Психологические аспекты философских воззрений

Тема в разделе "Научно-атеистический раздел", создана пользователем Kenskin_КПД, 22 июн 2010.

  1. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Давно уже заметил, что философское восприятие индивидуумом своего существования во многом зависит от динамики и эволюции развития психики, подчиняющейся в частности возрастным изменениям.

    Обратите внимание, что все последние пророки и лица, покушающиеся на статус второго пришествия на этом форуме, являются лицами с возрастом перешагнувшим за 40 лет, в основном даже за 50.

    Все утверждают что они открыли окончательную истину в самой последней редакции, и что вещие сны или указания в священных текстах прямо подверждают их особенных высший статус.

    Можно было бы все это объяснить обычным для человеческой природы умопомешательством. Однако, совпадение возрастного отрезка претендентов на звание последнего пророка скорее позволяет говорить об общей характеристике философских воззрений именно это возраста.

    Вот и мне стукнуло 40. И я как человек наблюдательным и много размышляющий стал замечать что мои философские воззрения обретают все более расплывчатые, условные и относительные черты, и в запутанности линий мое воображение стало рисовать смутный контур высшего существа.
    В мою жизнь, как и в жизнь многих тутошних иисусов, вошла идея Бога.
    Однако в отличие от радикализма великовозрастных неофитов религий, я не перевернул одномоментно свое мировоззрение с ног на голову, а попытался объединить мои в основном атеистические убеждения с идеей вероятного бога, оставаясь в конечном счете рассудочным и последовательным в логике.
    Эйфория богоприлепления прошла, и я стал склоняться к мысли, что Бога следует в большей степени атеизировать, чем просто принимать ее идею в первозданно созданном виде, в коем он присутствует в священных книгах.

    Когда читаешь сообщения этих великовозрастных неофитов в темах о религии, и особенно когда они ссылаются на священные тексты, возникает подозрение, что это не более, чем возрастной бзик, не имеющее ничего общего с подлинной религиозной верой.

    А ведь потом по ходу времени наступает неизбежно для средних умов - старческий маразм, который совершенно не гарантирует ясность ума. Получается, что человек всю жизнь проживает в изменяющихся по законам психики заблуждениях, а не по внутренней логике развития самих убеждений.
     
  2. Galvatron

    Galvatron
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    5
    Регистрация:
    13.07.09
    Сообщения:
    504
    Симпатии:
    5
    40-неплохой возраст, не каждый способен до него вообще дожить)
    Убеждения же, заблуждения, боги, истины - всё это замечательно, когда есть критерий оценки.
    Ктото каждое слово проверяет на практике, ктото на законы логики...ктото на книжки моразматиков))
    Но в конечном итоге единственным критерием остается лишь наличие у человека желаемых результатов в жизни. Ведь именно на результатах жизни отражаются воззрения и состояние психики.
    40 лет это результат и весьма почётный. 70 лет еще лучше. А вот моразм лет в 70 уже немного другой результат, сильно уменьшающий шансы дожить до 80ти и вызванный вполне материальными причинами)))) Вам выбирать, какие результаты считать желательными, и как к ним двигаться) И только Вы можете определить, устраивают ли Вас Ваши результаты)
     
  3. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Галватрон

    Не вполне могу согласиться с вашим мнением, что оценка качественности личных убеждений определяется характором жизненных результатов.
    В большинстве случаев вещественные достижения жизни человека важны исключительно для наследников, для самого же несчастного эти "результаты" перед последним вздохом оказываются соверенно ненужными. Утащить материальное богатство, должность или влияние в обществе в гроб и пользоваться на том свете пока еще никому не удалось.
    Если под результатами жизни оценивать духовный опыт, то известно мудрое изречение умирающего Сократа (Платона??), в справедливость и точность которого никто не сомневается: "Я знаю, что я ничего не знаю".

    Вот и получается, что никаких критериев у философских воззрений нет, поскольку сами по себе философские воззрения - такие сменные атрибуты того или иного возраста, как уровень гормона или иные биохимические показатели связанные с теми или иными изменениями состояния организма.

    Этот аспект хорошо виден даже не на стариках, а на молодых. Биологическое взросление подростка связано именно с изпенением направленности мировоззрения. Єтот процесс происходит без какой-либо связи с развитием собственно самих убеждений внутри себя по логическим или инім познавательнім законам.
     
  4. Galvatron

    Galvatron
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    5
    Регистрация:
    13.07.09
    Сообщения:
    504
    Симпатии:
    5
    Kenskin_КПД, я же привел одно из тех достижений жизни, которое важно именно для обладателя этого достижения. Это Ваш возраст))) Каким это потомкам исключительно важно чтобы Вы доживали до 90, 100 и так далее лет?)))
    А богатство, должность и другое - причем здесь гроб? Неужели эти достижения делаются не ради собственного благополучия? А то что часто это "наследство" достается благодарным потомкам - так это уж извините, пожили столько, сколько Вас устраивало)
    Можно даже сказать еще более пугающе - ЛЮБОЙ результат человек получает только потому, что у него имеется мнение о том, что этот результат ему целесообразно получить) Любой. Будь то сытость в желудке или смерть.

    При всем уважении к Сократам и Платонам - они предпочли УМЕРЕТЬ. Утащить в гроб блага еще никому не удавалось, как Вы сказали. А не потому ли, что в сторону гроба не следовало вообще двигаться? ;)
    Есть на планете люди, уже увеличившие длительность жизни лабораторных крыс вдвое от нормального и даже больше. А есть на земле люди, стремящиеся к другим вещам, например к моразму)
     
  5. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Галватрон

    Не вполне уловил суть ваших возражений, создалось впечатление, что вы возражается по причине необходимости возразить. Как-то все собрали в кучу.

    В предыдущем сообщении я хотел сказать, что человеку (большинству людей) вообще не суждено при выборе мировоззрений и взглядов  руководствоваться истиной.
    Просто наступает время (возраст) и мировоззрение меняется в силу изменения параметров биохимических процессов организма, в том числе, очевидно, и тех, что протекают в мозгу.
    Не случайно  приближение человека к идее Бога происходит в старшем ворасте. На мой взгляд, это свершается не по причине того, что за короткий жизненный путь человек исчерпал интеллектуальные средства и методы для познания мира и пришел к мысли о неизбежности принятия идеи Божественного. Нет! Просто приходит время, меняется биохимический состав  крови и т.д., меняется направленность и интенсивность мыслительной деятельности. Мозг становится наверное более рассеянным, более широко мыслящим (в связи с уменьшением скорости) и в результате мы видим, что человек поменяел свое практическое, житейское мировоззрение (близкое к атеизму) на религиозное.

    Я вообще утверждаю, что выбор той или иной мировоззренческой позиции - есть следствие случайных событий и биохимически детермированных процессов внутри организма человека.
    Конкретному среднему человеку никогда не хватит интеллекта осуществить свой выбор на основании критериев истинности или научного подхода.
     
  6. Axitopos

    Axitopos
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    20
    Регистрация:
    04.04.10
    Сообщения:
    1.469
    Симпатии:
    18
    Психологические аспекты философских воззрений
    Вы меня опередили. Я как раз собирался открыть тему "Философия и психология".

    Что касается изменения психики с возрастом, и соответственно склонности к религиозности и мистицизму, то здесь уместно вспомнить русскую поговорку – "что малый, что старый".
    Но вообще-то в научно-атеистическом разделе Философского форума я бы не стал касаться религиозных вопросов, потому что есть специально предназначенный для этого раздел.
     
  7. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Вследствие того, что философская трибуна благодаря интернету стала достпуна всякому, кто способен письменно излагать мысли, и в силу размывания науной философской проблематики спорами житейского уровня, считаю необходимым ввести разделение философии на уровни, выделяя:
    - научный уровень,
    - дилетантский уровень и
    - бытовой уровень философии.

    Каждый уровень являет собой вполне самостоятельную сферу как по предмету, так и по методологии. Не следует отрицать и отказывать в эвристической легитимности уровню дилетантскому и бытовому, считая, что субъекты представляющие эти уровни не способны к установлению высоких стандартов исследовательской работы. Хочу сказать. что  и бытовой и дилетантский уровень ценен именно как социально-исторический феномен сам по себе, а не как форма исследования и познания мира.

    Мои соображения о завивисмости философских воззрений от возраста относятся не к научному уровню, а уровню дилетантскому и бытовому.
     
  8. ekleziast

    ekleziast
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    4
    Регистрация:
    23.07.09
    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    3
    По моему скромному мнению вы слишком натуралистическим образом подходите у этому вопросу.
    На мой взгляд эти изменения мировоззрения/возраста лучше как раз объяснить социально- психологическими факторами.

    Первая часть жизни она в силу ряда обстоятельств социального, психологического характера – материалистическая. Почему?

    Человек должен войти в общество, которое есть авторитет проделать такую штуку как «социализация»….хотя она и продолжаеться всю жизнь, как настаивают социологи, но наиболее интенсивно все таки в первую половину жизни.
    Человек должен выучиться, найти роботу, жениться, посадить дерево и т.п. То есть реализовать себя как социальная единица. К этому эго склоняет общество, да и выбора у него особо нет – кушать все ровно надо.
    Человек в своей массе не ощущает близости смерти и необходимости оправдывать свою жизнь.
    Эго мировоззрение практическое, прагматическое то есть такое которое дает возможность добиться результатов. Идеалисту будет сложно заработать миллион.

    Вторая часть жизни – идеалистическая. Почему?
    Известен термин Юнга «кризис середины жизни»….
    То есть получается следующее…человек к середине жизни фактически выполняет в большинстве своем те цели, которые у него были. Обеспечил – обеспечил, дети выросли, машину купил… Кто не справляется с задачами первой половины жизни, скорее всего будет гнаться за ними до конца.
    Человек ощущает близость смерти.
    Надоело вам это все. Страсти улеглись и возникает тоска по трасцендентному…так я это вижу.

    Хотя не всегда это так и в таком порядке. Хотя на примере великих философов так часто бывает той же Гайдеггер, Бердяев, Толстой….


     
  9. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Эклезиаст

    Да, вы правы.
    На изменение и развитие мировоззрения человека конечно оказывают влияние и так называемые "социальные факторы".
    Я бы даже дополнил вашу мысль следующими соображениями:
    Человек воспринимает "истину бытия" через призму своих ощущаемых и осознаваемых потребностей (как физических, так и социальных) и через это формирует свою "философию", которую безуслоно воспринимает именно как "объективную" истину бытия, поскольку управляющие потребности носят для данного человека объективный и непреодолимый характер.
    Но это опять-таки относится к "бытовому" уровню философии.

    Знаете, я не случайно развиваю эту довольно таки странную тему о связи философских воззрений человека с его индивидуальным бытием, странную - поскольку напрямую это не относится к вопросу о истине вообще - конечной цели всех философских изысканий.

    Я не знаю суть экзистенциализма, но на сегодняшний день я утверждаю, что главная истина для человека скрывается не в отдаленной абстракции и высших категориях, а в реальной конкретной жизни, в текущем существовании человека со всеми его суетными делами и переживаниями.

    Я сократил для себя перспективу Истины до горизонта своего персонального существования. И считаю, что таковое решение является обоснованным. Почему, я задаю себе вопрос, люди с жаром обсуждают проблему Бога, Высшего, торсионных полей и черт знает чего бесконечно отдаленного, а сами ведут самый омерзительный образ жизни. Вместо того, чтобы наполнять Разумом и Духом свое частное существование, делая жизнь свою и окружающих более философско наполненным, человек погрязая в ничтожестве своих суетных дел отправляется на поиски того. что в жизни ничего не значит.

    И в этом аспекте, философия возраста становится довольно-таки интересным для исследования объектом. В последнее время я испытываю самый настоящий ливень ощущений, которые можно назвать смесью чувствования, откровения и проницания. В моем сознании происходит ментально-чувственная связка сегодняшнего проживания с детством, жизнь биографическая как бы спрессовывается. И на фоне этих процессов Бытие предстает в совершенно ином формате, что не может не менять мои мировоззренческие взгляды.
    Я эти процессы объясняю возрастом, с которым мне пришла возможность ощущать мир иным способом чем прежде (не только с связи с изменением социальных фактором).

    При этом я не подменяют "объективную" истину истинной "бытовой", суетной, частной. Нет. Просто объективная высшая истина , зарепившись с своих общих контурах (которые только и доступны познанию) находит свое развитие в истине реальной, житейской.
     
  10. Незакомпасированый

    Известная личность

    Репутация:
    17
    Регистрация:
    05.07.09
    Сообщения:
    389
    Симпатии:
    12
    Kenskin_КПД Разделить можно на уровни, но кто пойдёт в дилетантский уровень если там сидят такие-же дилетанты? )) В том то и смак, что бы зайти в научный раздел, и написать о том, что все ошибаются, а Бог -форевер.
    Интернет действительно во многом обострил шизофрению у некоторых, да и отмирание нейронов в мозгу науке известно. Но как говорится, век живи, век учись, так как обучатся и создавать дополнительные пути (нейронные связи) в мозгу, можно и в старости, просто многие сами выбирают путь не учится, а сидеть на лавочке и рассказывать о том, как устроен.

    На форуме вообще-то могут решать какие-то проблемы, а всё сводится к обсуждению чьих-то решений и комментариев.

    P.S. Повышайте свой уровень образования всегда, даже если вы считаете, что уже "знаю всё, что нужно знать" (ЭТО ОШИБКА), человек никогда не сможет знать всё, но чем больше он знает, тем больше возможность создавать новые и новые нейронные пути в мозгу.
    Я не говорю о запоминании, когда запоминают на изусть энциклопедии, а говорю об знании, то чего школа и даже институты не дают, ориентируясь на потребности рынка труда, а не на развитие познаний.
     
  11. ekleziast

    ekleziast
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    4
    Регистрация:
    23.07.09
    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    3
    Kenskin_КПД

    «Кто скажет что для человека лучше во все дни суетной жизни эго…. не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
    И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
    И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
    ….ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?» - это старый добрый Соломон из книги  Екклесиаста.

    Смерть в конечном итоге обесценивает всю жизнь и все материальное. Оно не имеет смысла, абсурд. Так по крайней мере мне кажется.  

    Люди на этот счет придумали «конфеты» или готовые таблетки, выпив, скушав которые можно все уладить. Но считаю что ответ тут должен быть сугубо индивидуальный и динамический. Даже если есть что то транцендентное – оно хочет нашего творчества, созидания.

    «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - говорил Достоевский.

    Ответ тут должен быть положительный и я приветствую ваши поиски, дерзновение в этом направлении.  Раз нам дана "думалка", апарат то он нужен и им нужно пользоваться. Более того считаю что это долг человека быть творцом, иначе ты попросту "тварь". А предметом творчества может быть сама жизнь и сам внутренний человек...не обязательно быть гениальным художником или мыслителем.

    Екзестенция, существование  - Dasein т.е. «здесь бытье» реально, все остальное иллюзия, ложная метафизика.
    То что находиться за пределами «здесь бытья»… всякое учение, которое не имеет отношения к человеку и его бытью – это пустословие.

    Не кажется ли вам что «научный уровень» может с этой точки зрения экзистенциалистов уступать «бытовому» и сам выступать «дилетантским» если не занимается учением о бытьи.
     
  12. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Эклезиаст

    Приятно читать ваши мысли, воистину философские по масштабу и глубине.
    К сожалению, я не знаю экзистенциализм в своих утверждениях и постулатах, я только знаю, что таковые философы были и то, что на вершину своих воззрений они поднимали именно частное существование персонального Я.
    Для меня же акцентация частного бытия воспринимается не как альтернативная парадигма генеральным усилиям философов, а как новая и удивительная сфера осмысления, которая по уровню значимости намного важнее для конкретного живущего здесь и сейчас человека, чем поиск ответа есть бог или нет.
    Это, знаете как вдруг осознать, что помимо райских кущ - предмета мечтаний и нереализуемых вожделений - есть просто небо, солнце, ветер, деревья, растения и так далее, то есть реальная жизнь.

    Это изменение направленности умственного взгляда произошло именно, на мой взгляд, вследствие возрастных изменений ментальных процессов (вполне возможно и в следствии изменения социальных условий, окружающих меня). Жизнь человеческая становится самостоятельным значимим объектом для осмысления и не в связи с тщеславными целями (поразить мир - какой я умный).

    В это ракурсе "бытовая философия" перестает быть сферой мыслительной деятельности простолюдина. "Бытовая философия" выдвигает на первый план задачу осмысления быта человека, быта не просто как материального окружения, но в том числе развитие и движения духа простого обывателя.
     
  13. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    Британские и американские ученые изучили многочисленные исследования коллег, провели собственные. И теперь не сомневаются: возраст заметно добавляет человеку мудрости. Не смотря на, казалось бы, на естественные дегенеративные процессы.

    - С годами ухудшаются и кратковременная память, и рассудительность, -- говорит британский доктор Питер Коннели (Dr Peter Connelly) из Royal College of Paediatrics. - Но долговременная память совершенно не страдает. А социальные навыки, эмоциональный интеллект и словарный запас даже улучшаются.

    Ряд работ свидетельствуют: пожилые принимают более рациональные и взвешенные решения по тем или иным проблемам, потому что их мозги меньше подвержены влиянию дофамина - гормона, который провоцирует импульсивную реакцию.

    В эффективной долговременной памяти лежит и разгадка парадокса: почему пожилые зачастую находят верные решения быстрее молодых. В то время как известно, что скорость мышления у них - пожилых - меньше. Они опираются на аналогии - по сути, извлкают готовые и уже проверенные решения из этой самой долговременной памяти
     
  14. che

    che
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    12
    Регистрация:
    12.06.09
    Сообщения:
    3.160
    Симпатии:
    12

    (Kenskin_КПД @ 01 июля 2010,01:40) скорость мышления у них - пожилых - меньше. Они опираются на аналогии - по сути, извлкают готовые и уже проверенные решения из этой самой долговременной памяти
    Это деликатная формулировка того общеисвестного факта, что творчество -- удел молодых.
     
  15. ekleziast

    ekleziast
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    4
    Регистрация:
    23.07.09
    Сообщения:
    108
    Симпатии:
    3

    (che @ 01 июля 2010,08:04)
    (Kenskin_КПД @ 01 июля 2010,01:40) скорость мышления у них - пожилых - меньше. Они опираются на аналогии - по сути, извлкают готовые и уже проверенные решения из этой самой долговременной памяти
    Это деликатная формулировка того общеисвестного факта, что творчество -- удел молодых.
    Ну я бы не сказал что творчество удел молодых. И вот почему…

    Тут проблематика заключается в сфере творчества как такового, в сфере размышлений…

    Например математика – самая абстрактная из наук. Для этой области знания не нужен никакой опыт как таковой. Если математик не реализовал свой потенциал с 20-25 лет где то…то он уже врятли чего то достигнет. То есть пик творчества математиков самый низкий (не помню где я это читал)…это легко проверить эмпирически на биографиях математиков – тот же Паскаль или Неш («Игры разума»  был фильм про него)…

    Потом идут представители экспериментальной физики, теоретической физики (до 35) и так далее.

    Чем абстрактней проблематика тем более доступна в постижении в раннем возрасте.

    А вот философия отнюдь не дело молодых…впрочем как и художественная литература.
    У Канта расцвет творчества припал к 55-60 годам примерно.

    Также проследив биографии различных мыслителей, мы поймем что повышение творческой потенции у них в среднем припадает на возраст около 40 лет. Почему? Наверное потому что философия это мировоззренческое знание(даже самая абстрактная), в отличии от науки  и требует зрелой личности.
     
  16. kolarium

    kolarium
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    70
    Регистрация:
    09.01.08
    Сообщения:
    1.914
    Симпатии:
    54
    Карусель.
    (Вадим Егоров)

    Ветер века не унес
    Запах хвои, запах теста...
    Новогодний запах детства
    Мне опять щекочет нос.

    Жизнь, как белый лист, чиста
    И бесформенна натура.
    Воскресенье. Парк Культуры
    Возле Крымского моста.

    Ах, как кружится толпа!
    И мгновенье вечно длится,
    И в толпе кружатся лица -
    Мама, папа, мама, па...

    Мир кружит, как заводной,
    Сердце бьется сладко-сладко,
    И кружит моя лошадка
    С каруселью заодно.

    На лошадок - вот беда! -
    Как тогда мы в детстве сели,
    Так мы с этой карусели
    И не слезли никогда.

    Ветер сносит прядь со лба...
    И не валко, и не шатко
    Подо мной бежит лошадка -
    Я зову ее Судьба.

    И мне чудится досель,
    Что вперед скачу упруго!
    Да, упруго - но по кругу,
    Ибо это - карусель.

    Мир кружит, как заводной,
    Сердце бьется сладко-сладко,
    И кружит моя лошадка
    С каруселью заодно.

    Эти - выбрали Христа,
    Те - примкнули к фарисеям...
    Но вернемся к карусели
    Возле Крымского моста.

    Я б весь день крутил круги,
    Но отец шепнул, толкая:
    «Видишь, очередь какая?
    Покатался - дай другим».

    Слава истинам благим!
    Ведь у Вечного Покоя
    В силе правило такое ж:
    Покатался - дай другим.

    На финальном вираже
    Все слабее жизни хватка,
    И трусит моя лошадка
    Вся в испарине уже...

    1993
     
  17. Kenskin_КПД

    Kenskin_КПД
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    03.07.09
    Сообщения:
    1.102
    Симпатии:
    6
    kolarium

    Я плакаль...
     
  18. che

    che
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    12
    Регистрация:
    12.06.09
    Сообщения:
    3.160
    Симпатии:
    12

    (ekleziast @ 01 июля 2010,22:04) У Канта расцвет творчества припал к 55-60 годам примерно
    Мне кажется метафизика мировосприятия складывается (у каждого своя) к окончанию детства -- началу юности. Но уходят годы, десятилетия, для того, чтобы найти слова для своих мыслей.
     
Загрузка...