Смерть Сократа

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Anonymous, 1 окт 2005.

  1. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    ? ? ? ? ?
     
    #1 Anonymous, 1 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  2. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    Кто нибудь может мне помочь ответить на вопрос: почему Сократу, который добровольно выпил яд, нельзя инкременировать смертельный грех? Зарание спасибо!
     
    #2 Anonymous, 1 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  3. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    почему ж ему нельзя инкриминировать это грех - всегда пожалуйста
     
    #3 jeeves, 1 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  4. Майя

    Майя
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    27.08.05
    Сообщения:
    1.018
    Симпатии:
    3
    Сократ не добровольно выпил яд, а лишь привел в исполнение решение суда. Это как если бы приговоренный к смертной казни сегодня сам бы пустил себе пулю в лоб. А это совершенно разные вещи: самому решить умереть или нет, не Сократ принял решение, он только ему подчинился.
     
    #4 Майя, 1 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  5. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    Нет, у Сократа действительно был выбор. Дело в том, что тюрьмы в Афинах были таковы, что соратники его могли реально устроить побег и они ему это предложили. Так собственно делали все зажиточные граждане - вместо смерти они шли в изгнание. Но С. отказался, потому что считал, что так достойнее.
     
    #5 jeeves, 1 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  6. Timotheus

    Timotheus
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    20.01.05
    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    1
    Цитата (jeeves @ 01.10.2005, 18:31) Но С. отказался, потому что считал, что так достойнее.
    Это, конечно, верно, но не совсем глубоко, что ли... Слово "достойнее" не так полно отражает, отношение Сократа к своему приговору. Это было шире, всеохватней. Само по себе отношение Сократа к ситуации, в которой он оказался, согласовывалось с его отношением к мирозданию в целом, и к тому месту, которое в нем занимает философ. Философ, как он полагал, должен, в том числе, быть и законопослушным гражданином, каковы бы ни были сами законы. Ты должен исполнять некое "долженствование" (извиняюсь за тавтологию), предначертание богов, судьбы. В этом состоит МУЖЕСТВО философа - принять свою судьбу спокойно, без жалоб, с ясным взглядом. Побег, для философа, пусть и от несправедливого приговора, есть просто трусость.
    Кстати говоря, есть такое мнение, что за всю историю философии было всего ТРИ философа, которые жили так как учили жить. Первый - Сократ. Второй - С. Кьеркегор. Третий - Григорий Сковорода. Во всяком случае, те, кто знаком с их биогрифиями, заметят явное соответствие с их учениями...
    ...а вот когда к Сенеке пришли его ученики и ехидно спросили: "Как же так, учитель? Вы, вроде как, стоик. Учите аскетизму, воздержанию, честности. А сами владеете огромными земельными угодьями, тысячами рабов, миллионами сестерциев, и прислуживаете подонку Нерону", он им спокойно ответил: "Ну и что? Я учу тому, как НАДО жить, а сам живу как МОГУ"...
     
    #6 Timotheus, 1 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  7. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    Кстати, Вл.Соловьёв тоже замечателен от всех русских мыслителей 19в. тем, что жил в соответствии с тем, чему учил. Это наверное у них семейное - Г.Сковорода был его двоюродным прапрадедушкой.
     
    #7 jeeves, 2 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  8. Майя

    Майя
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    27.08.05
    Сообщения:
    1.018
    Симпатии:
    3
    jeeves, Сократ не считал, что у него есть выбор. Если у Вас есть обязанность, скажем, по договору, Вы тоже можете ее не выполнять (о последствиях пока не говорим), но для некоторых это невозможно, для них законы государства также непреложны как законы природы.
    Кстати, а как Вам жизнь Н.Федорова?
     
    #8 Майя, 2 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  9. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    Н.Фёдоров трупы всё-таки не мог воскрешать, конечно, но в целом нравственный был мужчина
     
    #9 jeeves, 2 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  10. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    "jeeves, Сократ не считал, что у него есть выбор. Если у Вас есть обязанность, скажем, по договору, Вы тоже можете ее не выполнять (о последствиях пока не говорим), но для некоторых это невозможно, для них законы государства также непреложны как законы природы."

    Всё равно - в таком случае это грех, потому что С. поставил человеческие законы превыше всего.
     
    #10 jeeves, 2 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  11. Timotheus

    Timotheus
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    20.01.05
    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    1
    Цитата (jeeves @ 02.10.2005, 21:12) С. поставил человеческие законы превыше всего
    Стоит помнить, что мировоззрение античного времени не устанавливало такого разрыва меж земным и небесным, как это делали последующие эпохи. Поэтому для Сократа, что человеческие законы, что законы мироздания в целом, были примерно равны. Закон полиса (города-государства) почитался античным человеком как богоданный (Афино-, Аполлоно-данный). Так что ничего "превыше" Сократ не ставил. Он исполнял то, что есть. Достаточно вспомнить, что античный человек и богов-то часто воспринимал как существ мало чем отличавшихся по своим характерам от людей. Разве только, что боги были бессмертны (а при известном стечении обстоятельств и их можно было "кокнуть"), и могли творить чудеса.
     
    #11 Timotheus, 2 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  12. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    пожалуй, вы правы. Но автор темы поставил вопрос (и бросил его на самотёк) таким образом, что хоть С. и не мог знать, что совершает грех, однако незнание не освобождает от ответственности
     
    #12 jeeves, 3 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  13. Timotheus

    Timotheus
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    20.01.05
    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    1
    В таком случае вынужден сказать - не согласен. Думаю, что освобождает. Во-первых, Господь прекрасно понимает на каком уровне сознания находится данное общество и данный человек, и не станет наказывать его за нарушение законов, которые Он Сам этому обществу и человеку еще не дал. Вот с народа Моисея, после того им были даны Скрижали, Он спросить мог. По всей строгости. А с афиняна времен Сократа - нет. А во-вторых, мы-то сами должны понимать, что НЕ НАМ вообще судить Сократа с позиций нашей эпохи и нашего опыта. Сократ был выше и умнее большинства из нас, и потому, все право какое у нас есть, это УЧИТСЯ у него, и радоваться, что такой человек вообще был.
     
    #13 Timotheus, 3 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  14. Timotheus

    Timotheus
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    20.01.05
    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    1
    Цитата (jeeves @ 02.10.2005, 10:15) Это наверное у них семейное - Г.Сковорода был его двоюродным прапрадедушкой.
    Как-то мне рассказали довольно забавный исторический эпизод.
    У Григория Сковороды был некий родственник (кажется дядя), который тихо-мирно (в отличии от Григория) служил чиновником в Петербурге. В военном ведомстве. Так вот, как-то раз к нему пришел наниматься на службу какой-то французский офицер, что для тогдашней русской армии было нормально. Много иностранцев служило. Но нашему чиновнику что-то не понравилось. То ли в бумагах офицера, то ли в его облике, то ли тот ему "на лапу" не дал (или мало дал). Как бы там ни было, но дядя Сковороды дал ему от ворот поворот. Тот уехал не солоно хлебавши. Звали его Наполеон Бонопарт...
     
    #14 Timotheus, 4 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  15. jeeves

    jeeves
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    01.05.05
    Сообщения:
    815
    Симпатии:
    3
    я тоже эту историю слышал. Только не знал, что отказавший Бонапарту чиновник был тоже родственником Сковорды - видимо нехилая была у них семейка
     
    #15 jeeves, 5 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  16. Timotheus

    Timotheus
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    20.01.05
    Сообщения:
    142
    Симпатии:
    1
    Как говорил известный литературный персонаж (не отвечаю за дословность цитаты): "Кровь! Удивительное дело - кровь". Бродя по просторам инета нашел вот такую сслыку. Не самая подробная, понятно, но вполне доброжелательная, уважительная. Рекомендую. Сразу оговорюсь, что не имею к ней никокого отношения, дабы не сочли сие за рекламу (да и какая там реклама, в философии-то...): <a href="http://www.4oru.org/article.40.html" target="_blank">http://www.4oru.org/article.40.html</a>
     
    #16 Timotheus, 5 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  17. ike

    ike
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    11.10.05
    Сообщения:
    26
    Симпатии:
    1
    ramts,
    Сократу нельзя инкриминировать "смертельный грех", т.к.:
    1. "смертельный грех" - придумка христианства, Сократ с ней был не знаком и суд, его судивший, не был с ней знаком, в законах тех времён этого понятия не было. Значит, делая попытку "обвинить" Сократа в "грехе самоубийства" - вы, современный человек, нарушаете общепринятый сейчас принцип правосудия: ЗАКОН ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ.
    2. Этическая система, в которой жил Сократ, отличается от вашей (про себя так не скажу, не уверен). Поэтому и суду "вашей морали" вы его подвергнуть не имеете вашего же морального права: "Не судите..."
    3. Ни о какой добровольности и речи быть не может.

    Вопрос к Timotheus,
    вы так уверенно говорите, что у Сократа БЫЛА возможность бежать, что возникает вопрос: На какие сведения опираетесь?
     
    #17 ike, 17 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  18. joh

    joh
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    17.10.05
    Сообщения:
    24
    Симпатии:
    1
    ты бы лучше диалог Платона прочитал, понял бы, что у Сократа возможность бежать была. Да он не захотел. А почему - читай Платона. :blum:
     
    #18 joh, 30 окт 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  19. Виктор

    Виктор
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    3
    Регистрация:
    08.11.05
    Сообщения:
    35
    Симпатии:
    0
    Добровольный уход из жизни, когда это сделать, представляется себе, правильным - это очень мужественно и даже высококультурно. Здесь нет порока, - думайте сами, не ссылайтесь на религию.
     
    #19 Виктор, 9 ноя 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  20. Яков Лев

    Яков Лев
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    01.08.08
    Сообщения:
    41
    Симпатии:
    1
    Сократ, полагаю, остался честным по отношению к своему истинному "Я". Он не поддался на искушение, оставшись свободным в решениях даже в заточении.
    К тому же Закон Божий, (ИМХО), это как воинский устав. "Если не знаешь как поступить - читай устав". Вот и в случае к заповедям моисеевым. думаю, надо подходить так же.
     
Загрузка...