Современная типологизация духовности

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Времяон_и_К, 27 фев 2015.

  1. Времяон_и_К

    Времяон_и_К
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    25.02.15
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДУХОВНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

    В современном обществе существуют различные философские, религиозные и идеологические концепции духовности человека. Ведущее место в их выявлении и изучении принадлежит философско-антропологическому анализу, который предполагает познание природы, сущности и перспектив развития человека с учетом естественнонаучного и социального знаний о нем. Синтез этих знаний дает объемную картину духовного мира человека.
    Философия через изучение духовности, как совокупности регулирующих и организующих смыслов, воздействует на процессы самоорганизации культурного пространства, придавая им целенаправленный характер. Без философского осмысления духовности и ее проблем невозможно определить, какие культурные нормы, образцы, модели поведения, приоритеты развития могут быть предложены в качестве ориентиров человеческой деятельности, чтобы и дальнейшее становление человека как творческого существа, определяющего судьбу мира, шло по надежному пути [1]. Н.И.Шевченко пишет: «Духовные ценности – вершители человеческого благополучия. Они – созидательные и конструктивные механизмы, работающие на стабилизацию общества, на предотвращение его разрушения, в этом заложена их закономерность» [2].
    Феномен «духовность» еще не входит в сферу науки, а является предметом критически-рефлексивного размышления философов. Он исследуется многими авторами, но тезаурус понятия «духовность» так и не получил четкой определенности и однозначной трактовки.
    Целый ряд мыслителей рассматривали и предпринимательство через категорию духа [3]. Эта линия вырастает из недр немецких экономических школ и наиболее фундаментально представлена в работах Г.Шмоллера, В.Зомбарта, М.Вебера. Они определили взгляд на предпринимателя, как носителя особого «духа», укорененного в обычаях и нравах определенного народа, его нравственных, правовых и религиозных устоях[4] [5].
    Человек, его сущность, духовность, происхождение и призвание во Вселенной всегда были в центре внимания философии: теоретические установки антропологии появились еще в античности. Сегодня антропология – это философское учение, объединяющее целый ряд антропологических концепций человека (персонализм, философия жизни, феноменология, психоанализ, марксизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм, русский космизм и др.)
    Попытки создания единой концепции человека всегда наталкивались на очень существенное препятствие – непознанность мира. Поэтому на сегодняшний момент нельзя какую-то одну концепцию объявить истинной. Сейчас это кажется совершенно естественным, но в период эпохи просвещения человечество было настолько пронизано идеей возможности открытия истины, что потребовались недюжие усилия скептиков, чтобы развеять эти ожидания. На волне этой борьбы Ницше заявил о смерти Бога, его последователи стали говорить о «смерти человека». М. Шелер писал: «Многолетнее и основательное изучение проблемы человека дает автору право утверждать, что по вопросу о происхождении и сущности человека наш век отличается такой чрезвычайной пестротой, такой расплывчатостью и неопределенностью, каких не наблюдалось ни в одну эпоху. На протяжении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематичным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно знает о том, что он этого не знает» [1]. Отсутствие концептуального единства при определении человека является серьезной проблемой философии.
    М.Шелер рассматривал три идеи человека: научную, античную и христианскую. Или говоря по другому: научную, философскую и теологическую. Попробуем по-новому классифицировать все возможные вариации концепций человека. В качестве основного принципа классификации рассмотрим такой критерий, как «перспективность» человеческого существования (развития).
    В качестве «бесперспективной» назовем атеистическую концепцию человека. Она предполагает, что основные законы бытия уже известны, и эти законы не дают особых перспектив человеческому существованию и развитию. По этим законам следует, что человек возник случайно и его дальнейшее существование находится под постоянной угрозой уничтожения.
    В этой концепции поведение человека ограничено только природными факторами (социальное здесь выступает тоже как природное). После смерти человека ждет небытие, поэтому ему нечего стесняться. Как заметил Ф.М.Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено».
    А между тем, похоже, что именно эта концепция выбирается для жизни большинством людей. Она удобна, комфортна для жизни – совпадает с инстинктивной программой биологического естества человека.
    Теперь рассмотрим перспективные концепции.
    Это концепции, предполагающие наличие во вселенной законов, открывающих перспективы для человека. Это религиозные концепции человека всех времен и народов. Как правило, они говорят о бессмертии человеческой души. Научных доводов в пользу этой концепции немного, в основном - это феномены человеческого сознания.
    Выделим два типа перспективных концепций:
    1. Концепции Боготворимого человечества. (Это религии сотворения. Человек сотворен с целью соответствия каким-то условиям, соответственно у человека есть смысл развития, работы над собой).
    2. Концепция самотворящегося Богочеловечества. (Эта концепция пока не разработана, не выкристаллизовалась ни в какую религиозную систему). Она разрабатывается писателями-фантастами в различных вариантах «супермена».
    Сегодня человек сам выбирает себе онтологию, сам решает, каков его мир. Такое положение дел выдвигает антропологию на первое место среди философских дисциплин.
    Часть современных концепций можно охарактеризовать как прикладные, то есть, изучающие частные свойства человека. Таковы, например, йога, психоанализ, конфуцианство, подлинная наука. Они могут использоваться другими концепциями. Так йога используется буддизмом и медициной. Доводы науки используются как в атеизме, так и в религиях.
    В перспективных концепциях человека возникает феномен духовности, как феномен накопления усилий человека для самосовершенствования. Для накопления усилий необходим сосуд, вместилище, своеобразный аккумулятор. Поэтому в перспективных религиозных концепциях человека разрабатывалось такое понятие как «душа» - не разрушаемое, вечное вместилище характера и опыта человека.
    Господствующие в обществе ценности различны по своему предметному содержанию. Поэтому духовность тоже может быть представлена разными типами:
    – эстетизм (господствующая ценность – красота);
    – теоретизм (господствующая ценность – истина), традиционно подразделяется на материализм и идеализм;
    – этизм (господствующая ценность – добро, стремление оценивать жизнь с нравственных позиций), а также индивидуализм, коллективизм, соборность, общинность;
    Рассмотрение духовности в зависимости от связи с различными видами человеческой деятельности осуществлялось М.М.Бахтиным [2], Р.Л.Лившицем [3], В.Г.Федотовой [4]. Такую типологию можно развивать и дальше:
    – религиозность (источником нравственных норм мыслится воля Бога);
    – политизм (стремление к власти);
    Но чаще говорят о необходимости типизации духовности по признакам религиозности и светскости.
    Все названные типы духовности представляют собой реальные жизненные односторонности, порожденные разделением труда и абсолютизацией различных сторон духовной деятельности.
    Духовность человека «нового времени» предполагает гармоничное объединение вышеперечисленных типов. Интегрированная духовность есть единство истины, добра и красоты. Основными критериями такой духовности могут стать:
    – интенциональность т. е. направленность «во вне» на что-то или на кого-то. Речь идет о постановке идеальных целей, что уже является вернейшим показателем духовно развитой личности;
    – рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в жизненном выборе;
    – свобода, понимаемая как самоопределение, т.е. способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
    – творчество – понимаемое и как самотворение, направленное на реализацию своего смысла жизни;
    – развитая совесть – это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, а так же за все, что происходит в мире.
    (Таковы критерии духовности в осмыслении Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и др.)
    Представленные типы духовности основаны на концепте «ценность», значимость которого для этики выявили М.Шелер (1874–1928) и Н.Гартман (1882–1950) в своих книгах, посвященных этике. После введения в этику концепта «ценность» все этические проблематизации стали фокусироваться на нем.
    Концепция духовности человека в этом подходе – есть система ценностей личности, его представления о нем самом, через волю определяющие поведение. Это иерархия ценностей, где главными являются «высшие ценности» духа, подчиняющие ценности плоти.
    Мы в своей работе хотим предложить новую типологию духовности, основанную на концепте «цель» (целесообразность) и взять его в качестве рабочей в своем исследовании. Мы рассматриваем духовность как интенцию в постижению и осуществлению высшей целесообразности.
    Цели появляются в системе, обладают системным свойством встраиваться в более широкие системы. Так, цель добывания пищи может быть целью самосохранения, затем саморазвития, далее – развития общества. Но в силу различных обстоятельств такого встраивания смыслов может и не произойти. Это зависит от культуры общества, от уровня знания, от природного развития индивида.
    Ценностный подход к духовному оказывается более формальным. Появляется необходимость выяснить: куда направляется индивид со своей любовью, добром, красотой.
    Целевая основа типологии духовности, исходя из установки на целесообразность, оказывается более конструктивной. Таких типов можно представить два: созидательный и разрушительный.
    Разрушительный тип духовности можно обозначить лишь формально. Разрушительные интенции не предполагают возникновения целостного мировоззрения, с которым можно было бы связать понятие духовность. Разрушительный тип зависит от созидательного, потому что паразитирует на нем. Чтобы что-то разрушить, – это надо сначала создать. Даже когда человек разрушает только себя (алкоголизм, наркомания и т.д.), он разрушает генетически заложенный в нем результат эволюционного развития.
    Более богат содержанием созидательный тип. Он включает в себя все представленные ранее типы. Они становятся составными частями построения созидательной личности (общества). Концепт «ценность» становится и средством, и критерием созидательных интенций.
    «Познай самого себя» здесь ценность и целесообразность сливаются в некое единство. Фраза, принадлежавшая Сократу, как считается, была начертана на стене Дельфийского храма. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу. На этом пути ему надо создать самого себя, переплавляя в себе и ценностное и целесообразное!
    Нелегка жизнь людей, стремящихся создавать себя, не поддаваться изменчивым обстоятельствам жизни, избегать протоптанных, избитых дорог.
    Созидание мыслится ценным только при возможности вечности и неуничтожимости. Разум получает такую возможность в вере. Вера в возможность бессмертия души, посмертного существования становится необходимым условием созидательной духовности.
    Современный гуманистический мир принимает духовные ценности в отрыве от веры в бессмертие. Индивиды оценивают ценности в рамках прагматических утилитарных целей (коллективизм, престиж и т.д.). Цена этических ценностей в рамках прагматизма оказывается невысока, и, из тех же утилитарных соображений, ради которых их приняли, они могут быть и отвергнуты. Только такая высшая цель как бессмертие может сделать человека по-настоящему этическим существом. Поэтому то религиозные деятели настаивают на том, что духовность – это исключительно религиозное понятие. Но такой взгляд лишь обособляет один из видов духовности, лишая его корней. Философский подход позволяет рассматривать духовность более широко, раскрывая ее природу, ее генезис и системные свойства.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    1. Шелер М. Человек и история. // Человек: образ и сущность. – М., 1991. С. 133-134.
    2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 – 1985г.г. – М.: Наука, 1986. – С.80-161.
    3. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997. – С.24.
    4. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. – 1988. № 7. С.50-58.
     
  2. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    274
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.795
    Симпатии:
    224
    О духовности и Духе есть моя тема в этом разделе. Я представляю концепцию раджа-йоги, научно-религиозную. Большинство ее положений лежит в основе всех религий и многих идеологий, в том числе марксизма. Основные положения йоги выражены в Йога-сутре Патанжали, Гите, Новом завете. Фактически, йога идет на смену марксизму как общественная идеология.
     
  3. Vetrov

    Vetrov
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    360
    Регистрация:
    23.08.10
    Сообщения:
    7.761
    Симпатии:
    357
    А духовность Ветрова еще лучше, она еще чище.
    Я представляю здесь сам себя.

    Так что у нас уже есть три типа духовности:
    Духовность Фреда
    Духовность Ветрова
    Духовность Время он_и всей его_К

    Это первое, что приходит в голову. :pardon:

    Добавлено -- 03 мар 2015, 14:53 --

    Это то, что касается Вашей духовности, Времяон_и_К.

    А вот, что касается вашей работы, сейчас я подумаю. Потом напишу, а может и сразу. Хорошо?

    Добавлено -- 03 мар 2015, 14:55 --

    Мне кажется, что лучше сделать магнито резонансную томографию души, но может я ошибаюсь.

    Хотелось бы уточнить, что это за метод "объемная картина духовного мира человека", и чем она отличается от "плоской картины духовного мира человека"? :unknw:

    Добавлено -- 03 мар 2015, 14:58 --

    Очень любопытно. Целенаправленный характер самоорганизации культурного пространства.
    Практически Вы оживили пространство! :good:

    Вы, Времяон_и_К, оживили пространство. У самоорганизации появилась цель!

    А, нет. Вы говорите о том, что стихийные процессы самоорганизации культурного пространства можно направить в нужное русло. Точно. Это интересно. Как? Читаю дальше.

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:02 --

    А понял, Вы хотите
    всей человеческой деятельности придать какой-то смысл. А именно
    Да Вы масон, причем скрытый. :shok:

    Вы хотите подбросить нам культурные нормы, модели поведения, приоритеты развития! :shok:

    Очень интересно.

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:03 --

    Вот это да!

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:05 --

    У нас тут есть тема, называется "Мир общих ценностей - где царит мир". Там мы пытаемся найти общие духовные ценности.
    Помогите нам, Времяон_и_К.

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:09 --

    Как же не знает. Если человек встретит инопланетян, то скажет им: "Я представитель человечества!"
    А они спросят: "А где Ваши полномочия?" А он скажет: "Вот мой паспорт".

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:09 --

    И еще известно, что все люди го..но еще то.

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:16 --

    Известно куда, в Бухенвальд

    Добавлено -- 03 мар 2015, 15:20 --

    Это понятно, человек - это удобрение. Удобрение всегда нужно садовнику. Для райского сада.

    Всё с Вами ясно, Времяон_и_К.

    Ну и как ученый мир воспринял Вашу проповедь?
     
  4. sn62

    sn62
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    145
    Регистрация:
    21.10.10
    Сообщения:
    7.143
    Симпатии:
    127
    Приложение к ДУХУ (духовность, духовенство) чётко определяет наличие ЛЖИ СЛОВА. :diablo:

    Дух- Сила определяющая сущность, наделяющая правом быть, существовать.

    Какие могут быть, сраные приложения к силе? Понятно только лживые - христанутые.
    Ну и чего стоит текст автора темы, по ДУХУ - только насмешек.

    Ведь это действительно нелепо, не имея никакого понятия о том, что такое ДУХ, пытаться сопливеть о духовности и прочей христанутой чуши. Ау невежи, дух от души не отличаете, а куда там, посты на пол страницы строчите.

    Дайте определения, что такое ДУХ, затем что такое ДУША, или прекратите смешить мои тапочки.
     
  5. Времяон_и_К

    Времяон_и_К
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    1
    Регистрация:
    25.02.15
    Сообщения:
    33
    Симпатии:
    1
    Даем http://forum.filosofia.ru/viewtopic.php?f=9&t=4122
     
  6. diavi

    diavi
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    82
    Регистрация:
    04.11.12
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    32
    Тут нет определения Дух - пудрит моск
     
  7. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    274
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.795
    Симпатии:
    224
    Времяон_и_К писал(а):
    В восточной философии все это есть и было разработано 5 тыс. лет назад. Надо лишь понять.
     
  8. Victor

    Victor
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    45
    Регистрация:
    29.08.08
    Сообщения:
    4.651
    Симпатии:
    44
    :yahoo: :yahoo: :yahoo:
    Что такое моск? Вполне допускаю, что автор может ошибиться, но сделать ДВЕ орфографические ошибки в одном простом слове, это уже не ошибка, это духовность так и прет...
     
  9. Вадим Скучный

    Вадим Скучный
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    534
    Регистрация:
    18.12.09
    Сообщения:
    4.315
    Симпатии:
    461
    А есть и такой точный объективный показатель личной духовности человека: скольким окружающим людям ты БЕСКОРЫСТНО ПОМОГ в течении дня, недели, месяца, года и всей жизни?...
     
Загрузка...