Основные категории философии

Тема в разделе "Научно-атеистический раздел", создана пользователем Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ, 20 июл 2011.

  1. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Всякая наука, какую бы область действительности она ни изучала, есть не только система законов, но – и система определённых категорий, наиболее общих понятий, свойственных этой науке.

    Философия выработала свою систему категорий. Философские категории – это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего, категории материи, сознания, движения, пространства и времени.

    Ниже будет рассмотрена группа основных (философских) категорий: единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий дополнит наши представления о всеобщем развитии окружающего нас мира, об основных объективных законах диалектики.

    Законы и категории диалектики тесно взаимосвязаны. Рассматривая (выше) основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они, в сущности, выражены, описаны тесной взаимосвязью категорий. Например, закон перехода количественных изменений в качественные отражает тесную взаимосвязь категорий количество и качество. Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой стороны, знание объективных законов развития природы и общества позволяет понять сущность категорий диалектики. Так, например, закон единства и борьбы противоположностей даёт возможность раскрыть смысл таких противоположных категорий, как: содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д.

    Следует всегда помнить о том, что сущность категорий, источники их возникновения и развития в мышлении человека носят объективный характер. В них отражены действительные связи и отношения, черты и стороны предметов и явлений, существующих независимо от сознания человека.

    Субъективные идеалисты в XVIII-XIX в.в. утверждали, что категории существуют только в сознании человека и не имеют никакого отношения к действительности. Так, немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) считал, что ещё до того, как человек начинает познавать мир, в его сознании уже имеются категории причинности, необходимости, случайности и другие, при помощи которых он якобы и упорядочивает хаотический мир явлений окружающей действительности. «Объективный» идеалист Гегель рассматривал категории как ступени, моменты развития абсолютной идеи, мирового духа. Некоторые субъективные идеалисты ещё и сегодня пытаются утверждать, что категории – это такие общие понятия, которые связаны только с непосредственными чувственными переживаниями субъекта, и они не имеют отношения к объективному миру, существующему вне человеческого сознания.

    Реальные события, развитие науки, технический прогресс, личный опыт людей свидетельствуют о том, что категории не выдуманы человеком, а являются результатом познания, формами отражения в мышлении человека самой объективной действительности. Поэтому рассуждения идеалистов в данном случае следует считать несостоятельными.

    Важнейшей чертой категорий с точки зрения диалектики следует считать их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Связь категорий настолько тесна, что при определённых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие – причиной, необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью и т.д.

    Отрицание объективной диалектической природы категорий, игнорирование роли одних категорий и абсолютизирование значения других неизменно приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам.
     
  2. Victor

    Victor
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    45
    Регистрация:
    29.08.08
    Сообщения:
    4.651
    Симпатии:
    44
    если причина вдруг стала следствием, значит это была не причина. Когда начнете своей головой думать ? :)
    Точно, реакционеры.... Всем высшую меру! :fool:
     
  3. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Вообще-то, в народе говорят: "Невежество не есть право на суждение".

    Ну, да ладно.

    Причина и следствие.
    Всем известно, что предметы и явления существуют не изолированно, а только во взаимосвязи друг с другом. Вне этой связи ни один из предметов (или явлений) не может быть понят. Изучить предмет или явление в связи с другими предметами или явлениями, это значит: установить причину его возникновения. Следовательно, причиной называется явление, которое вызывает другое явление. Например, трение вызывает теплоту. Засуха вызывает неурожай и т.д. Взаимодействие явлений наблюдается и в общественных процессах. Например, экономический кризис в капиталистических странах вызывает безработицу, падение жизненного уровня трудящихся масс, неизбежно приводит к революционному движению масс.

    Явление, которое вызывается действием причины, называется следствием.

    Причина всегда предшествует следствию. Однако следование по времени не является достаточным признаком причины. Так, например, день следует за ночью, но ночь не есть причиной дня. Чередование дня и ночи, как известно, происходит в результате суточного вращения Земли вокруг своей оси. Причинная зависимость между двумя явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из них не только предшествует другому, но и обязательно порождает другое.

    Очень важно не путать причину с поводом. Повод – это событие, которое непосредственно предшествовало следствию, но не является причиной, а лишь даёт толчок к её действию. Так, террористические акты в США в начале ХХI века явились лишь поводом для американской военной агрессии против Югославии, Ирака и др. развивающихся стран. Действительной же причиной военных действий против суверенных государств явились противоречия, заложенные в самой природе капиталистического мира. Империалистический капитализм – вот истинная причина агрессии.

    Всегда следует помнить о том, что всё в мире имеет свою причину. Беспричинных явлений не бывает. Недаром в народе говорят: «Нет дыма без огня».

    Причинность объективна. Она присуща самой действительности и раскрывается человеком в процессе познания и практической деятельности.

    В прежние времена (особенно в XVII – XVIII в.в) господствовал так называемый телеологический (от греческих слов teleos – достигший цели и logos - учение) взгляд на мир, согласно которому причиной всего существующего является бог. Фридрих Энгельс иронически писал: «С точки зрения сторонников телеологии кошки созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши – чтобы быть пожираемы кошками, а вся природа – чтобы доказывать мудрость творца».

    На самом деле вне сознания людей не существует никаких предустановленных целей. Всё развивается на основе естественных причин, в результате действия объективных законов.

    Сама природа не может ставить (и не ставит) каких-либо целей. Иное положение в человеческом обществе. Здесь действуют сознательные индивиды, люди, которые ставят перед собой определённые цели. Но цели эти не определены кем-то свыше, а обусловлены объективными причинами, объективным ходом исторического развития.

    Исходя из достижений науки и практики, следует считать неопровержимым утверждение, что причина и следствие неразрывно связаны между собой. Не бывает следствия без причины. И наоборот. Связь между ними имеет внутренний, закономерный характер. В результате этого следствие всегда является результатом действия причины. Порождаясь причиной, следствие (если оно не отделено от причины временем) не остаётся безучастным к своей причине, а оказывает на неё обратное воздействие. Так, например, экономические отношения людей в процессе производства являются причиной политических, философских и других идей, но идеи (как следствие) влияют на развитие экономических отношений.

    Следует обратить внимание на свойство явлений быть одновременно и причиной и следствием. Вот характерный пример. Сгорание угля (газа, мазута) в топках котлов электростанций – причина превращения воды в пар. Пар же, будучи следствием сгорания угля (газа, мазута), сам является причиной вращения турбины генератора. Генератор вырабатывает электрический ток, который является источником (причиной) движения множества механизмов и машин, даёт людям тепло, свет и т.д. Как видим, причинность характеризует бесконечную цепь взаимных связей, взаимодействие предметов и явлений. Каждое из звеньев есть и причина, и следствие одновременно.

    Знание причинной зависимости явлений имеет исключительно большое значение в научной и практической деятельности человека. Зная причины полезных явлений, человек может использовать их действие, способствуя тем самым наступлению полезных, нужных ему, явлений. Зная, например, что хорошая обработка почвы, соблюдение сроков посева, своевременная уборка урожая и другие агротехнические мероприятия являются причиной высоких урожаев, землероб постоянно совершенствует средства обработки земли и добивается повышения урожайности на своём земельном участке.

    Знание причин вредных явлений позволяет устранять эти причины, предотвращать наступление нежелательных следствий.

    В практической деятельности очень важно уметь увидеть основные, главные причины явления. Это даёт возможность правильно понять происхождение и сущность того или иного явления, понять законы, по которым это явление развивается.

    Главная причина – это та, без которой данное явление не могло возникнуть. Именно она обусловливает основные черты этого явления.

    Какова, например, главная причина победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов? Эта причина – советский общественный и государственный строй, мощь Советских Вооружённых Сил, а не обширность территории или суровость русской зимы и т.п., как это пытаются утверждать буржуазные идеологи. Эти факторы хотя и сыграли некоторую роль, но вовсе не являлись главными, определяющими причинами.

    Умение выделить из многообразия причин главные позволяет находить в объективной действительности то особое, основное звено в цепи событий, которое даёт возможность решить поставленные задачи. Например, «…искусство политика состоит в том, чтобы отыскать это основное звено в цепи общественных явлений, крепко ухватиться за него и обеспечить тем самым полный успех дела» (В.И.Ленин).
     
  4. -ANALITIK-

    -ANALITIK-
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.06.11
    Сообщения:
    177
    Симпатии:
    0
    Н-да.
    Неплохая "помощь" бедняге Ленину.
    Скажите, а вот вы говорите об "Основных категориях философии".
    А, о какой именно философии идет речь?
     
  5. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.803
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.503
    Симпатии:
    1.451
    ===
    Я так понимаю, что вы претендуете на оригинальность в изложении взглядов на то что называется Философией со всеми вытекающими последствиями, вы выявили новые философские категории, а так же особые категории диалектики, вами разработана оригинальная теория познания и естественно сформулировано учение об истине, смысле жизни и т п.
    Правильно я вас понял?
     
  6. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Когда Вы употребляете выражение "бедняге Ленину", Вы себя ставите в неловкое положение.
    Дело в том, что ВСЕ (всё человечество) считает Ленина ГЕНИЕМ.
    И вот Вы. По сути, ничто. То есть, (по сравнению с Лениным) - ничтожество.
    Представляете, в какое НЕЛОВКОЕ положение Вы СЕБЯ ставите?

    Да и вопрос Ваш свидетельствует об этом же. То есть, Вы признаётесь в элементарном незнании (по сравнению с Лениным, ибо, видимо, ничего у Ленина не читали), о чём, собственно, речь?
    Кстати. "Основные категории философии" описаны не только у Гегеля, Канта, Фейербаха, Маркса, Ленина, Сталина... Но и здесь, в Интернете (в Википедии).
    Но Вам, видимо, сие недоступно?
    Оттого, видимо, и задаёте такие ИНФАНТИЛЬНЫЕ вопросы.
    Или нет?
    Впрочем, я постараюсь изложить здесь максимум информации о философских категориях.
    Читайте. Не пропустите. Что непонятно, спрашивайте.
     
  7. -ANALITIK-

    -ANALITIK-
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.06.11
    Сообщения:
    177
    Симпатии:
    0
    На Ленина снизошла Благодать в вашем лице, я только об этом и сказал... :)
    Теперь получается что Благодать снизошла и на "Гегеля, Канта, Фейербаха, Маркса, Ленина, Сталина... Но и здесь, в Интернете (на Википеди)". :)
    Чур меня, чур.
    Скажите, а вот Марксизм, философию которого вы пытаетесь представить как философию вообще относится к какой философии: Постмодерна, классике или модерну? :cray:
     
  8. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Нет. Не так.
    Претендуете на "оригинальность" это, видимо, Вы. И Вам подобные.
    Буржуазные идеологи пытаются извратить то, что выработано (и проверено на практике) человечеством за всё время его (человечества) существования. В частности, в угоду так называемой ГЛОБАЛИЗАЦИИ (монополизации, империализации) буржуазные идеологи ДАЖЕ отменили ОБЪЕКТИВНЫЕ законы развития природы и общества, полагая, что они (ОБЪЕКТИВНЫЕ законы) их не снесут с лица Земли. Ибо, ОБЪЕКТИВНЫЕ законы ДЕЙСТВУЮТ независимо от их (буржуазных идеологов) невежества.

    Я же пытаюсь вразумить молодёжь ПРАВДОЙ. Довести до их сознания ИСТИНУ. А не мифы, ЛОЖЬ, иезуитство и шарлатанство, выдаваемое за НАУКУ. По просту говоря, буржуазные шарлатаны пытаются "оболванить" и "одурачить" людей ЛЖЕнаукой, с целью порабощения безграмотных рабов и получения сверхприбыли.
    Мы (и я, в частности) возрождаем ПРАВДУ. Возрождаем истинные МОРАЛЬНЫЕ ценности, подмененные оккупантом на ФАЛЬШИВЫЕ. Свидетельством тому - мой популярный учебник по основам философских знаний "Борьба ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ...". ИСТИНЫ, которые в нём (в популярном учебнике) изложены, НЕОПРОВЕРЖИМЫ, т.к. основаны на НАУЧНЫХ изысканиях ВЕЛИКИХ философов. В учебнике предложены также некоторые коррективы в понимании развития природы и общества (с поправкой на современность) - как и завещали великие философы: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Они (великие философы) никогда не считали философию мёртвой наукой. Напротив. Они всегда предостерегали всех от ДОГМ, мифов, ЛЖИ, иезуитства в ЖИВОЙ науке ФИЛОСОФИЯ.
     
  9. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.803
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.503
    Симпатии:
    1.451
    ===
    Я же пытаюсь вразумить молодёжь ПРАВДОЙ.
    И до остальных вам дела нет.
    Разве весь этот форум - форум невразумлённой молодёжи?
     
  10. -ANALITIK-

    -ANALITIK-
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.06.11
    Сообщения:
    177
    Симпатии:
    0
    Валерий Николаевич!
    Никто не хочет вас обидеть.
    Просто, каждый должен заниматься своим делом.
    Не знаю уж каким ветром вы сюда были занесены и какие позывы вами руководили в преподавании здесь основ "марксистско-ленинской философии" в очень банальном и вредном для самой "марксистско-ленинской философии" изложении.
    Знаете, наверное, пословицу: услужливый "дурак" опасней врага.
    Может быть вы посмотрели темы данного форума и вас уколола направленность данного форума на банальное обсуждение боготворческого маразма...или что другое, что заставило вас вооружиться википедией и преподать здешнему "философствующему сброду" начала философствования в его профессиональном смысле...
    Ничего страшного в вашей попытке не было.
    Если вы искренни в своем позыве исправить и бороться за исправление сегодняшней действительности, то ничего кроме уважения ваша наивная попытка вправить здесь мозги этому божьему отстою не вызывает...
    Все нормально.
    Еще не Вечер.
     
  11. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Тут Вы, пожалуй, правы: "Просто, каждый должен заниматься своим делом".
    Со знанием ОСНОВ философских знаний у Вас явные нелады. Но Вы могли бы начать, например, с "БУКВАРЯ по основам философских знаний" (в Гугле). Не спешите с Вашими личными выводами. Анализируйте прочитанное.
    Однако, что непонятно - спрашивайте. Возражайте. Но аргументированно. Без вульгаризмов.
    Вы, вообще-то, КТО? Сразу замечу: "Если Вы не поэт - какой же Вы философ?" (одно из моих ФИЛОСОФСКИХ открытий - ШУТКА).
    ЭКСПРОМТ.
    Когда-то, чтобы УМНЫМ слыть,
    был человек с культурой связан.
    ПОЭТОМ мог он и не быть.
    Быть ГРАЖДАНИНОМ был обязан.

    Наш век не тот. ПОЭТОВ нет.
    На ГРАЖДАНИНА ты не тянешь.
    Не ГРАЖДАНИН и не ПОЭТ -
    ФИЛОСОФОМ ты вряд ли станешь.
     
  12. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.803
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.503
    Симпатии:
    1.451
    ===
    Предлагаете анализировать прочитанное, размещая обзасцы из гугла и векипедии??????????????? Можно ведь и в ответ получит того же.
    Но ведь анализ штука тонкая и разношёрстая и с вашим анализом не всегда стыкуема.
    Причём вы хотите от тех кто будет анализировать ваши Обзасцы конкретности и аргументированности.
    Я ведь уже вам подсказывал, что проще и понятнее диалог вести по принципу Вопрос-Ответ, Аргумент-КонтрАргумент, а не принцип, а не разместить ли мне здесь свой ЖЖ, а вы всё это анализируйте и аргументируйте, ну а коль недоумки, так и чего вы вообще лезете ...
    Вы, как бы это помягче, встали бы на платформу "ФОРУМ _ЭТО" ..., и обратились бы к аргументированности, как вам самому видится и хочется видеть здесь.
    Типа, покажите пример, мастерства аргументированности и определённости, в постановке вопроса и ответа.
     
  13. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Послушайте, "господин""NicK_G"!
    Вы Вашу АБРАКАДАБРУ (см. выше) сами-то читали? Ну, так перечитайте.
    Складывается впечатление, что всё Вами здесь изложенное, написано в нетрезвом состоянии.

    Давайте попробуем по порядку.
    Пожалуйста, обоснуйте (аргументируйте, подкрепите примерами) Ваше ДЕМАГОГИЧЕСКОЕ (на мой взгляд) заявление: "Предлагаете анализировать прочитанное, размещая обзасцы из гугла и векипедии??????????????? Можно ведь и в ответ получит того же". (Ваши грамматические ошибки будем считать "описками").
    Как говорится, "за базар надо отвечать". Пожалуйста, ответьте.

    Потом, возможно, продолжим.
     
  14. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.803
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.503
    Симпатии:
    1.451
    ===
    Основные категории философии
    #1 Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ » Вчера, 00:40
    Основные законы философии
    #1 Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ » 20 июл 2011, 08:06
    ...и многие другие ваши посты повторяют на 90% информацию размещённую на векипедии и открываемой в любом поисковике и в Гугле тоже.
    Забивать посты вашими штампами и штампами из векипедии и гугла, не считаю нужным и я вам об этом уже сообщал.
    СтраннА ваша реакция на пожелание быть Определённе и Аргументированнее - Хамство.
    И после неприкрытого хамства вы ещё предлагаете разбор полётов, нет уж увольте, в партнёрстве в таком стиле...это не ко мне.
     
  15. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    Я настаиваю на том, чтобы Вы привели хотя бы несколько фраз, которые я ЯКОБЫ "повторил" из википедии. А если мои воззрения совпадают с общепринятыми, то это - лишь подтверждает мою ПРАВОТУ. Я Вас просил возразить (если можете) этой ПРАВДИВОСТИ. Кроме того, не исключено, что в википедии приведены фразы из моих статей и выступлений в интернете. А не наоборот.

    Вашу ЛОЖЬ (с намёками на "плагиат") я воспринимаю как оскорбление. А оскорбления оппонента запрещены ПРАВИЛАМИ форума.

    Я настаиваю на Вашем ответе за Вашу ЛОЖЬ, клевету, очернение моих философских воззрений на действительность. Я настаиваю на ответственности за нарушение Вами Правил форума.
    Вы ГРУБО оскорбили оппонента - МЕНЯ. Это запрещено. Вы должны либо извиниться, либо должны быть УДАЛЕНЫ с форума.
     
  16. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.803
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.503
    Симпатии:
    1.451
    ===
    Продолжаете в своём стиле - Хамите.
    Но я на Хамство, предпочитаю не отвечать тем же, как впрочем и на глупость.
    ===
     
  17. Бахарев

    Бахарев
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    9
    Регистрация:
    27.11.10
    Сообщения:
    1.598
    Симпатии:
    9
    Общепринятые воззрения давали право обществам торжественно одних уничтожать, над другими учеными, издеваться, за то, что они указывали на ограниченность общепринятых взглядов.
     
  18. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    То есть, Вы предлагаете убрать из википедии то, что не соответствует Вашим МИФАМ? Я Вас правильно понял?
    Откуда у Вас эти сплетни: "общепринятые воззрения давали право обществам торжественно одних уничтожать, над другими учеными, издеваться...". Если от Новодворской, то так и говорите. Зачем темнить? Зачем распространяете сплетни, ЛОЖЬ на великих учёных? Ведь это запрещено Правилами форума?
     
  19. Кузьма ГУЛЯЙПОЛЬСКИЙ

    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.07.11
    Сообщения:
    438
    Симпатии:
    1
    ОБЪЕКТИВНЫЕ философские категории ЕДИНИЧНОЕ и ОБЩЕЕ.

    Всё в мире в отдельности (каждый предмет, каждое растение, каждое животное, каждый человек) обладает целым рядом, только ему присущих, особенностей. Возьмём, например, деревья: тополь, берёзу, яблоню, ель, сосну и т.д. Каждое из них имеет свою, только ему присущую, особенность, по которой мы их и различаем. Мы узнаём в толпе своих друзей по их, только им присущим индивидуальным качествам (внешность, походка, рост, манеры и т.д.). Это и есть единичное или отдельное.

    Однако любое отдельное, единичное есть составляющая чего-то общего. Например, тополь, берёза, яблоня, ель, сосна имеют много общего. Поэтому всех вместе мы называем их одним словом «деревья». А всех своих друзей (с их сугубо индивидуальными особенностями) мы называем одним словом «люди». Таким образом, всё в мире, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами, индивидами, явлениями.

    То, что присуще множеству единичных, отдельных предметов, индивидов, явлений, и составляет общее.
    В любом предмете единичное и общее находится в диалектическом единстве. Единичное «не существует иначе как в той связи, которая ведёт к общему» (В.И. Ленин). С другой стороны, общее всегда существует в отдельном. Всякое общее есть сторона, или сущность отдельного.

    Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот. Например, признак, приобретённый индивидом, передаётся по наследству и со временем становится достоянием огромного числа индивидов, то есть превращается в общий, видовой признак. Если этот видовой признак потеряет своё значение для жизнедеятельности вида, он постепенно атрофируется, отмирает, и в последующих поколениях встречается лишь изредка, в единичных случаях. Так общее превращается в единичное .

    Знание взаимной связи единичного и общего позволяет разобраться в сложнейших процессах объективной общественной жизни.

    Отрицание (или игнорирование) объективных законов развития общества неизменно приводит к антинаучным идеям только особого, не связанного с общим, «национального», пути построения социально-справедливого общества. Нельзя отрицать общие закономерности развития человечества и абсолютизировать единичное – конкретные национальные особенности различных стран. Ибо эти невежественные идеи рано или поздно опровергаются объективным ходом развития событий.

    С другой стороны, нельзя игнорировать необходимость учёта, например, в революции конкретно-исторических условий. Неверно полагать, что везде и всюду революция совершается по одним и тем же раз и навсегда выработанным схемам. Вред таких утверждений состоит в том, что они принижают творческую инициативу народных масс, подрывают их веру в более прогрессивную общественную формацию (социализм, коммунизм) и создают тем самым серьёзные препятствия на пути прогрессивного развития общества.

    Различные страны имеют неодинаковый уровень экономического развития, в них по-разному складывается соотношение классовых сил. Различны у них и исторические и национальные традиции.

    Знание основ философии, объективных законов развития общества, категорий философии позволяет умело учитывать это своеобразие, эти особенности при выборе форм и методов строительства более прогрессивной общественной формации (например, при смене капитализма социализмом).
     
  20. NicK_G

    NicK_G
    Expand Collapse
    Модератор с 21.03.2016
    Команда форума

    Репутация:
    1.803
    Регистрация:
    01.02.11
    Сообщения:
    6.503
    Симпатии:
    1.451
    ===
    Что же такое категория ?
    Категория - это наиболее общее понятие ( универсальная форма человеческого
    мышления ), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные
    свойства, связи отношения природы, общества и мышления.
    Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного
    мира.
    как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и
    субъекта и процесса их взаимодействия.
    как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта.
    Особенность FK в их предельной абстракции. В сочетании и взаимодополнении
    категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий способных
    отражать подвижность противоречивость бытия.
    В мышлении разных эпох складываются различные понятийные схемы. Философия
    сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы,
    осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е.
    мышление превращает их в четкие, осознанные определения.
    Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.
    Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более
    наука, чем более развита система категорий её.
    Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система
    категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы
    диалектики.
    Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы
    категорий диалектики:
    1.Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий
    и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение",
    "сознание", "бытие".
    2. Группа характеризующая проблематику познания мира, "познание",
    "объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина",
    "заблуждение".
    3.Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики: "тождество",
    "различие", "противоположность", "противоречие", "борьба", "количество",
    "качество", "мера", "отрицание".
    4.Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так
    называемые парные категории.
    Категории несут ряд функций:
    1я научно-познавательная, категории закрепляют
    достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения
    реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности.
    2я мировоззренческая
    3я методологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.
    Мы рассмотрим четвертую группу, парные категории, которые образуют основные
    категории диалектики.
    Условно мы их разделим на 2 большие группы.
    Первая выражает "устройство", организованность, бытия, е-о, ф-е.
    Вторая выражает всеобщие связи детерминации "с-я", "п-с", "н-с", "в-д".
    Первая пара категорий единичное - особенное - общее.
    Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из
    гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь
    задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее:
    Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы,
    Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали
    единичными видами, предметами мира.
    Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей
    совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному
    предмету сторон, черты свойств.
    Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным,
    временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем
    самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их
    индивидуальность.
    "С-т Бандура", "ст Железнов"
    Крайним проявлением единичного - уникального.
    Но во всяком отдельном, единичное ( как в проявлении материи ) есть
    черты которые повторяются - это общее.
    Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков
    принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой
    суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является
    всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее
    Особенное - категория для обозначения таких признаков , которые
    повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое
    общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (
    т.е. указывает на отличительные признаки).
    Философы по разному рассматривают общее:
    Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи.
    Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.
     
Загрузка...