Умирание. После смерти. Пуруша. Душа

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Evgus, 30 авг 2013.

  1. Evgus

    Evgus
    Expand Collapse
    Активный пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    27.08.13
    Сообщения:
    39
    Симпатии:
    0
    В статье "Опыт умирания - вопросы" я сделал попытку сформулировать следующую проблему: у нас нет доказательств того, что медитация повторяет процесс умирания до такой степени, которая необходима для вывода об их идентичности. В четком горизонте той же проблемы оказались видения пациентов Р.Моуди и других реаниматологов, переживших клиническую смерть. Тема вечности жизни неисчерпаема подобно самой жизни, и мы только вступили в ее пределы. Главная трудность здесь, как обычно - в методе. Невозможно проверить какие либо утверждения, поставить корректный эксперимент равно тому, как это делается, например, в физике. По этой причине и по некоторым иным - данная тема веками оставалась предметом религиозных верований.
    И я подумал: почему бы не попробовать и здесь (как в статье "Религия, наука и другие..."), несмотря на все трудности, собрать вместе разные факты и выстроить из них некую систему. А, в итоге - посмотрим, что получится.
    Автор прибег к методу абстрактно-логического моделирования как единственно возможному в данной ситуации и одному из самых распространенных научных методов. Разумеется, он опирается на ряд фактов, описанных в известных литературных источниках. Важнейшим подспорьем стали труды индийского йога Шри Ауробиндо, с которыми автор неплохо знаком, а также небольшой йогический опыт самого автора (когда то в течение ряда лет я находился в поисках пути духовного развития, пока осознанно не пришел к православию).

    Короткая справка. Шри Ауробиндо (Гхош) - выдающийся индийский йог, поэт, мыслитель, революционер (1872 - 1950). Индиец, родился в богатой и влиятельной семье, окончил университет в Кембридже. Владел несколькими европейскими языками, совмещал в себе культуру Востока и культуру Запада, оставаясь патриотом Индии. Один из первых индийских революционеров, боровшихся за освобождение Индии от английского колониализма. Создатель Супраментальной йоги.
    Мать (Мирра Альфассо) - сподвижница Шри Ауробиндо. По матери - турчанка, по отцу - египтянка. Молодость провела в Париже, обнаружив способности к живописи, а еще раньше - яркий экстрасенсорный дар. Несколько раз неудачно выходила замуж. Возвращаясь из Японии в Европу через Индию, познакомилась со Шри Ауробиндо и осталась в его ашраме навсегда, посвятив свою жизнь исключительно духовной деятельности. После смерти Шри Аробиндо руководила ашрамом одна. Выступила инициатором и идейным вдохновителем создания города Ауровилль, символизирующего единство всех людей планеты. ЮНЕСКО признала г.Ауровилль достоянием человечества. Умерла в возрасте 96 лет.

    Мир человека - это мир его сознания. И этим все сказано.
    Исследуя феномен человеческого сознания, невозможно обойтись без методов, разработанных З.Фрейдом и его учеником К.Юнгом (сознательное - бессознательное, коллективное бессознательное и др.)
    Скажу и об отдельных технических приемах: в целях экономии места и времени часто встречающиеся понятия я заменяю их аббревиатурой. По этой же причине применяются сокращения.
    Мы будем рассматривать процесс умирания человека и его вероятное состояние после смерти. Необходимо установить, что умирание начинается с момента остановки сердца, когда в мозг перестает поступать кровь...
    Написанное здесь - мое личное мнение, взгляды, формировавшиеся в течение ряда лет, плод раздумий, иногда мучительных, и важных для меня переживаний. Любой читатель, естественно, может с ними не согласиться.

    Об умирании. После смерти

    У Р.Моуди многие, пережившие клиническую смерть, проходили через "тоннель".
    В Египетской книге мертвых говорится о пещере. Умирающего в ней поджидают чудовища, чтобы растерзать его. В Тибетской книге мертвых умирающий видит свет разного цвета и индуистские божества.
    В древности отсутствовали навыки, знания и, естественно, оборудование, необходимые для проведения реанимационных мероприятий, имеющих целью возвращение умирающего к жизни. Представления об умирании являлись представлениями о смерти. Даже в наши дни понимание различия этих двух значений пришло не сразу. Но, наверное, между древними и современными представлениями о смерти есть что то общее? Выделю эти общие черты:
    1) Смерть - не одномоментное событие, а процесс.
    И моменты новые:
    2) Умирающий входит в пространство нефизического свойства.
    3) Умирающий продолжает жить, т.е. , в данном случае, наблюдать за процессом.
    Добавлю: XIX в., Л.Толстой ("Смерть Ивана Ильича") "фиксирует" конец жизни после того, как умирающий герой книги вползает в некий "мешок".
    В православии умирающий (умерший) проходит в сопровождении ангелов в определенное пространство, где его испытывают бесы. Это, похоже - "первое" небо
    апостола Павла (см. статью "Религия, наука и другие...").
    В индуизме одно из основных понятий: Пуруша - Наблюдающий, Следящий...
    Как во всем и всегда, между древними и современными представлениями есть различия. Но, есть и совпадения, видимо, не случайные: по данным Р.Моуди и других реаниматологов, "тоннель" видит не каждый, переживший клиническую смерть. Однако, и те, и другие представления объединяет то, что умирающий обязательно проходит через некоторую промежуточную зону (Шри Ауробиндо). Ее называют "тоннель", "коридор", "пещера" и пр. У меня нет уверенности, что речь идет об одних и тех же событиях. Более того, я думаю, что "тоннель" Р.Моуди и "пещера" в Египетской книге мертвых - разные пространственные протяженности. "Тоннель", по существу, пуст. Только в конце его могут встретиться "родственники" и существо-свет. В "пещере" же обитают чудовища. То же самое мы находим в православии - пространство, где умерший проходит мытарства, населено бесами...
    Вопрос в другом - все ли умершие сохраняют живое сознание? Например, Г.Гурджиев считал, что не все.
    Если умерший в Египетской книге мертвых благополучно миновал чудовищ, то ему предстоит выдержать самое важное испытание - суд одного из главных богов египетского пантеона. Суд вершит Осирис - бог погибающий и воскресающий. На весах взвешивается сердце умершего (Совесть). Чаши в равновесии - умерший отправляется жить в древнеегипетский рай (Иару). Перетянет чаша с пером (Правда)- его тут же сжирает чудовище Амат. Нужно ли считать, что грешники умирают окончательно в понимании древних египтян? Наверное, да.
    О суде над умершими людьми говорят зороастризм, христианство, ислам, иудаизм. Справедливость должна торжествовать, если не в этом мире, то - в загробном...
    Итак, видения умерших родственников, света или светящегося существа, божеств характерны для умирания в разных условиях. Не обязательно, чтобы они происходили всегда, но - во многих случаях. Видения полета в пустом "тоннеле" вызываются реанимационными мероприятиями.
    По данным Р.Моуди, перед глазами ряда пациентов, переживших клиническую смерть, как бы пробегают кадры их жизни... Перед внутренним взором некоторых умирающих открываются панорамы прекрасных пейзажей. Они "ощущают" себя летящими над землей... Где то здесь или чуть дальше находится точка "невозврата". Иногда умирающие видят, что они переплывают реку в лодке. Очевидно, если они достигают противоположного берега - они умирают (Помните, в древнегреческой мифологии: Стикс, Харон?)...
    Согласно русским народным поверьям, которые становятся известны от деревенских стариков и старушек, умершие сразу после смерти преодолевают на "том свете" определенный путь, проходят по мосту. Белые тапочки, по поводу которых в советское время ходило немало грубоватых шуток, символизируют чистоту; без нее в загробном мире умерший обречен... В исламе тоже существуют представления о мосте. Он тонок как волос. Только праведно живший человек может пройти по нему и не упасть в протекающую внизу огненную реку...
    Позже, в сборнике "Жизнь после жизни", Р.Моуди сообщил в своей статье о том, что отдельные пациенты видели "города, залитые светом". Значение этих видений непонятно... Я рассказываю о них потому, что перед Матерью тоже открывались "светящиеся города" при переходе ее сознания на другой "регистр"... Могу предположить, что и Мать, и пациенты Р.Моуди наблюдали картину будущего человеческой цивилизации... Подобная мысль появляется и тогда, когда возникают мимолетные ассоциации с содержанием некоторых строк "Откровения Иоанна Богослова": придет время, и "Небесный Иерусалим" воцарится на Земле, и не будет ночи, и всегда будет светло... Но, это только предположения, ассоциации...
    Умершие проходят испытания злыми силами. Видения цветного света и божеств в Тибетской книге мертвых - тоже испытание, смысл которого знали посвященные. Пациенты Р.Моуди, других реаниматологов, естественно, не дошли до стадии испытаний умерших. Точка "невозврата" в древних руководствах по умиранию и в современных религиях, а также, конечно, у реаниматологов, не определена.
    Суд и определение судьбы умершего, в зависимости от содеянного в жизни, относится уже к умозрительным построениям в ближневосточных культах и религиях. В индуизме и буддизме ту же роль выполняет карма.
    При встрече со светящимся существом может начаться просмотр "фильма" жизни, сопровождающийся крайним обострением угрызений совести, сожаления о сделанном и упущенных возможностях, раскаянием. Неужели, последовательность событий здесь (в т.ч. при проведении реанимации) меняется настолько, что присутствие и вопросы светящегося существа и означают Суд ( в православии - Малый суд)? А ведь, в привычных представлениях он должен происходить вслед за испытаниями злом и в иной пространственной протяженности (в ВшОС).

    Некоторые выводы

    Медицинские специалисты (главным образом, советские, теперь - российские) считали и считают, что все, описанное Р.Моуди и его коллегами, является следствием гибели мозга...
    Как бы там ни было, обобщенный взгляд на процесс умирания в видениях человека, переходящий в смерть, включая состояние после смерти, имеет, по моему мнению, четыре стадии (в современных условиях):
    1. Полет в пустом "тоннеле" (только под воздействием реанимационных процедур).
    2. Встреча с "родственниками", существом света, божествами. Просмотр "фильма" жизни. Панорамы. Река. Точка "невозврата".
    3. Испытания злом.
    4. Суд (только в ближневосточной традиции) - умозрительная часть посмертного существования.
    О процессе умирания человека мы можем судить, в частности, по видениям, о которых тем или иным образом мы узнаем. Это - субъективная сторона умирания.
    Если человек умирает без участия современной медицины, он проходит три стадии (со 2-й по 4-ю). Реанимационная терапия продлевает процесс умирания, но, также, дает умирающему шанс выжить.
    Мы исходим из того, что все, что сопровождает жизнь человека в его ощущениях, чувствах, мыслях проходит оформление в его сознании. Нам ничего не известно из того, что может происходить вне нашего сознания и что не было бы с ним связано. Абсолютно все проникает в нашу жизнь через сознание. И что это означает? Все здесь зависит от того, что мы понимаем под словом "сознание". А раз так, и сознание продолжает жить по древним и современным представлениям людей, то и все, что видит умирающий, является "продуктом" его сознания.
    Необходимое пояснение. Не следует, по моему, думать, что мир сознания менее реален, чем физический мир. Такое понимание - следствие позиции строгого материализма.

    Сознание: структура и активные центры

    "Белых пятен" в знаниях о посмертном существовании у нас, практически, не убавилось. Мы лишь прояснили отдельные моменты и участки в процессе умирания и в послесмертном состоянии в пределах известных нам данных. Продолжим исследование, теперь, некоторых других проблем, но - в прежнем методологическом ключе.
    Видения умирающих и сны живущих, очевидно, инициируются нашим сознанием в его собственных глубинах.
    Более всего нас волнует: действительно ли человек (его сознание) живет после физической смерти? На этот вопрос практически невозможно ответить, рассматривая сознание как целостное, одномерное по качеству, явление. Может, лучше сначала выделить в нем какие то структурные элементы, активные зоны и т.д.?
    Я вижу достаточно оснований, чтобы выделить в сознании несколько областей и частей:
    1) Внутреннюю область сознания (ВОС) и
    2) Внешнюю область сознания (ВшОС).
    3) Сознательную часть нашего сознания (СЧ) и
    4) его Бессознательную часть (БЧ).
    1. В самой ВОС в качестве наиболее активных факторов могут быть
    обозначены:
    Память - главный источник видений ВОС.
    "Сборщик" - творческий центр, ответственный за появление видений в ВОС.
    Воображение - помощник в сборке видений ВОС.
    Душа - как будто бы близкая, но, в то же время, загадочная и неизвестная нам духовная субстанция, определяющая, согласно традиции, сущность человека. Она, по религиозным представлениям, создается Богом, и содержит Его частицу (Божью искру), а потому - является бессмертной; Душа продолжает жить после физической смерти.
    Пуруша - (из индуизма) предположительно еще один, но, вероятно, лишь потенциально, бессмертный субъект человеческого сознания, изначально (по рождению) присутствующий, подобно Душе, в ВОС при жизни человека в его бессознательной части (БЧ).
    А, если учесть, что данное явление, возможно, есть результат какой то формы объемного зрения, то, может оказаться, что никакого Пуруши нет вовсе...
    Однако, Пуруша - нечто большее, чем известная нам визуализация... Явление духовности, аналогичное Пуруше, известно и суфиям.
    Наконец, еще один, третий, субъект нашего сознания, предположительно, конечно. Он обеспечивает человеку "ясновидение". Имеют ли Пуруша или Душа какое-либо отношение к ясновидению, автору, на основе имеющихся материалов, установить не удалось...

    Сознательная часть
    ВОС ВшОС
    ВОС ВшОС
    Бессознательная часть

    2. К ВшОС мы отнесем все явления человеческого сознания, которые нам неизвестны и которые существуют независимо от нас (гипотетически). Это духовное пространство - бесконечный и пугающий континуум; там живет Бог, обитают светлые и темные духи-существа и т.д.
    В принципе ВОС человека свободна от явлений, которые связываются с деятельностью духовных существ. В исключительных случаях (у духовных людей и святых) в нее проникает божественный Дух (сознание), но, нередко, в людях поселяются враждебные духи-силы, и тогда говорят об одержимости.
    "Пещера" Египетской книги мертвых, в отличие от "тоннеля" реаниматологов, вероятнее всего, находится в ВшОС.
    Окончательное умирание не обязательно должно быть связано с выходом из ВОС во ВшОС. Но, какое то значение для умирания этот выход, очевидно, имеет.
    Сознание в соответствии с современными представлениями (околонаучными; наука ничего путного здесь сказать не может) представляет собой такую же бесконечную протяженность, как и физический Космос, наша Вселенная.
    3,4. Видения, сны людей - результат "деятельности" некоего сборщика, конструирующего их из материала человеческой памяти с помощью воображения. Память уходит глубоко в бессознательное. В сознании границ, в т.ч. между индивидуальным и коллективным, нет. Бессознательная часть в каждом человеке пользуется неисчерпаемым резервом общечеловеческого бессознательного, его образами и механизмами организации...
    Предположительно, коллективное бессознательное располагается не только в ВОС, но и в ВшОС.
     
Загрузка...