэтому он так к ней тянулся. Однако, она не только притягивала, но и отталкивала. Она и сама долго не могла понять причину такой двойственности в себе. И очень больно было ей, когда при встрече в тюрьме он даже не обнял её. Это на мой взгляд стало причиной её самоубийства. Честно для меня самого этот момент был самый болезненным в фильме в плане переживаний. В нём так и не ушла обида, даже не на неё,а на всю эту историю в целом, он бы хотел вернуть время назад и изменить выбор, но не решался.. Так и не сумел он полностью преодолеть этот ступор, вызванный, по-видимому, природной мягкостью.

    Странно, что в фильме дали только намёк на их расставание. Якобы Ханну перевели на более высокую должность и Михаэль не найдя её в квартире очень расстроился. Считаю это большим упущением автора/режиссёра.

    Очень важным моментом, характеризующим Михаэля, а также основную проблему, поставленную фильмом, был его диалог с дочерью выжившей. Эта достаточно сильная женщина не смогла по-настоящему услышать и понять его. Её почти окаменевшее Сердце смогло частично оттаять лишь благодаря коробочке Ханны, ибо связывало с хорошими воспоминаниями её детства.

    --

    В целом фильм заставляет задуматься над определёнными вопросами под общее тоскливое настроение. А именно: «как же новому поколению не повторить ошибки старого»(слова профессора из фильма). И правда: ведь в жизни людей многое повторяется, именно из такого рассчёта Михаэль рассказывал историю о Ханне внучке, в самом конце фильма.
     
Загрузка...