Религия в пределах только разума

Тема в разделе "Философские и религиозные учения", создана пользователем Евгений Анатольевич, 17 фев 2014.

  1. Евгений Анатольевич

    Пользователь

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    12.02.14
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    На одном форуме мне предложили своего рода эксперимент: скрестить ужа с ежом, т.е. веру и разум, науку и религию под соусом: разве неинтересно современному мыслителю соединить науку и религию. Я сказал, что интересно, но вряд ли это понравится хоть каким-либо традиционным верующим.

    ***
    Более 200 лет назад Иммануил Кант заявил об автономии морали от религии и положил её основание в эстетическом чувстве возвышенного. Оказывается, чтобы человек вёл себя прилично, ему нужен не страх божий, а чувство отвращения к дурным поступкам. При правильном воспитании человек будет просто брезговать сделать что-то дурное. А для делания доброго ему достаточно будет вдохновения, вызванного чувством возвышенного при мысленном созерцании нравственно чистых поступков.

    ***
    Для Бога как существа совершенного и неподверженного страстям категорический императив является законом его воли, который он никогда не нарушает. Причём, поскольку Бог не нуждается в чьей-либо помощи, т.е. в том, чтобы использовать кого-либо в качестве средства для достижения своих целей, божественный категорический императив принимает предельную формулировку: "Относись к другим разумным существам только как к цели своего благоволения". А посему не может Бог требовать от людей рабского поклонения, описанного в Библии. Не может Бог сказать человеку: "Отвергнись себя и следуй за мной", ибо такова воля божья, чтобы я относился к другим людям и к человечеству в своём лице не только как к средству, но и как к цели. Я есть цель для самого себя, а потому я не могу отречься от себя без нарушения императива. Поэтому если кто-то под именем Бога требует от меня самоотречения и рабского служения, то это не Бог, а дьявол. А Бог говорит мне: "Прими себя таким, каким ты есть, и следуй собственным путём". Ибо такова воля божья, чтобы я не подчинялся ничьей воле, а только собственной воле, в которой положен законом категорический императив.

    ***
    Моральный долг бывает двух видов: долг перед самим собой и долг перед другими людьми. Долг перед самим собой есть долг самосовершенствования, а долг перед другими людьми заключается в способствованию их счастью, насколько это не противоречит первому долгу и категорическому императиву. Действительно, для должного исполнения своих профессиональных, гражданских и человеческих обязанностей мне нужны физические, умственные и духовные силы. Поскольку же я априори не могу знать, какие из них и когда мне понадобятся, то мне следует развивать по возможности их все. С другой стороны, долг перед другими людьми заключается лишь в способствовании их счастью, а не в делании их счастливыми, а тем более не в посвящении себя полностью служению счастью других, поскольку это противоречит императиву. Однако часто люди путают эти два долга и вменяют себе в долг заботу о собственном счастье и совершенствование окружающих. Поскольку же Бог есть совершенное моральное существо, то у него такой путаницы не бывает. Следовательно, максимой его воли является способствованию моему счастью, а не требование от меня совершенства.

    ***
    Мораль не учит тому, как стать счастливым, но тому, как стать достойным счастья. Посему я не лишён надежды, что Бог по своей премудрости устроил мир таким образом, что по мере исполнения мною своего долга перед самим собой и другими людьми, моё чувство счастья будет возрастать.

    ***
    Религия в пределах только разума даёт представление о Боге как существе предельно моральном, для которого невозможно требовать от человека рабского почитания. В силу же универсальности законов разума именно рациональная вера является судьёй над верой, основанной на Писаниях. Поскольку библейское описание Бога явно противоречит представлению о Боге, построенном на разуме, то я могу это приписать только дикости авторов Библии. Но зачем же мне просвещённому человеку ставить свою духовную жизнь в зависимость от сомнительных россказней дикарей, какими были древние евреи?

    ***
    Библейский Бог безбожно использует людей, наводя на них страх, устанавливая бессмысленные запреты и предписания, требуя кровавых жертвоприношений и массового истребления всех, кто верует иначе. Мой же Бог наделил меня чувством прекрасного и чувством возвышенного, а потому две вещи наполняют мою душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
     
  2. essenya

    essenya
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    14.01.14
    Сообщения:
    107
    Симпатии:
    2
    Евгений Анатольевич, вообще то до христианства (исключая раннее христианство) наука и религия были одним целым, и только неправильно понятое иудейское писание Тора и не менее неправильно понятый (а лучше сказать - намеренно искаженный) Новый завет привели религию (не только христианство, а все религии) к полнейшей профанации и уничижению. Синтез же науки и религии, бывший в древности непререкаемым законом рождал величайших мыслителей - Капила, Платон, Плотин, Пифагор и т.д. - список большой. Синтез этот был простым, и великолепным в своей простоте: все религии содержали в себе две части -
    1.внешнюю (для невежественной толпы) со всем пантеоном богов, с множеством обрядов и правилами поклонений, но также с правилами этики и морали (заповеди), что несомненно было очень полезно для неразвитых еще душ людей, соблюдение этих правил морали делало совместную жизнь множества людей наиболее удобной и безопасной. Эти заповеди и стали основами древнего права, основами правовой системы человечества.
    2. внутреннюю (тайную) - эта часть предназначалась для особых людей (не в плане богатства), она содержала в себе действительно мощные знания о космогенезисе, антропогенезисе, о медицине, химии, геометрии, математике, музыке, физике (говоря теперешними терминами, ранее науки не разделялись, а были едины), о силах природы и человека, способы развития в себе высочайших духовных сил. Эти знания передавались путем длительного обучения и нескольких Посвящений (Мистерий), в результате высочайшего Посвящения рождался Иерофант (Христос). Разглашение знаний, дававшихся при Посвящении каралось смертью - это было необходимостью, чтобы великие знания не попали в руки людям невежественным и неготовым их правильно понять, а главное, правильно использовать. В основе этого тайного знания всегда лежало знание о едином Боге, который не имел антропоморфических свойств, а был Непознаваемое и Несказуемое (Эйн-Соф)
    Вот именно поэтому высочайшие умы древности никогда не отвергали Бога, были высокодуховны и обладали величайшими знаниями. Синтез науки и религии закончился с распространенеием христианства и привел к тьме средневековья. И только ослабление христианства позволило науке поднять голову, но без синтеза науки и духовности современная наука будет всегда сильна лишь в частностях и бессильна в таких глобальных вопросах как возникновение Вселенной, появление Жизни и человека.
     
  3. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    262
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.736
    Симпатии:
    219
    Кант же сделал вывод в Критике чистого разума, что суть вещей, истину нельзя познать рационально. Только интуиция дает правильный ответ. Религия основана на интуитивных знаниях. Я открыл многие истины религий.
     
  4. Иван Пелеван

    Иван Пелеван
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    33
    Регистрация:
    06.06.10
    Сообщения:
    5.557
    Симпатии:
    33
    Эту тему мусолит на новых технологиях В. Яновский. это такая же глупость, как пытаться скрестить мать с дочкой.. Верующие такое поддерживают, и по доказательной базе сетуют. что "Се гряду скоро!" религия и наука работают на одном поле, тьмы, но религия. в отличие от науки не спешит с фанфарами...
     
Загрузка...