Переступить черту

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Маркус, 24 мар 2012.

  1. Маркус

    Маркус
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    03.12.11
    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    1
    ...О "Преступлении и наказании" Достоевского...


    Черта как-бы отделяет, раскалывает на две стороны.
    С одной стороны, "то,что связано Христом не разрубишь топором".
    Как сказано в библии: ...да будет у вас "да,да" и "нет,нет", дабы вам не подпасть осуждению.(Иаков 5:12).
    А с другой стороны - грех, осуждение, убогость мира(Богоотступничество).
    Но, не потому ли в стародавние времена убогого человека называли божьим человеком, что само Слово у-бога есть искомое у-богое Слово?! Не глубину ли этой у-богости Слова пытался выразить Достоевский?

    "Вот тебе Бог, а вот и порог(черта)".

    ...Под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки(словно Заратустра из пещеры(Ницше)).
    ...Он до того углубился в себя и уединился ото всех,что боялся даже всякой встречи...
    ... -"На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странной улыбкой.


    Случайно ли словом "странное" буквально пропитан весь роман, или странность сия кроется в самих глубинах дела раскола?...

    В своей убогой глубине
    Душа расколота на части,
    Да так,чтоб быть на самом дне
    Законодательницей власти.
    И в этом,видно, её счастье!
    там,там на самом дне,
    Во глубине сибирских руд,
    Куда добраться тяжкий труд,
    Раскол души на да и нет
    Зачал в идее интер-нет!
    И вот переступив черту,
    Глаголом сущего ДаНет
    душа выносит на простор
    Свою идейную мечту
    Как смертный жизни приговор.
    И этот совестный укор,
    Как преступленье и наказ,
    Вступает с жизнью в вечный спор,
    Рождая в споре истин глас -
    Нас осуждающий Парнас!
    И мы, переступив черту,
    Своею волею ко власти
    Должны познать сию мечту
    Сверхчеловеческого счастья,
    как самовластья высоту.
    (Чтоб на скрижалях самовластья
    вписались наши имена!)

    Оставим сей мудрёный стих и обратимся ка мы к прозе раскола как к топорной работе( к слову сказать,что,например, читая Бердяева возникает ощущение,что вся его мысль словно вырублена топором).
    Видимо топор в России больше чем топор. :) Приходилось слышать,что ежели и наступит "эра России", то не иначе как под знаком топора! Так зовите же Русь к топору! И да грянет гром, от которого,наконец, перекрестится русский мужик!
    Но тут кроется опасность подмены топора,чего не упустил подметить Достоевский, вложив в руки Раскольникову другой топор(чёртов). "Чёрт" словно вошёл в топор и "тащил" героя к убийству( "Меня чёрт тащил" - признаётся Раскольников Соне). Но на самом деле,как мне видится, что ведь "тащил" героя на преступление не только чёрт, но и Господь. Поэтому-то чтобы разделиться с чёртом и выправить путь Господа, необходимо было вводить ещё и другую жертву, т.е. "невинную жертву" - сестру старухи, Лизавету, которая и была убита,но уже не обухом и сзади, а остриём топора и спереди. Ведь именно(как бы случайно) встреча с сестрой старухи и стала предопределением его судьбы - окончательно решиться на преступление. А прямо перед этой встечей Раскольников взошел на некий Т - в мост и взмолил к Господу показать ему путь его...
    "Господи! -молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой...мечты моей!".
    И сразу после этого, проходя через мост, он почувствовал свободу от всякого наваждения. Терзания размышлений закончились. Всё стало решено окончательно.
    Но предтечей этого окончательного решения была написанная им статья "о преступлении", как следствие его глубинных размышлений. В этой статье проводится некоторый намёк о том,что все люди разделяются на "обыкновенных"(должных жить в послушании) и "необыкновенных"(имеющих право переступать закон).
    Весь "фокус" в том, что трактовать изложенное в статье можно по разному, если пренебрегать необходимостью, на которую и делал упор Раскольников. По его мнению необходимость и даёт такое право выхода из колеи, т.е. быть непременно преступниками(обновленцами-раскольниками). Не случайно в романе фамилия Раскольников ассоциируется напрямую с расколом, и совсем не случайно Раскольников сделал откровение в преступлении именно Соне или Софии, а затем в конце(в эпилоге романа) признался ей(СОФИИ) в любви. Ведь СОФИЯ есть премудрость, особая,иного порядка, четвёртая Ипостась. Иначе говоря,София есть душа и сущность мира, являющаяся неизменным проводником и спутником героя в ином мире, мире философии( Ведь что такое любовь к софии или любовь софии как не сама фило-софия(философское откровение жизни).
    ...Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. ...В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её ... слёзы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в их лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь.
     
  2. Отшельник

    Отшельник
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    160
    Регистрация:
    31.10.10
    Сообщения:
    7.232
    Симпатии:
    133
    Re: ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ.

    Маленькое замечание и совсем не по существу
    София не может быть душей мира, она сущность мира и потому философия, что о сущности мира, но не о душе.
     
  3. ДВА

    ДВА
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    04.09.10
    Сообщения:
    180
    Симпатии:
    2
    Re: ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ.

    [quoteСофия не может быть душей мира, она сущность мира и потому философия, что о сущности мира, но не о душе.][/quote]
    Если Душу рассматривать с древнегреческих знаний и описаний ее свойств мифологически, то можно признать в ней аспекты психологического характера - да и так же можно обратить внимание к наименованию: Психея, Психо, Пси и все это указывает на первоначальное соотношение и принадлежность одной сущности.
    А Любовь в любых ее проявлениях разве не психическое свойство или кто то может показать ее тело? и опять же психология это течение в общую реку - Философия, а уже далее что бы понять тех Мудрых заново, нам приходиться отделять связи и искать взаимодействия.
    И если Душа пронизывает все пространство, так как проявляется в каждом Божественном создании, тварении ( требует посыл к проявлению) - к примеру как огонь, его нет и вот проявился и видно его тело, но это тело взять нельзя и только ощутить его силу ( тепло-горячо) - тоже самое соотносится и к Любви проявленной Божественным Началом к своему тварению.
    Да, многие ориентируются на атомы, протоны, электроны и т.п. которые преподносят эзотерики нового толка, как вроде из сказок - мертвая вода, а эзотерики старого толка преподносили поэзию как жизнь во всех ее проявлениях - живая вода. То есть все соотносительно, как атом можно соотнести к духу, а протон и е- к Ангелам и пр.
    Что бы рассказать и показать образно в стихах - надо иметь Дар, а показать схему в формулах - набор знаний.
     
  4. Маркус

    Маркус
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    03.12.11
    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    1
    Re: ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ.

    Отшельник
    Не может или не хотите понимать нечто иное окромя своего понимания(по принципу "своя рубашка ближе к телу").
    Может быть и отличия Софии от Святой Софии у вас не существует, или мудрости от премудрости?
     
  5. Иван Пелеван

    Иван Пелеван
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    33
    Регистрация:
    06.06.10
    Сообщения:
    5.557
    Симпатии:
    33
    Остриё и спереди - это интерпретация библейского эпизода с запретным плодом: осознанное, вынужденное виртуальной необходимостью действие, сделавшее систему управляемой.
    Перейдя эту черту, возврата назад уже нет, но появляется возможность сравнения, оценки, побуждения, пробуждения... А они в свою очередь порождают действия. В движении. как известно. проще поддерживать гармонию (баланс, равновесие). Поэтому, разделение, как основа управления процессом выращивания цивилизации описано в первых же главах Библии...
     
  6. Маркус

    Маркус
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    03.12.11
    Сообщения:
    74
    Симпатии:
    1
    Иван Пелеван
    Ну,да, почти,если учесть,что запретный плод был под запретом лишь в раю, но не "по ту сторону" рая - в к-раю(= к-рай = "край земли"), где доминирует уже не "дерево жизни", а дерево познания "добра и зла".
    Ницше, как известно, как раз и сделал шаг(но только один шаг из двух) "по ту сторону", но не дошёл до дерева познания, стал проповедывать лишь зло,ложь как условие жизни...
    Признать ложь условием,от которого зависит жизнь, - это, конечно,рискованный способ сопротивляться привычному чувству ценности вещей, и философия, отваживающаяся на это, ставит себя уже одним этим по ту сторону добра и зла.(Ницше."По ту сторону добра и зла").
    Т.о. у Ницше переход "по ту сторону" оказывается преступлением без наказания(чёрт попутал), преступлением,которому чуждо сострадание(чего нельзя сказать о герое(Раскольникове) Достоевского).
    Ницше философствует МОЛОТОМ по головам "старых истин". Молот(без серпа) подобен Обуху топора(чёртова топора), которым и была убита старуха(у Ницше это "старые истины").
    Ницше в своём "Заратустре" проповедывал любовь к Земле,увы, не дойдя до понимния КРАЯ ЗЕМЛИ...

    Там,на самом,на краю Земли
    В небывалой голубой дали
    Внемля звукам небывалых слов
    Сладко-сладко замирает кровь.(куплет из одной песни)
     
Загрузка...