Вернуть воспитание в школах России

Тема в разделе "Философия и общество", создана пользователем Ноколай Мигашкин, 28 фев 2016.

  1. Ноколай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    31
    Регистрация:
    11.03.15
    Сообщения:
    311
    Симпатии:
    21
    Последствия отсутствия воспитательной работы в школе.

    В середине декабря 2015 года на межрегиональном форуме ОНФ в Ставрополе директор школы обратилась к Путину В. В. с просьбой вернуть воспитательную работу в школу. Президент не ответил, то есть он санкционировал ее отсутствие в школе. И не только. Из поликлиник исчезли отделы медпрофилактики, которые занимались воспитанием здорового образа жизни. Несколько лет я сотрудничал с ними в качестве волонтера и проводил беседы в школах по профилактике наркомании. Бизнесмены вынуждены тратить большие деньги на формирование лояльности к фирме и руководству.

    Отсутствие этой работы в школах создало неконтролируемые сообщества по разным интересам, которые ведут уже свою воспитательную работу:

    - у школьников могут регулярно отбирать деньги, вещи и издеваться над ними. Он или она не будет сообщать об этих фактах родителям даже, если изнасилуют;

    - школьники могут бесконтрольно не посещать учебные занятия. Родителей об этом ставят в известность по итогам какого-то периода обучения. У меня были случаи, когда проводил занятия вместо какого-то учителя, а на занятиях было всего 4-ре ученика. Остальные на территории соседнего детского сада курили травку и пили пиво;

    - тренеры просили обучить методам работы с лидерами, которые в секции организовывали отношения типа «дедовщины» в армии;

    - однажды присутствовал на выездном заседании комиссии по делам несовершеннолетних, где обсуждали местного лидера. Зауч школы сообщила, что в ее присутствии, ученик из состоятельной семьи, заплатил в школьном буфете сумму, равную трети ее заработной платы, чтобы угостить этого подростка и его друзей. На что этот лидер ответил, что тот ученик делал это по доброй воле и члены комиссии могут об этом его спросить;

    - однажды занимался с девятиклассником, который после длительной болезни стал хуже учиться и попал под влияние ребят криминальными наклонностями. Оказывается к ним еженедельно приезжал на «мерсе» дедок с 26-тью годами отсидки и занимался с ними воспитанием. Мне пришлось не только переучивать ходить и говорить, но и обучать бесконфликтному выходу из группы - вход в нее рубль, а выход три»

    Это вкратце, только некоторые факты из личного опыта как организуется воспитательная работа в разных сообществах. Есть понятие латентной преступности – мы видим только верхушку айсберга.

    Как в России понимают «воспитательная работа».

    Воспитание в российской науке не рассматривается на уровне понятия и смыслового содержания. Оно определяется как термин (как и все другие базовые знания, которые даются в школе и ВУЗе) – по наличию признаков. Например, «в широком социальном смыслевоспитание— это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим». Старшими могут быть и лица из криминальных структур, каких-то сект и пр.

    Такой способ определения содержания терминов не является критериальным. Если кто-то из родителей попробует обвинить учителей, в то что они не занимаются воспитанием, то он услышит в ответ большой перечень воспитующих воздействий. И конечно обвинения в свой адрес, что он хуже животного, так как все звери занимаются воспитанием своего потом

    Смысловое содержание понятия «воспитание»

    Понятие воспитание относится к основным категориям этики, где получает свое осмысленное содержание. Например, в своей теории этике Г. Гегель доказывал, что И. Христос хотел восстановить человека в его
    целостности, прежде всего вывести его из противоречия между уважением к долгу и склонностями. Уважение к долгу воспитывается, а ошибочно приобретенные склонности, не соответствующие долгу, оцениваются как греховные. Человека необходимо научить преодолевать их в своем самосовершенствовании.

    Воспитание в обучении на ресурсах долговременной памяти

    Обучение через «знания-умения-навык» предполагает воспитывающее развитие умений. Один и тот же простой арифметический пример может быть изложен в различных комбинациях смысл его решения может быть раскрыт через умения ориентироваться в них. Эти умения развиваются и в более сложных обстоятельствах тематического обучения и поведения, как способности принимать решения на уровне постижения смысла. Уровень понимания обстоятельств будет свидетельствовать об уровне воспитанности, образованности и грамотности.

    Поскольку все обучение в школах и ВУЗах переведено на ресурсы кртковременной памяти, которая фиксирует однозначные соответствия, то любой его нарушение вызовет форс-мажорную ситуацию. Любой человек в этих обстоятельствах нервничает и совершает нелогичные действия

    Воспитание образованности.

    Любое обучение предполагает взаимосвязь «образования – воспитания – профессионализма». Только в этом случае реализуется тождество между мыслями, действиями с учетом имеющихся обстоятельств. Для достижения понимания любое организационное решение должно содержать следующие взаимосвязанные этапы мыслительного процесса:

    - «А» Можно перечислять ЧТО обещает сделать и какие результаты будут. Но если ограничиться этим уровне , то остаемся на способах ПИАРной пустопорожней самопрезентации. Перечисление знаний при отсутствии планов и способа контроля делает работу декларативной;

    -«В», Можно начать доказывать КАК будут достигаться положительные результаты. Это уровень планов, сценариев действия. Но если остановимся только на этом этапе, то нас будут воспринимать как прожектера, имитатора новаций. Без знаний о результатах и контроля за качественное исполнение человека будут воспринимать как болтуна;

    - «С», Можно начать с критики и рассказать КАКИМ СПОСОБОМ будем контролировать, какие технические средства и способы контроля привлекать. Но без организовации достижения результатов в соответствии с планами будут воспринимать как критикана, человека паразитирующего на недостатках. Слишком большое рвение и стремление установить тотальный контроль развивает бюрократизацию.

    Если кто-то начинает перечислять признаки А, В, С без их взаимосвязи, то пред вами необразованный человек.

    Воспитание нормативности сознания.

    Естественно-природную нормативность сознания, как целостного образования, формирует взаимосвязь норм «морали – нравственности – права». Эта взаимосвязь определяет содержание интуиции. У всех она различна. При отдельном их рассмотрении, как терминов, мы можем утонуть в перечислении признаков. Это самый сложный вид воспитания, поскольку нормативность нельзя «лизнуть», потрогать. Понимание ее открывается умозрительно.

    Нормы морали, нравственности и права имеют одинаковую внутреннюю структуру. И потому интуитивно каждый человек совершает моральные, нравственные и в соответствии с нормами права поступки. Более подробно эти закономерности описаны в книге Мигашкин Н. В. «Формирование гражданского сознания на основе законов этики»

    Как организовывалось воспитание в школах СССР.

    Именно благодаря воспитанию образование в СССР считалось лучшим в мире. Оно осуществлялось через различные педагогические опыты учителей и коллективов школ, использовании возможностей дидактики для организации личностно ориентированного обучения. Учитель знал и родителей, с тем чтобы использовать их опыт в позитивном влиянии на других учеников. Меня всегда восхищал их профессионализм в умении давать каждому позитивную оценку с учетом их способностей.

    Были и трудные дети, закоренелые троечники. Порой казалось, что «У семи нянек дитя без глазу». Но статистика показывала, что именно троечники чаще становились первыми руководителями – так они возвращали долги по более интенсивной воспитательной работе с ними

    Резюме. Эффективная воспитательная работа должна иметь свою инфраструктуру с ясными и прозрачными целями в осуществлении. Идеология здоровья россиян и патриотизма есть результат работы этой инфраструктуры.

    Н.В. Мигашкин
     
    Villon нравится это.
  2. КВА

    КВА
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    176
    Регистрация:
    16.03.08
    Сообщения:
    1.526
    Симпатии:
    158
    "Нормативность сознания как целостное образование" возникает на базе философии человека, когда человек понимается как элемент социума, находящийся в постоянном взаимодействии с другими людьми по обеспечению совместной жизни. И философия человека должна содержать в себе основные принципы организации общественной жизни как социального движения возникающего под действием разности информационных потенциалов образующейся между отдельными людьми, группами, слоями, нациями. Эти принципы должны включать в себя как описание поведения сотрудничества с признанием самостоятельности субъектов отношений, так и описание поведения конкуренции с акцентом на недопустимости "недобросовестной конкуренции". Тогда философия человека, которая во многом уже разработана выдающимися философами, поможет выяснить нравственные основания регуляторов поведения людей и их взаимодействие с регуляторами в виде законности.
    Это очень сложная общественная задача для педагогов -- приобщить их к философии. Но стремиться к постановке такой задачи перед обществом просто необходимо для обеспечения жизнеспособности общества уже на ближайшее будущее.
    Поддерживаю автора темы двумя руками.
     
  3. Villon

    Villon
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    03.02.16
    Сообщения:
    84
    Симпатии:
    17
    --- Добавлено, 28 фев 2016 ---
    Кого приобщить?
     
  4. КВА

    КВА
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    176
    Регистрация:
    16.03.08
    Сообщения:
    1.526
    Симпатии:
    158
    Педагогов.Сначала; а уж они как-нибудь передадут, может быть, свое видение и своим подопечным.
     
  5. Ноколай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    31
    Регистрация:
    11.03.15
    Сообщения:
    311
    Симпатии:
    21
    Вот мнение Герасимова Владимира с другого форума
    "А может, не надо? Кто воспитывать-то будет? Настоящих воспитателей, воспитанных настоящими воспитателями, в школе осталось очень мало и с каждым днём становится всё меньше и меньше по причине естественного убывания. А новые младовоспитатели чему научить смогут? Их самих воспитывать надо.
    Как бы ещё хуже не вышло...""
     
    Дарий нравится это.
  6. Villon

    Villon
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    03.02.16
    Сообщения:
    84
    Симпатии:
    17
    А философов кто будет приобщать к теории воспитания?
     
  7. КВА

    КВА
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    176
    Регистрация:
    16.03.08
    Сообщения:
    1.526
    Симпатии:
    158
    "Врачу исцелися сам". Философы сами себя воспитают, когда к тому сложатся условия. Пока философия латентна. А когда общество забурлит, то и философия станет востребованной.
     
  8. Villon

    Villon
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    03.02.16
    Сообщения:
    84
    Симпатии:
    17
    А Вам не кажется, что подобно тому, как философы воспитают себя, "когда к тому сложатся условия", таким же образом и люди воспитают сами себя, когда сложатся для этого условия?
     
  9. КВА

    КВА
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    176
    Регистрация:
    16.03.08
    Сообщения:
    1.526
    Симпатии:
    158
    А что ж, философы не люди что ли? Философы это всего лишь один из уровней управления обществом, правда высший (по уровню, а не по значимости); а есть еще здравый смысл -- это самый "приземленный" (корневой); все уровни взаимодействуют и влияют друг на друга (Вернадский еще об этом говорил).
     
  10. Villon

    Villon
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    19
    Регистрация:
    03.02.16
    Сообщения:
    84
    Симпатии:
    17
    Если философы люди, то почему им можно воспитывать других, а другим нельзя их воспитывать?
     
  11. КВА

    КВА
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    176
    Регистрация:
    16.03.08
    Сообщения:
    1.526
    Симпатии:
    158
    Насчет "воспитания" это Вы переборщили". Взаимовлияние и взаимообусловленность философии и здравого смысла это тонкий и сложный процесс, не укладывающийся в понятие "воспитание", когда представляется наличие "ментора" и "ученика". "Ментор" и "ученик" это для ограниченной и формализованной структуры "школы", а для социального "бытия" сложный и взаимоуважительный процесс взаимодействия.
     
  12. Ноколай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    31
    Регистрация:
    11.03.15
    Сообщения:
    311
    Симпатии:
    21
    Оказывается и Минобром разработана Концепция развития воспитания в РФ. Она подписана и действует с 1.07.2015 года. Ее можно посмотреть здесь. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html Только вот беда в Концепции все декларативно прописано без технологий, ответственных лиц и конечно без сущности воспитания. Воспитание в ней раскрывается как термин! Тогда для чего Концепция? Это дополнительная «палочка для бития» учителей и способ требования дополнительной отчетности. Граждане России нами управляют неумехи, либо грамотные вредители!
    Может пора философам проснуться?
     
    Villon нравится это.
  13. sn62

    sn62
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    143
    Регистрация:
    21.10.10
    Сообщения:
    7.143
    Симпатии:
    126
    Читать тему дураков, не стану - скучно.

    Школа дураков - даёт знание, школа разума - учит, знанием пользоваться.

    Вы все, без исключений , научены дури, отсюда и умные, обладающие мнимым знанием- дурью. Дурь ведь только на почве ума, процветает.
    Даже читать нет смысла, потому как как те попугаи , только повторяетесь и повторяете то, чему вас дураков, научили.

    . Власть - от Бога. Ржу не могу , а вы дураки с ентим не согласны. Ну собственно по ентому и дураки.

    Бог лишает разума тех, кто ему противоречит.:)
    Ах да забыл, ну и навязывает свою власть, в форме государственности, или религиозной веры, кстати тоже. Скучно с дураками и весело , до слёз. Блин, вот только поговорить, не с кем.
     
    #13 sn62, 29 фев 2016
    Последнее редактирование: 29 фев 2016
  14. АнтиИнсайдер

    АнтиИнсайдер
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    17
    Регистрация:
    22.02.16
    Сообщения:
    103
    Симпатии:
    16
    А зачем вы его оттуда убирали?
     
  15. А.Б.В.

    А.Б.В.
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    1.187
    Регистрация:
    11.06.15
    Сообщения:
    5.030
    Симпатии:
    1.019
    Остальным, можно спать ?:)
     
    #15 А.Б.В., 29 фев 2016
    Последнее редактирование: 29 фев 2016
  16. Дарий

    Дарий
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    230
    Регистрация:
    12.11.15
    Сообщения:
    1.046
    Симпатии:
    195
    Справедливое замечание.Что есть процесс образования? Образование = Обучение + Воспитание. В 90-е множество проблем не могли не отразиться на системе образования. Как результат - упадок системы воспитания как следствие общесистемного кризиса государства. Теперь вопрос в другом. Воспитание гражданина должно отталкиваться от четкой, разделяемой большинством населения и поддерживаемой обществом идеологии. По Конституции ни одна идеология не может быть доминирующей. Концепция т.н. "духовных скреп" призвана ликвидировать этот пробел без изменения Основного закона. Но, как в стране, где понятие СВОБОДЫ за последние 25 лет настолько извратилось, что имеет доминирующее понимание свободы ОТ, а не свободы ДЛЯ, можно вообще рассуждать о каких-либо скрепах? Когда каждый второй "идеолог", как Мюнхгаузен, известен не тем, что летал на ядре, а тем, что не врет?
     
  17. Ноколай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    31
    Регистрация:
    11.03.15
    Сообщения:
    311
    Симпатии:
    21
    Вы правы сейчас время технологий воздействия на людей через рекламу, пиар, какие-то псевдозаботливые и спасающие учения. Мир, в котором правят мнения неустойчив. Руководители меняются, а Россия нравственные устои семьи остаются.
    Однажды я беседовал с советником, который работал в Афганистане. Он говорил, что самое трудное было доказывать какой ты воспитанный. Любое совещание имело предварительную часовую беседу. Моджахед, под общее кивание других, рассказывал как он конкретно проявляет заботу о семье, селянах, как планирует свое хозяйство, как справедливо управляет им. Потом очередь наступала советника, а у того только квартира, двое детей, "Москвич" в гараже, да кооперативный сад. В пять минут уложишься. Вся советская идеология там не работает. Если не докажешь, что заботливый и хозяйственный семьянин, в коллективе проявляешь нравственную принципиальность, то уважать не будут и переговоры прекратятся.
    Очень много двуличия было в советское время. Нормой считалось одно для кулуаров, а другое для народа. Сейчас совсем нет нравственных ориентиров. О них боятся говорить или читают по бумажке.
     
  18. fred

    fred
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    262
    Регистрация:
    19.05.09
    Сообщения:
    6.736
    Симпатии:
    219
    Воспитание вернется в школы, когда будет установлена новая идеология\религия. Тогда же и церковь будет отделена от государства и школа от церкви. Как было в 18 году.
     
  19. Ноколай Мигашкин

    Известная личность

    Репутация:
    31
    Регистрация:
    11.03.15
    Сообщения:
    311
    Симпатии:
    21
    Нет Фред. Никто и с родителей эту обязанность не снимал. Сейчас речь идет об отсутствии концепции воспитания и ее использовании в обществе. Более того представление о воспитании формируется как о термине, то есть через перечисление признаков должного. То есть сводится к морализированию. И это продвигается Стратегией Правительства до 2025 года. Это безграмотно. Воспитание нельзя отрывать от процесса обучения и профессионализации.
    Оно включено в любой процесс деятельности, обучения и тренировки. Родители воспитывают детей не морализированием, а своим отношением к членам семьи, выполнении обязанностей и отношением к работе.

    Быть хорошим воспитателем это талант. Например секции по дзюдо есть в каждом городе. Но уникальная школа Хариса Юсупова, есть только в Челябинске. Почему? Я работал с людьми, которые прошли его школу.Для них качественное исполнение планов в деятельности с учетом обстоятельств стало принципом при выполнении любой работы и даже философией жизни.
     
    Villon и Дарий нравится это.
  20. анд

    анд
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    329
    Регистрация:
    08.01.10
    Сообщения:
    8.398
    Симпатии:
    236
    Что с воспитанием небывалые проблемы - это факт, и проблемы не обычного плана, кочующие из века в век, типа какая пошла молодёжь, старших не уважает и всё делает не так.
    Всегда были родители-воспитатели, передающие свой опыт детям, и дети, воспринимающие это воспитание с различными допусками, преломлениями, болезненно ощущаемыми как вечную проблему отцов и детей.
    Современная ситуация принципиально иная, просто отсутствие воспитателей.
    Эта проблема хорошо поднята в работе Гордона Ньюфелда "Не упускайте своих детей". http://coollib.net/b/235822/read#t1
    Это даже открытие.
    Ознакомившись с этой книгой, моё "естественно-нормативное понимание" сделало вывод - вот так, административным принятием самых лучших решений в сфере воспитания и образования - сделать ничего не получится.
    Получившееся нарушение воспитания - есть нарушение связи поколений, передачи накопленного опыта от старшим к младшим.
    И в основе такого нарушения - современные экономические реалии, сменившие привычный, многовековой образ жизни большими семьями на малые, где во достижение норм общества потребления приходится работать всем взрослым членам семьи, в результате чего дети "отвязываются" от взрослых и привязываются к ровесникам.
    По теории привязанности, человек нормально воспринимает воспитание, опыт и обучение от тех, к кому привязан. И "отвязанность" от родителей препятствует передаче культуры от поколения к поколению. Опыт начинает передаваться от детей к детям, то есть нет накопления и передачи культуры. Ньюфелд увидел в этом реальный крах цивилизации, и предложил местные приёмы защиты от таких последствий.
    Локальные способы защиты не могут изменить ситуацию в обществе в принципе. Всё упирается в смену экономической модели, то есть её кризис всеобщий
     
    Villon нравится это.
Загрузка...