Прометеевский проект

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем kav, 21 июл 2010.

  1. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Публикую исследование. Текст был создан весной этого года . Интересно мнение аудитории форума.

    Глава 1. Постановка проблемы

    Наблюдательный человек, анализирующий поток событий и их интерпретаций, неизбежно почувствует наличие закономерностей. Человеческая культура нестабильна, но нестабильность эта последовательна. Предметы, на которых концентрируется общественное внимание, сменяют друг друга определённым образом. Меняются формы этого внимания, степень концентрации, но все эти изменения подчиняются своей внутренней логике, которая может быть осознана и определена. Если, к тому же, описываемый нами наблюдатель консервативен и отождествляет себя с той или иной традицией, он легко может выделить изменения, направленные на разрушение его традиции, и эти изменения тоже складываются в тенденцию. Любая традиция испытывает сегодня давление извне, и это давление нарастает.

    Ключевое тут слово «сегодня». Человек (а наш наблюдатель - человек, и более того: любой человек в значительной степени является наблюдателем) - существо во времени, его время - это «здесь и сейчас», из которого он не может выйти. Вернее, с помощью рассуждения - может, но его субъективные переживания связаны именно с этим моментом. Возможно допущение, что и прежде любая традиция подвергалась культурной атаке, но переживаем мы именно за свою традицию, за её настоящее и будущее. И нас интересует, прежде всего, именно тот механизм, который пытается перемолоть нас сегодня - откуда он взялся, как устроен и что ему можно противопоставить.

    Представим себе, что рассматриваемый нами наблюдатель, - гражданин и патриот России. Его озабоченный взгляд легко выловит в информационном потоке свидетельства культурной агрессии против своей страны. Российская идентичность под угрозой. Русский человек перестаёт быть самим собой. Его искушают и провоцируют со всех сторон, и он мало-помалу поддаётся то там, то тут. Колёса механизма вращаются, мука мелется, Россия перерабатывается - правда, пока непонятно какой продукт на выходе должен получиться.

    Но если атака идёт со всех сторон, разве нельзя её интерпретировать как культурную осаду? А осадой должен кто-нибудь руководить.

    Отсюда легко понять, откуда возникла «теория заговора» и почему она столь популярна.

    Но «теория заговора» популярна не только в России, и не в одной России говорят о «мировой закулисе», этой тайной руководящей верхушке глобального культурного процесса (в нашем понимании - и политика и экономика лишь элементы культуры как единой символической среды человеческого бытия). Почему? По той же причине: многие и многие люди из разных культур ощущают потерю культурной идентичности. Та культура, которую они считали своей, уходит, а что приходит взамен - не очень понятно, или даже больше: многое понятно, но неприятно. И возникает вопрос: если перемены не радуют, то почему они происходят, и можно ли их остановить?

    Попытки защитить свою культуру предпринимаются там и тут. Но вот что удивительно, все эти охранительные действия, как правило, представляют собой реакцию на то, что уже случилось - этакое метание из стороны в сторону и затыкание дыр. Тогда как разрушающее давление, как уже говорилось, оказывается со всех сторон и выглядит чуть ли не планомерной и системной кампанией.

    Так, может быть, всё-таки есть эта «мировая закулиса», и «теория заговора» справедлива?


    Несомненно, кукловоды существуют. Всегда были и будут люди, стремящиеся оставаться в тени и дёргать за ниточки, добиваясь своих целей. Но насколько они способны построить такую систему, которая предполагается «теорией заговора»? Речь идёт ни много, ни мало о создании всемирной корпорации по культурному воздействию. Ну, всемирная корпорация - здесь вроде бы ничего сложного нет, но, судя по тому, с чем нам приходится сталкиваться, она должна быть эффективной, как никакая другая. А вот это противоречит теории управления.

    Цели и центры влияния. Самыми сильными политическими мотиваторами являются деньги и власть. История знает и другие основания политических действий, в том числе и самые благие, но в силу человеческого несовершенства деньги и власть всегда в итоге брали своё.

    Ради чего была бы построена всемирная корпорация «мировой закулисы»? Ради денег? Гораздо дешевле и экономически эффективней было бы адаптировать бизнес-процессы к существующим культурам. Впрочем, так и сделано. Финансовый мир давно контролируем и прозрачен. Затраты на разрушение культурных идентичностей выглядят явно избыточными.

    Ради власти? Это более понятно, но власть сама по себе интересна лишь конкретному человеку, а не корпорации. Большая корпорация неизбежно становится ареной взаимодействия различных центров влияния. В этом, кстати, одна из основных причин падения эффективности при увеличении масштаба. Существуй всемирная корпорация, её усилия были бы направлены не столько на борьбу с традицией, сколько на выяснение отношений между центрами влияния в ней самой. Ничего подобного не наблюдается.

    Управление и контроль. Планомерная и направляемая из одного центра кампания против чего бы то ни было не обходится без стандартных этапов управленческого цикла. Сначала необходимо обеспечить получение информации с мест (так сказать, «с фронта»). Затем эта информация анализируется. На основе анализа принимается управленческое решение. Решение доводится до исполнителей. Организуется контроль исполнения, включающий сбор информации для следующего управленческого цикла. На всё это нужно время, так как процесс требует последовательности. Мы видим, как работает механизм государственного управления, сколько уходит времени на один оборот его колеса. В случае мировой корпорации организация ещё сложнее, процесс требовал бы ещё большего времени, бюрократия засасывала бы ещё сильнее.

    В реальности нет ничего подобного. Любая оплошность защитных систем традиции используется сразу же и в полной мере. Ни один единовластный орган не смог бы столь оперативно обсуждать столь многие ситуации и принимать по ним решения, он даже не успевал бы просто визировать готовые предложения.

    Исполнители. Любая корпорация нуждается в кадрах. Кадры нужно готовить, отбирать. Набранный персонал необходимо мотивировать к труду через систему поощрений и наказаний. А люди несовершенны, и поэтому склонны работать скорее плохо, чем хорошо, манкировать своими обязанностями. С этим управление сталкивается повсеместно.

    Но только не наша «закулиса». У неё нет проблемы с кадрами. Всегда находятся люди, готовые участвовать в культурной атаке. Их не надо как-то особенно мотивировать, многим даже не надо платить. Люди работают «на износ», некоторые рискуют свободой, здоровьем, даже жизнью.

    Но это профессионалы. А есть и любители - чаще всего добропорядочные граждане, даже искренне исповедующие традицию. И в то же время нет-нет, да и сделают что-нибудь такое, более соответствующее атакующей стороне. Или просто закроют глаза и не предпримут ничего для защиты. Почему? Просто так, попав в общую волну настроения, подчиняясь некоему духу времени, носящемуся в воздухе.

    В этом духе, думается, всё и дело. Нет никакой «мировой закулисы». Вернее, она есть, но такая, какой и должна быть - состоящая из групп своекорыстных людей, раздираемых внутренними противоречиями. Далеко не всесильная. И вовсе не она обеспечивает давление на традицию.

    Это давление имеет не политическую, а идеологическую природу. Никто никому не говорит, что делать, не ставит планов, не контролирует исполнение. Просто генерируются и распространяются в массовом сознании некоторые идеологические матрицы, которые воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от их личных качеств, - кем-то как абсолютная истина и категорический императив, кем-то как общее мнение, кем-то как искус и ментальный соблазн. Проникаясь идеологией, люди действуют, - не по принуждению извне, а по своей собственной воле, а потому - творчески и эффективно.

    Откуда эти матрицы берутся? Создаются людьми, уже проникнутыми соответствующим духом. Это - как мутирующий вирус. Бушует эпидемия, и мы в самом центре её.

    Но, может быть, нам эта эпидемия только кажется? Всегда есть люди, которые глядят в разные стороны. Одни смотрят вперёд, другие назад. Одни ломают старое, другие пытаются его сохранить. Одни что-то строят, а другие говорят «не надо», опасаясь последствий. Без первых невозможны прогресс и развитие. Без вторых...

    Вот тут-то и засада. Ответов может быть два. Люди, оглядывающиеся назад, нужны, чтобы общество не потеряло свою идентичность, чтобы сохранить традицию и культуру. Это первый ответ. А согласно второму консерваторы вообще не нужны, они только мешают. Их следует устранить - если и не физически, то хотя бы просто ограничить влияние. Старые носители консервативного духа вымрут, а вот новых быть не должно... (Большевистская логика, неправда ли?)

    Оба ответа появились не сегодня. Вроде бы опять ничего нового, и всё же новое есть. Оно в том, что второй ответ стремительно побеждает. В предыдущие эпохи он был маргинальным, в современную он уже несколько раз становился господствующей идеологией.

    И этот симптом говорит, что эпидемия не придумана нами, она действительно существует. Ветер в головах усиливается, и многие крыши уже снесены ураганом.

    Однако имеет смысл переменить язык и перейти от образов к терминам. Объект исследования должен быть назван, тогда он легче поддаётся описанию и анализу.

    Представляется, что то, о чём мы здесь говорим, удобнее всего определить как ПРОМЕТЕЕВСКИЙ ПРОЕКТ. Попытаемся обосновать обе части этого именования.
     
  2. Очкарик

    Очкарик
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    7
    Регистрация:
    04.03.10
    Сообщения:
    1.049
    Симпатии:
    7
    Закон отрицания отрицания. Замкнутая система управления с двумя ветками обратной связи. Положительной - развивающей. И отрицательной - стабилизирующей. Каждая ветвь изменяется. Изменяется по разному, но вполне определенно. Согласно рекурсии. Система с обратной связью - окруженная обратной связью. Дракон пожирающий сам себя. Стабилизация убивает саму себя. Развитие - развивает само развитие. Потому идет увеличение скорости движения информации, растет энергетический потенциал, который двигает развитие материальных благ.
    Но как и любая веревочка процесс развития имеет конец и в один прекрасный момент превращается в стабилизацию. И все начинается заново. Но с разрывом ВСЕ информационных потоков.
    Процесс можно проанализировать, но нельзя изменить. Что бы изменить этот божественный закон нужно стать Богом. Выйти за пределы замкнутой системы. За пределы саморегулирующей системы. Ну а тогда все эти Прометеевские проекты будут уже не важны.
     
  3. DoctorK

    DoctorK
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    4
    Регистрация:
    14.02.06
    Сообщения:
    6.425
    Симпатии:
    2
    Вот тут-то и засада. Ответов может быть два. Люди, оглядывающиеся назад, нужны, чтобы общество не потеряло свою идентичность, чтобы сохранить традицию и культуру. Это первый ответ. А согласно второму консерваторы вообще не нужны, они только мешают.

    kav,
    инь и ян, мужское и женское начало, изменение и сохранение, наследственность и мутации... Прогрессисты и консерваторы...
    Кто бы и как не относился к консерваторам, ему вряд ли удастся изменить столь общие законы Мироздания...
     
  4. Скептик

    Скептик
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    4
    Регистрация:
    21.11.09
    Сообщения:
    367
    Симпатии:
    4

    (kav @ 21 июля 2010,21:28)            Но, может быть, нам эта эпидемия только кажется? Всегда есть люди, которые глядят в разные стороны. Одни смотрят вперёд, другие назад. Одни ломают старое, другие пытаются его сохранить. Одни что-то строят, а другие говорят «не надо», опасаясь последствий. Без первых невозможны прогресс и развитие. Без вторых...

     
    До этих слов все как бы принимается как точка зрения, причем  любопытная, но ...
    Но думаю кроме тех кто ломает старое и тех кто пытается его сохранить нужен кто то, кто будет создавать новое. Тогда многое становится на место. В первую очередь ломаются наиболее  нежизнеспособные формы, это хорошо, силами "консерваторов" сохраняются наиболее жизнеспособные, это тоже неплохо, "созидатели", назовем их так, на основе сохранившегося строят новое. Если не будет "созидателя" то все новое будет строится после полного разрушения старого, то есть с нуля, а это скажем так бег на месте. Что касается России, то ситуация с "созидателями"  критична, есть разрушители, есть консерваторы,  происходит расчистка "территории", но полученную пустоту не заполняют "созидатели" на основе сохраненного "консерваторами", поэтому эта пустота заполняется всяким идеологическим мусором.   А в Вашем тексте разрушителю отдаются функции "созидателя", что противоречиво, потому что создав он уже готов разрушить,  а консерватор не принимающий нового и старающийся ему противодействовать т.е. его разрушить, приобретает черты разрушителя, но разрушая что либо созданное он уже теряет черты консерватора. Так вот для нормального существования баланс разрушителей, консерваторов и созидателей, думаю, должен быть следующий  количество разрушителей и консерваторов меньше или  соответствует количеству созидателей. Как много таких обществ мы знаем? :)
     
  5. che

    che
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    12
    Регистрация:
    12.06.09
    Сообщения:
    3.160
    Симпатии:
    12

    (Скептик @ 22 июля 2010,15:05) кроме тех кто ломает старое и тех кто пытается его сохранить нужен кто то, кто будет создавать новое
    Сохранению противостоит изменение, которое, в зависимости от субъективного восприятия, может трактоваться или как разруение, или как созидание. Оценка может быть дана только по результату, но от этого не перестанет быть относительной.
     
  6. Diogen

    Diogen
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    7
    Регистрация:
    15.12.09
    Сообщения:
    1.647
    Симпатии:
    7
    Не совсем понял,чего хочет автор темы, если о сути происходящего в обществе, так всё просто: хорошее должно оставатся, плохое уходить из жизни.Это и есть развитие. Осталась самая малость - договорится,что есть "хорошее", а что "плохое"...  Но эта задача не так трудна по сравнению с задачей,выполненной Богом - создание мира из "ничего". Нам лишь осталось его(мир) развивать, совершенствовать...всего то... :)
     
  7. che

    che
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    12
    Регистрация:
    12.06.09
    Сообщения:
    3.160
    Симпатии:
    12

    (Diogen @ 22 июля 2010,15:57) всё просто: хорошее должно оставатся, плохое уходить из жизни
    Это, типа, щелкать семечки, а лушпайку плевать в окошко!
     
  8. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0

    (DoctorK @ 22 июля 2010,14:41) инь и ян, мужское и женское начало, изменение и сохранение, наследственность и мутации... Прогрессисты и консерваторы...
    Кто бы и как не относился к консерваторам, ему вряд ли удастся изменить столь общие законы Мироздания...
    Диалектика противоположностей действительно существует, видимо, через противоположности можно дать фундаментальную онтологию. Но приблизимся к реальной исторической практике, и тут в действие вступает фактор игрока. Второе начало термодинамики никто не отменял, но энтропию из системы можно выводить вовне. Консерваторов можно элиминировать.
     
  9. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0

    (Diogen @ 22 июля 2010,16:57) хорошее должно оставатся, плохое уходить из жизни.
    Кому должно? Само по себе ничего не происходит. Бессмысленно пребывать в идиллиях, надо исходить из реальности.
     
  10. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0

    (Diogen @ 22 июля 2010,16:57) Не совсем понял,чего хочет автор темы
    Автор темы излагает концепцию Прометеевского ПРОЕКТА.

    Проблема давления на традицию поставлена.
    Теперь попытаемся обосновать термин "прометеевский". ЧТо стоит за символом Прометея?
     
  11. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0

    Прометей и европейская культура


    Сегодня фигура Прометея несколько утратила былую популярность. Позже мы попытаемся разобраться, почему это произошло, - закат эпохи Прометея полностью укладывается в логику Проекта. Но длительное время Прометей был вдохновителем и символом культурной динамики Европы. Г.Г. Гадамер (1900-2002) величает миф о Прометее мифом европейской судьбы или мифом культуры. (1) Это - голос Запада. А что у нас? Например, у П.С. Гуревича можно найти следующий панегирик Прометею:

    «Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гор­дого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древней­шим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов и мыслителей от Гесиода и Эс­хила до Кальдерона, Гете, Байрона, Шелли, а в XX в. - А.Жида и Казандзакиса» («Культурология», 2005)

    Популярность Прометея и сконцентрированной в нём символики восходит ещё к античности. Знаменательно, что мы не располагаем классическим текстом, излагающим собственно миф о Прометее. Существуют разные, не очень хорошо стыкующиеся между собой истории о Прометее, и это показывает, что миф долгое время «не отлагался», не переходил в состояние «культурного наследия», а был живым, востребованным для осмысления бытия элементом культуры.

    Впрочем, на поле художественной или философской литературы актуальность Прометея сохранялась до последнего времени, и всякий автор, обращавшийся к его истории, собирал её из кусочков по-своему и по-своему расставлял акценты. Т.е., с поправкой на «просвещённость» и рационализм европейцев нового и новейшего времени, можно сказать, что они также «не отпускали» этот миф, не давали ему превратиться в «сказанное», в то, что уже состоялось. Аналогов по актуальности Прометею в культуре нет, разве что библейское повествование. Но Иисуса Христа и сегодня по-прежнему называют Господом, а титана Прометея в реальность всё же не помещают. Иного существования, кроме как в качестве культурного символа, у него нет. Зато это символ первой величины. Поэтому Гадамер, несомненно, прав, когда говорит, что рассказать историю истолкования мифа о Прометее - значит рассказать саму историю европейского человечества.

    История истолкования прометеевского мифа - это отдельная, большая и хорошо изученная тема (см., например, А.Ф.Лосев «Мировой образ Прометея», 1976). Мы её затрагивать не будем, для нас достаточно лишь набросать сам миф в общих чертах.

    В поздних вариантах мифа Прометею приписывается сотворение людей. Таким образом подчёркивается значимость этого персонажа. Это также ещё и попытка построить рациональную модель объяснения: почему Прометей заботится о людях и участвует в разрешении их проблем? Необоснованный альтруизм чужд языческому мировоззрению, а так всё становится на свои места - Прометей заботится о своём творении.

    Однако исходный мифологический сюжет касался, прежде всего, отношений людей и Олимпийцев. Люди, по-видимому, сотворённые Зевсом, должны были принести жертву. По обычаю, известному во многих культурах, богам приносилась часть жертвенного животного, а что оставалось, люди забирали себе. С помощью этого ритуала боги участвовали в человеческой трапезе. Прометей разделил быка, сделав две кучи, - одну из мяса, а другую из костей, прикрыв их жиром. Жирная пища означала благополучие, т.е. вторая куча выглядела предпочтительней, чем первая. После чего Прометей предложил Зевсу выбрать то, что «в груди ему дух укажет». Зевс распознал обман, но всё же выбрал кучу костей под жиром, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея.

    В качестве наказания люди были лишены огня. Но Прометей украл огонь у богов и принёс его людям.

    Что такое этот огонь? Необходимость мифа, объясняющего происхождение обычного огня, используемого человеком, сомнительна. Лосев справедливо замечает, что нет человеческого общества, которое бы не знало огня; огонь сопутствует человеку всюду. И древние это понимали не хуже нас. Поэтому уже в античную эпоху огонь Прометея получал расширенное толкование. У Платона в «Протагоре» читаем:

    «и вот в сомнении, какое бы найти средство помочь человеку, крадет Прометей премудрое искусство Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться. В том и состоит дар Прометея человеку. Так люди овладели уменьем поддерживать свое существование, но им еще не хватало уменья жить обществом - этим владел Зевс, - а войти в обитель Зевса, в его верхний град, Прометею было нельзя, да и страшна была стража Зевса. Прометею удалось проникнуть украдкой только в общую мастерскую Гефеста и Афины, где они предавались своим искусным занятиям. Украв у Гефеста уменье обращаться с огнем, а у Афины - ее уменье, Прометей дал их человеку для его благополучия, самого же Прометея после постигло ... возмездие за кражу, как говорят сказания».

    За кражу огня следует новое наказание. Люди наказываются тем, что на землю посылается Пандора - первая и прекрасная женщина (её имя означает «всем одарённая»), которая открывает, несмотря на запрет, сосуд, подаренный Зевсом, выпуская на волю пороки, несчастья и болезни. А Прометей приковывается к горам Кавказа, и орёл прилетает терзать его печень.

    Но Прометей знает тайну: владычество Зевса не вечно, на свет может появиться тот, кто лишит Зевса власти. В конце концов, Прометей раскрывает тайну Зевсу в обмен на освобождение: Зевсу не следует вступать в брак с богиней Фетидой, и тогда соперник ему не родится. Прометей знает больше, чем Зевс. Об этом говорит и его имя («мыслящий прежде», «предвидящий»).

    Таково содержание прометеевского мифа; беря из него те или иные моменты, европейское сознание формирует наполнение символа. Попытаемся выделить общие места его интерпретаций.

    Прометей принёс людям огонь - но это не столько свет и тепло домашнего очага, сколько свет знания и огонь культуры. Прометей - творец культурного человека. Именно благодаря Прометею человечество есть то, что есть - не просто один из биологических видов, а разум, способный подчинить себе мироздание.

    Но вместе со светом познания приходит и скорбь. Внеприродное состояние означает осмысление физического несовершенства. Вслед затем приходит и осознание несовершенства культурного и социального. Такова расшифровка фигуры Пандоры. Беды и несчастья неизбежны, но человек в силах их преодолеть. На дне сосуда Пандоры осталась надежда, так и не выпущенная в мир, но интерпретаторы как-то не придают этому большого значения. Они более оптимистичны, чем сам миф. Они верят в Прометея: он неоднократно обманывал Высшие Силы, почему же нельзя их ещё раз обмануть, и всё-таки избавиться от несчастий. Или утешиться хотя бы тем, что боль несчастий гораздо менее существенна, чем то благо, которое дал людям прометеевский огонь.

    В личном плане огонь - это творческая сила. Внешний мир создаёт препятствия для её проявления, но эти препятствия, в конце концов, будут разрушены, как, в конце концов, был освобождён Прометей. Личный пример Прометея - это жертвенность и стойкость в перенесении мук. Полученная Прометеем свобода воспринимается как результат подвига, успех Прометея. Опять-таки затушевывается сюжет примирения Прометея с Зевсом. В примирении нет ничего героического. Если бы Прометей подлежал критике, то завершение истории было бы истолковано как сделка: Прометей купил свободу ценой признания власти Зевса. Но Прометей критике не подлежит, и потому, считается, что он заставил Зевса считаться с собою. Позволив расковать Прометея, Зевс согласился считать допустимыми если и не его методы, то уж результаты его действий - точно.

    Таким образом, история Прометея являет собой успешный пример борьбы с высшей властью. Не случайно образ Прометея был популярен в революционной среде. С Прометеем сравнивали Карла Маркса. Советская писательница Галина Серебрякова свою трилогию о Марксе так и назвала - Прометей, а одну из частей - «Похищение огня», ещё больше сближая биографию Маркса с мифом. В 1922 году в г. Каменском (с 1936 г. Днепродзержинск) устанавливается скульптура - раскованный Прометей, ныне являющаяся символом города. Мыслилось, что в революцию народ, этот Прометей, собственноручно разорвал оковы, т.е. бунтарский пафос мифа был выделен и усилен.

    На Западе Прометей трактовался более индивидуалистично. Это - символика личного бунта, в первую очередь бунта разума, не признающего оков несомненности. Вместо социальной свободы образом Прометея иллюстрировалась борьба за личную свободу. Человек сам вправе создавать свою жизнь, не примиряясь с судьбой, будь она выражением Божией воли или даже диктатом естественных природных законов. Прометеевский человек претендует на полное подчинение себе мироздания. Поэтому именем Прометея фантасты называли космические корабли, позволяющие человечеству сбросить оковы пространственной ограниченности (из поздних примеров - первый земной крейсер в популярном сериале «Звездные врата SG-1»). Эта мысль имела продолжение и за границами вымысла. «Прометеем» называлась программа НАСА по разработке космических кораблей с ядерной двигательной установкой, свёрнутая ныне по причине нехватки финансирования.
     
  12. Diogen

    Diogen
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    7
    Регистрация:
    15.12.09
    Сообщения:
    1.647
    Симпатии:
    7

    (che @ 22 июля 2010,17:13)
    (Diogen @ 22 июля 2010,15:57) всё просто: хорошее должно оставатся, плохое уходить из жизни
    Это, типа, щелкать семечки, а лушпайку плевать в окошко!
    che, вы как всегда кратки и точны, именно так, в процессе жизни появляются отслужившие своё "лушпайки", которые выполнили свою важную и незаменимую роль, но волей законов развития стали не нужны и пошли на удобрения будущих урожаев...

    kav, читая вас, вспоминаются слова из песни ДДТ : "эх,не знали мы,молодые,что крутыми бывают лишь яйца..."
     
  13. Diogen

    Diogen
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    7
    Регистрация:
    15.12.09
    Сообщения:
    1.647
    Симпатии:
    7
    kav, а Зеланд говорит, что бунтовать совсем не обязательно, можно просто создать СВОЮ реальность, какая вам угодна и учит этому. Что за мания всё переделывать? Возмите и СОЗДАЙТЕ то, что хотите , не разрушая ничего. Почему у всех так чешутся руки что-то разрушить? Неосвоенного,незаселённого пространства вокруг - измерить невозможно! Что ж вас так тянет разрушать то,что уже кто-то, НЕ ВЫ ,создал. Вы уверены,что имеете право на это?
     
  14. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0

    (Diogen @ 22 июля 2010,22:08) Что ж вас так тянет разрушать то,что уже кто-то, НЕ ВЫ ,создал. Вы уверены,что имеете право на это?
    Любопытно, почему Вы мне это адресуете...
    Я описываю культурную реальность современной глобальной цивилизации. В её основе лежит именно прометеевская идеология. Она Вавм нге нравится? Мне тоже. Но нельзя считать, что её нет, или она неэффективна.
     
  15. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Глава 3. Прометей и ПРОЕКТ

    Описанные интерпретации прометеевского мифа можно считать формулами и даже активными программами европейской ментальности. Они образуют базовое ядро или ведущий контур того, что выше мы назвали ПРОЕКТОМ.

    Программы эти носят, как правило, разрушительный характер и направлены против существующего порядка вещей.

    Возможно, это требует пояснения. Рассмотрим категориальный аппарат, используемый ПРОЕКТОМ и основанный на прометеевском мифе.


    Творчество. Огонь, принесённый Прометеем с Олимпа - священен. Творчество уподобляет человека богам. Поэтому способность творить есть абсолютная ценность. Очевидно, что при таком подходе важен именно акт творения, что именно и как делается - это уже вопросы второго порядка, нечто переменное.

    Индивидуальность.
    Творение всегда личностно. Если ценно творение, не менее ценен и его автор. Но можно посмотреть и с другой стороны: человек, никак не проявивший себя в творчестве, ценностью не обладает. Он не идёт следом за Прометеем, фактически он отвергает его дар. Отсюда проистекает негативная оценка инертной массы - обыватели, мещане, толпа. Их надо будировать, пробуждать к творчеству, к светлой жизни, жечь прометеевым огнём, и при этом можно смотреть на них свысока и даже презирать. Масса - и объект развития и его жертва, творческая личность - инициатор развития и его инструмент. Неподатливость объекта приводит к деформации инструмента - такова основная трагическая коллизия творчества.

    Вызов.
    Но то, что ты личность, ещё требуется доказать. Это знаменитый вопрос Родиона Раскольникова: «Вошь ли я как все, или человек?... Тварь ли я дрожащая или право имею...» (Достоевский «Преступление и наказание», 1866). Так или иначе прометеевский человек должен бросить вызов. И это не вызов равного на дуэль - дуэль лишь разновидность драки, и в ней, как и в драке, нет ничего героического. Вызов должен быть обращён к чему-то заведомо более сильному - к обществу, государству, законам природы, наконец, к Богу. Ведь и Прометей выступил против Зевса, превосходящего его могуществом и властью.

    Ситуация вызова - своего рода процедура инициализации прометеевского человека. Всякий, кто исповедует логику ПРОЕКТА, рано или поздно проходит через неё.

    Упорство. Мало бросить вызов, надо ещё и принять ответственность за него. Стреляющий в небо должен предполагать, что снаряд может свалиться ему на голову. Прометеевский вызов направлен вверх, против превосходящей силы, и если эта сила вызов принимает и начинает реагировать на раздражитель, последствия могут быть печальны. Как Прометей страдал, прикованный к горам Кавказа, так готов к страданию должен быть и прометеевский человек. Упорство и непоколебимость должны стать чертами его характера. В этой логике компромисс - это слабость. Любой компромисс допустим лишь временно, как тактическая уловка, а не как стратегическое решение. Итоговая победа должна быть полной. Как уже говорилось, это несколько противоречит мифу, но логика ПРОЕКТА важнее достоверности мифологического сюжета.

    Свобода. «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку», - говорит пословица. Юпитер обращался в быка, но не всякий бык - Юпитер. Чем выше положение, тем больше свободы (по крайней мере, таков взгляд снизу). Вызов, брошенный вверх, есть требование повышения статуса, который измеряется для лица, бросившего вызов, прежде всего степенью свободы. В соответствии с прометеевской логикой всякий обычный бык должен стремиться стать равным Юпитеру.

    Свобода неразрывно связана с творчеством, причём эта связь нелинейна. Чем больше свободы, тем меньше препятствий для творчества. Тезис этот не очень подтверждается практикой, злая шутка, что автор, чтобы от него был толк, должен быть голодным, более справедлива. Опять-таки, падение цензуры в России не подтолкнуло к созданию шедевров. Но мы сейчас горим не о адекватной картине реальности, а о понятийном аппарате ПРОЕКТА. В рамках идеологии ПРОЕКТА ценность свободы определяется именно тем, что предоставляет человеку возможность для творчества. Абсолютная свобода соответствует максимуму творческой реализации, в пределе свобода и есть творчество.

    Менее бросается в глаза обратная связь. Но она не менее значима для логики ПРОЕКТА. Творчество оправдывается свободой. Предпочтительней то творчество, которое направлено на достижение большей свободы. Только творчество, способствующее освобождению, является подлинным творчеством, заслуживающим это имя. Прочее же - не более чем потакание вкусам толпы.

    С учётом этой зависимости, свободу уже нельзя считать сервисным атрибутом. Она становится целью. Но что тогда значит для прометеевского человека стремление к свободе? Это - способ утверждения человеческой самости. Состоявшийся человек, подлинная прометеевская личность - это человек, достигший абсолютной свободы, когда он имеет полную возможность для творчества, но, так как творчество уже не может быть направлено на освобождение, он не творит. В этом состоянии творчество было бы лишь дискредитацией человека и шагом вниз от его наивысшего статуса.

    Получившаяся картинка выглядит абсурдно; в используемых ПРОЕКТОМ идеологических клише ничего подобного, конечно же, нет. Однако описанная здесь предельная ситуация соответствует внутренней логике ПРОЕКТА, и забывать о ней не следует, особенно в плане анализа соперничества человека и Бога. Бог, обладая абсолютной свободой, творит. Прометеевский человек добивается абсолютной свободы для исчерпания творчества. С точки зрения описанной модели, творчество при абсолютной свободе ущербно, и таким образом человек становится выше Бога. Такое умозаключение выглядит не более шизофренически, чем сама идея богоборчества, а богоборчество составляет одно из основных направлений ПРОЕКТА.

    Эффективность. Прометей прагматичен. Его интересуют не какие-то там отношения, а вполне материальный результат. Люди получают мясо жертвенных животных, пускай и с помощью обмана. Они согревают свои жилища украденным огнём. Цель оправдывает средства. Для построения нового общества можно разрушить весь мир до основания, как поётся в Интернационале. Вообще революционная логика - прометеевская в высшей степени.

    Ещё одна распространённая формула - «любой ценой». Вообще для прометеевского сознания перспективы имеют большее значение, чем последствия. Поэтому цена вообще может оставаться неизвестной, главное - иметь на руках достигнутый результат. «Победителей не судят».

    Таким образом, прометеевская идеология стала вдохновителем и оправданием безудержного научно-технического прогресса. Любые исследования и эксперименты приветствуются ради грядущих благ, которые они могут принести человечеству. Чистое умозрение в науке потеряло авторитет, которым располагало, например, во времена Аристотеля. С точки зрения прагматизма, знание фактов и умение ими пользоваться предпочтительней понимания. Современного человека не смущают технологии, которыми он пользуется, не имея цельной картины мира.

    Рациональность. Всякое знание должно быть верифицировано. Ничто не должно приниматься на веру. Вера во что бы то ни было ограничивает свободу человека. Если человек принимает решение, полагаясь на веру, а не на проверенную им информацию, это означает, в соответствии с прометеевской логикой, что он действует по подсказке, и может стать объектом манипуляции. «Вера не должна быть слепой». Очень интересная формула. Она вроде бы допускает возможность веры, и в то же время отрицает её. Ведь в действительности «не слепой» веры не бывает. Либо ты основываешься на доверии, либо на проверке информации, если информация подлежит проверке, то, значит, доверия нет. «Доверяй, но проверяй» означает «не доверяй».

    Не случайно сохранилось высказывание Протагора: «Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию несуществующих». Оно вполне соответствует духу ПРОЕКТА. Также знаменательно, что обычно его повторяют в форме более общего утверждения «Человек есть мера всех вещей».

    Люди с помощью Прометея обманули богов, и это им сошло с рук. Стало быть, человек имеет право поступать по-своему и сам оценивать собственные поступки. Более того, хитрая жертва Прометея, оставляющая богам лишь кости, сделалась обыденной практикой, а значит, человек стал участником организации мирового порядка, и к прочим вещам также имеет право прилагать свою мерку. С точки зрения человека, именно человек есть самый высший критерий. То же справедливо и на персональном уровне: с точки зрения конкретной личности именно она мера всем вещам.

    Новизна. В процессе творчества обязательно возникает что-либо новое. Это - логическая неизбежность. Самоценность творческого акта придаёт ценность и новизне. А поскольку сущностные оценки результата творчества отбрасываются, как несущественные, формальный признак новизны становится достаточным критерием для оценки творческой деятельности. Чем больше новизны, тем более творчески подошёл к делу автор. В рамках прометеевского мироощущения это - безусловно, положительная оценка. Задача личности - максимально реализовать свою способность к творчеству, а значит, результат должен представлять собой максимально возможную новизну.

    За счёт чего будет достигаться новизна - не столь важно. Не обязательно иметь дело с новыми сущностями, достаточно уже имеющиеся сущности поместить в новый контекст. Структурные новшества даже более интересны, поскольку затрагивают фундаментальные положения. Чем более общий таксон подвергается реформации, тем больше градус новизны, а стало быть, продуктивнее творчество.

    Развитие. То, что было новым вчера, сегодня новым уже не является. Потребность творить (а для прометеевского человека творить означает самоутверждаться, осуществлять своё бытиё - т.е. переводить полноту своей личности из потенциального в действительное) побуждает постоянно генерировать новизну. Причём темп замены устаревшей новизны вчерашнего дня новизной актуальной в идеале должен лишь нарастать. Этот процесс обычно называют культурным развитием или прогрессом. В этой системе координат регрессом или деградацией является отказ от нового в пользу существовавшего прежде, а прекращение выработки нововведений определяется как застой или стагнация.

    Отсюда видно, что прометеевское сознание воспринимает гонку за новизной как норму. Прогресс не должен ни тормозиться, ни, тем более, останавливаться. Прометеевский человек активен, настроен на борьбу и потому агрессивен. Ему необходима экспансия, это его привычная среда обитания. Покорение тайн природы, пространства и времени, эмиграция и колонизация - всё это его вдохновляет и стимулирует. Но экспансия не обязательно должна выводить за пределы. Не менее вдохновляющей является и структурная экспансия - покорение уже существующих структур. В сознании прометеевского человека звучит постоянный революционный позыв.
     
  16. fdump

    fdump
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    20
    Регистрация:
    08.05.07
    Сообщения:
    1.228
    Симпатии:
    20
    kav, сразу попрошу прощения за свои слова, которые покажутся и будут обидными для Вас..., да и надобности в которых-то, собственно, нет... – это (мое), скорее, напоминает рефлекс организма, к примеру, когда палец засовываешь в горло...

    Ваши рассуждения вполне тривиальны... – в своем заблуждении, на мой взгляд... Да и промолчал бы я, скорее всего, не разглядев за ними «горящих глаз под развевающимся знаменем» очередной борьбы...

    Тривиальная ошибка, конкретно Ваших, рассуждений – это «перепрыгивание» через творчество, его осмысление, постижение, принятие..., при использовании, тем не менее, некоего представления о творчестве:
    «Огонь, принесённый Прометеем с Олимпа - священен. Творчество уподобляет человека богам. Поэтому способность творить есть абсолютная ценность. Очевидно, что при таком подходе важен именно акт творения, что именно и как делается - это уже вопросы второго порядка, нечто переменное.»

    Для «простоты» необходимого вопрошания, на мой взгляд, представление о творчестве можно свести к такому: создание чего-то из ничего... Что порождает как минимум два ответа в терминах человека: возможно и невозможно..., из которых (в терминах человека) верен лишь второй ответ...

    Невозможность (в терминах человека) создания чего-то из ничего порождает, на мой взгляд, как минимум две точки зрения: творчество как манипулирование действительным и ... творчество – создание чего-то из ничего... :) из которых верная, на мой взгляд – лишь вторая... :)

    Постижение этого «парадокса» делает бессмысленными (лишает смысла) Ваши представления о том, что такое:
    Творчество...
    Индивидуальность...
    Вызов...
    Упорство...
    Свобода...
    Эффективность...
    Рациональность...
    Новизна...
    Развитие...

    Цели и центры влияния...
    Управление и контроль...
    Исполнители...


    На мой взгляд... :)
     
  17. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0
    Давайте поговорим о творчестве.

    Создание из ничего? Красивый тезис. Но непонятный. Попробуйте что-либо сотворить действительно из ничего... Не получится. Обязательно должен быть некий субстрат. Материальный ли, символический и т.д.  ЧЕловеческое творчество - это создание новых структур и форм на имеющемся субстрате. Это тривиально. Будете возражать?

    Но творчество это процесс. Соответственно его можно разложить на:
    - субъект ("творец")
    - предмет ("субстрат")
    - собственно процесс, действие ("творческий акт")
    - результат ("творение").

    Далее, поскольку творчество - деятельность осмысленная, добавим сюда ещё

    - цель ("творческий замысел")

    Всё это можно выстроить вдоль оси времени

    - замысел-субъект=предмет-действие-результат

    По идее, в итоге должен быть замкнутый цикл, так как результат правильно было бы соотнести с замыслом. В реальности это делается на уровне сознания не всегда. Но мы всё таки возьмём иделаьный вариант

    - замысел-субъект-предмет-действие-результат-соотнесение результата с замыслом

    Если мы возьмём несколько циклов одного субъекта, то увидим, что замыслы тоже коррелируют друг с другом. Они укладываются в некую картинку мира (мировоззрение), и череда замыслов образуют в этой картинке определённый вектор, направленный на достижение цели второго уровня. Назовём её "метацель". Метацель выступает критерием соответствия результата замыслу.

    В этой структуре наиболее семантически значимы метацель, замысел и результат.  Это - нормальная ситуация с творчеством.

    Контур прометеевской идеологии смещает акцент. Наибольшую значимость получают субъект и процесс. Лингвистически процесс ("творческий акт") и творчество - омонимы. Подмена творчества лишь процессом не противоречит языку. В результате мы имеем творящего творца безотносительно к каким-либо целям и без значимости результата. Именно подобная матрица "творчества" участвует в семантических связках с другими матрицами, описываемыми в рамках ПРОЕКТА
     
  18. fdump

    fdump
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    20
    Регистрация:
    08.05.07
    Сообщения:
    1.228
    Симпатии:
    20
    Метацель выступает критерием соответствия результата замыслу.

    kav, как бы мне хотелось, чтобы эти слова говорились о том, о чем они действительно могут быть сказаны..., но, увы, боюсь, смысл, вложенный Вами ограничен рацио..., что, пожалуй, можно, отметить в безысходности разложения (разделения) – «цель цели цели...»...

    Метацель творчества в понятиях рацио, собственно, целью-то как раз и не является... Попытка описания (осмысления) метацели творчества в рамках рацио неизбежно приведет к парадоксу: начало и конец, причина и следствие, источник и результат... – все это одновременно.

    Но, боюсь, я, как всегда хочу сказать о большем, нежели позволяют рамки, предложенной Вами темы... :) Темы, в которой больше всего меня задела Ваша попытка увязать миф (о Прометее) с современным культом пользы, использования, потребления...

    Мне кажется удобным выделять два типа представлений человека: дифференциальное и интегральное... То, что Вы исследуете в данной теме, пожалуй, вполне укладывается в рамки дифференциального представления..., в рамках которого только и возможен культ потребления (пользы) или к примеру Ваше представление новизны (самой-по-себе):
    «...формальный признак новизны становится достаточным критерием для оценки творческой деятельности. Чем больше новизны, тем более творчески подошёл к делу автор...»

    На этом, пожалуй, можно и резюмировать:
    прошу Вас обратить внимание на то, что Вы исследуете представление человека – одно из многих, которые, в свою очередь, можно свести к одному типу (дифференциальному) – в терминологии: вектор, цель, смысл, отличие...
     
  19. kav

    kav
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    20.07.10
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    0

    (fdump @ 28 июля 2010,12:03) Мне кажется удобным выделять два типа представлений человека: дифференциальное и интегральное...
    Я не претендую на онтологию творчества, или уж тем более человека... Меня интересует вполне конкретное движение, наблюдаемое в современной эпохе. Оно дифференциальное? Вероятно. Более того, я пытаюсь описывать данное явление, пользуясь инструментарием, достаточно близким его идеологам. Получается что-то дифференциальное? Вероятно. Говорить синтетическим языком здесь бессмысленно, читатель не заметит существа вопроса, он отнесёт предмет исследования и текст исследования к разным сферам, и его ничего не заденет. СИнтетических текстов на эту тему много и многие из них гораздо лучше , чем те, что я могу написать...
    Острота проблемы в том, что "интегральное" представление при всей его большей онтологичности, сейчас менее исторически значимо... Его завернут в виноградный лист и скушают... Чего бы не хотелось. Тотализация современной культуры - она же и тотализация дифференциального представления (на определённом этапе) - это ещё мощная, неразбившаяся волна...

    ЧТо касается Ваших тезисов о Прометее и своременной культуре...

    Я не притягивал Прометея. Эта фигура сама выскочила, как чёртик из табакерки. На диво много накручено вокруг Прометея, и всё векторально однонаправленно... Мне осталось лишь сложить вектора и показать итоговое направлдение...

    И по поводу "пользы"... Польза и потребление не есть доминанта прометеевского сознания. Наоборот, долгое время личная польза прометеевским сознанием презиралась, выход потребления на первый план глубоко вторичен и обусловлен, с одной стороны, переходом ПРОЕКТА на уровень масс, с другой - нарастающей индивидуализацией... Кстати, близится закат "пользы", на смену культуа потребления придёт культ бомжевания... Первая прикидка - движение хиппи - уже была... Но следует ожидать поведенческого пофигизма в новых формах.
     
Загрузка...