Возникновение сознания

Тема в разделе "Философия и религия", создана пользователем Ziw, 6 апр 2005.

  1. Ziw

    Ziw
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    07.03.05
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Как могло появиться сознание, или хотя бы почему оно достигло столь высокой формы только у человека? Лично мне это абсолютно не понятно... Я, конечно, знаю, что этот вопрос еще не решен, поэтому и хочу услышать как можно больше различных версий (желательно основанных не на марксизме).
     
    #1 Ziw, 6 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  2. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    Это все, что Вам непонятно? (шутка)
    Жизнь, например, тоже непонятно как возникла.
    Вот Горяев П.П., биофизик, предположил, что геном может распространяться не только молекулярным путем, но и волновым, посредством например электро-магнитных волн (а может и каких-нибудь других).
    А чем сознание хуже? Может и оно, того...
    Загляните, коллега, в темку "Зачем мы". Там я пытаюсь разобраться с подобными вопросами.
     
    #2 Anonymous, 6 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  3. 86commando

    86commando
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    28.11.04
    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    2
    2 дилетант
    Насчёт появления жизни есть вполне обоснованная гипотеза. Конечно не люблю давать ссылки, но переписывать её Лень. Загляни в современные учебники биологии, возможно где-то в инете есть...

    Насчёт появления сознания - само по себе сознание появилось вследствии последовательного эволюционного развития мозга.Вобщем чем чётче ты опишешь что именно ты понимаешь под сознанием - тем чётче я смог обрисовать тебе механизм. Насчёт того почему именно у человека - потому что посредством той же эволюции человечество оказалось в интересном положении - когда человек слез с дерева (вследствии возможности прямохождения и временного спада активности наземных хищников) у него освободились руки, при этом они не успели атрофироваться. также к тому времени человек(человекообразная обезьяна) умел передавать информацию путём речевого-дактильного контакта (впринцыпе речью это назвать тяжело, но передача инфы была). Поэтому у человека была прекрасная возможность развить мозги, а следовательно и сознание.
    Вообще появление сознания далеко не случайно - интересная вещь - континенты разъехались (теорию дрейфа континентов знаешь?) ЗАДОЛГО ДО появления человекообразных обезьян, однако когда колумб приплыл в америку, он увидел там довольно развитую (разница 2-3 тысячи лет) цивилизацию ацтеков. Значит цивилизации развивались чётко параллельно.
    Блин, понаписал тут... читать же задолбает всех...
     
    #3 86commando, 6 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  4. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    86commando
    Ziw же просил не марксистко-сталинскую версию, а что- нибудь пореалистичней.

    Кстати, с незнакомцами предпочитаю на "Вы".

    И еще, если не затруднит, сошлитесь все таки на так хорошо известные Вам эксперименты, доказывающие версию сталинского академика Опарина возникновения жизни. А может есть что посовременнее, не побрезгуйте, и теорию, и экспериментальное её доказательство, плиз.

    "Насчёт появления сознания - само по себе сознание появилось вследствии последовательного эволюционного развития мозга".

    Вот с этого места поподробнее.

    В какой-такой момент появилось сознание?
    Когда количество нервных клеток превысило на 1 критическую величину, или может количество извилин выше спины?

    А что такое сознание вообще?

    Если вы согласны с мнением толкового словаря, как и со школьным учебником по биологии: "сознание - это высшая форма отражения действительности", тогда не сочтите за труд посните, что сие означает.

    А также:

    Что такое форма?

    Какие формы отражения действительности, кроме высшей, ещё существуют, и в чем они заключаются?

    Что такое действительность?

    Что такое отражение действительности?

    Какое степени точности отражения действительности должно быть, чтобы возникло сознание?

    А как Вы прокомментируете сознание буддийских монахов, замурованных на годы в пещерах и погруженных в самосозерцание, и не реагирующих на внешние раздражители? Есть ли у них сознание?

    Что продуцирует сознание? Если мозг, то какие неоспоримые экспериментальные доказательства Вы знаете?

    В каком возрасте у человека возникает сознание?

    А когда объясните всё по отдельности, ну в качестве одолжения, ответьте еще на вопросик: если воображение,фантазия - не действительность, то как человеку удается планировать свои действия, ведь без воображения того, чего ещё нет, это невозможно?
     
    #4 Anonymous, 6 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  5. Ziw

    Ziw
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    07.03.05
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Сознание - отображение действительности, преломленное через призму общественно выработанных речевых понятий, значений... или высшая форма психики (субъективное отражение объективной действительности) и плюс ряд ограничений, говорящих о том, что присутствуют труд и речь...
    Стадии развития психики:
    - элементарная сенсорная психика (восприятие отдельных свойств объектов окружающего мира)
    - перцептивная психика (восприятие некоторых объектов целиком)
    - интеллектуальная психика (восприятие целых ситуаций, т.е. объектов со связями между ними)
    Форма в данном случае - всего лишь вид, разновидность.
    Действительность и ее отражение - понятия, на мой взгляд, интуитивные, но можно и их определения поискать(хотя, мне кажется, это излишне и уведет тему в сторону).
    Остальные вопросы не по теме [сознание у буддистских монахов есть (главное, что было человеческое воспитание)]. А количество и глубина извилин не говорит об уровне развития человека, кроме крайнего случая сглаживания (наверное, при сравнении человека с какими-либо животными тоже (есть индекс Ра(о)гинского)).

    Передача информации посредством использования звука свойственна почти всем млекопитающим (но это не речь). И обезьяны оказывались/ются в описанной Вами ситуации, но сознательными существами они не стали, или их по крайней мере таковыми не считают. Проблема в том, что господствующая сейчас гипотеза гласит, что сознание порожденно общественными отношениями и трудом (но все это уже само требует хоть каких-то зачатков сознания).
     
    #5 Ziw, 7 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  6. 86commando

    86commando
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    28.11.04
    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    2
    2 дилетант
    Цитата А может есть что посовременнее, не побрезгуйте, и теорию, и экспериментальное её доказательство, плиз.

    А на ком должно строистя это экспериментальное доказщательство ? Ели на тебе - есть вполне лёгкий эксперимент. Напейся до бессознательного состояния, а когда придёшь В СОЗНАНИЕ, то поёмёшь что сознание может быть лишь продуктом мозга, ибо пока на мозги не воздействуешь, оно не меняется, а когда воздействуешь - меняется.
    :)

    Цитата Что продуцирует сознание? Если мозг, то какие неоспоримые экспериментальные доказательства Вы знаете?

    Хм... а у тебя есть прямой доступ к лабораториям, изучающим человеческий мозг, чтобы экспериментальные доказательства проверять ??

    На остальное ziw уже ответил...

    2 Ziw
    Цитата И обезьяны оказывались/ются в описанной Вами ситуации, но сознательными существами они не стали, или их по крайней мере таковыми не считают.
    У обезьян есть несколько плохих особенностей - менее трудоспособные конечности (они не могут достать большим пальцем до всех остальных. От этого производительность ручного труда снижается во много раз), более "тормознутая" система восприятия и идентификации объектов, менее развитая система мимики-жестов-голоса и тд. По отдельности ни одна из этих причин помешать не может, однако все вместе они создают барьер для обезьян, который мешает им мгновенно стать людьми.
     
    #6 86commando, 7 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  7. Ziw

    Ziw
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    07.03.05
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Во-первых, нельзя четко представить облик человека того времени, скорее всего, он тоже был не очень склонен к разговорам, да и реагировал только на что-то имеющее для него конкретный биологический смысл... Также не уверен, что у него были такие уж существенные предпосылки к такому труду (в этом-то и проблема - тогда человек был таким, как требовали того внешние условия, а с появлением сознания деятельность стала такой, как удобно и нужно человеку)... Т.е., вынужден повториться, труд - результат сознания, а не причина (то чем занимаются муравьи, пчелы, стада павианов трудом не является, но нельзя отрицать, что труд может принимать и несколько другие формы, чем человеческий).
    Во-вторых, хотелось бы услышать еще хоть какие-то реалистичные теории.
     
    #7 Ziw, 7 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  8. 86commando

    86commando
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    28.11.04
    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    2
    2 ziw
    Цитата ... Также не уверен, что у него были такие уж существенные предпосылки к такому труду (в этом-то и проблема - тогда человек был таким, как требовали того внешние условия, а с появлением сознания деятельность стала такой, как удобно и нужно человеку)...
    Не... предпосылки то как раз были - встал на задние лапы(ноги) - руки остались свободными, делать нечего , приходится их чем-то занимать.(конечно звучит както тупо, но так оно и есть).

    Цитата Во-вторых, хотелось бы услышать еще хоть какие-то реалистичные теории.
    Ну... есть одна очень "реалистичная" теория относительно того что на землю людей закинули инопланетяне(или то что сами люди таковыми являются). Но это смешно. Серьёзных теорий (научных) я на данный момент не видел.
     
    #8 86commando, 7 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  9. Ziw

    Ziw
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    07.03.05
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Да звучит по меньшей мере странно и нет безусловных доказательств правоты этой версии, а даже если б и были, то не вытекает из подобных предпосылок сознание...
     
    #9 Ziw, 9 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  10. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    "Сознание - отображение действительности, преломленное через призму общественно выработанных речевых понятий, значений... или высшая форма психики (субъективное отражение объективной действительности) и плюс ряд ограничений, говорящих о том, что присутствуют труд и речь..."

    Не кажется ли Вам коллега, что как и все другие это определение весьма сомнительного качества?
    Например: "призма речевых понятий":spiteful: Что такое призма? А что глухо-немым Вы отказываете в сознании?

    "Проблема в том, что господствующая сейчас гипотеза гласит, что сознание порожденно общественными отношениями и трудом (но все это уже само требует хоть каких-то зачатков сознания)".

    Вот замечанием в скобках, как мне кажется, Вы приближаетесь к правдоподобной гипотезе.
    В самом деле, вспомните описания детей-маугли, сколько над ними потом ни бились, а адекватности обыденному сознанию у них не возникло, хотя и определенная степень сообразительности у них была.

    Как мне показалось, из Вашего замечания следует, что у Вас нет возражений, против того, что младенец уже обладает от рождения зачатками сознания. Откуда они берутся? На молекулярном уровне? Сомнительно. Ведь есть опыты, указывающие, что плод и мать видят одни и те же сны. Значит, какая-то часть зачатков сознания приходят через мать, хотя, если я правильно помню, нервная система у них не объединена. Следовательно, есть какие-то другие способы передачи того, что мы называем сознанием. И в дальнейшем после рождения - чем меньше младенец общается, даже на невербальном уровне, с людьми (как в случае с маугли), тем проблематичнее у него с сознанием.

    А освоение детьми языка - тоже, если вдуматься, сродни гениальным открытиям, если предполагать, что нет каких-то дополнительных каналов.

    Кстати о гениальности, а каким образом проникают в головы гениев гениальные идеи?

    Хорошо давайте попроще вопрос. Вот я иду с рамками по полю в поисках водной жилы, да так,чтобы она была не мельче 7 метров от поверхности земли. Мне безразличны результаты, я задал рамкам скрестяиться только тогда, когда водная жила будет на глубине ровно 7 метров, как я эти 7 метров представляю. Я мысленно вижу себя идущим по дну траншеи глубиной 7 метров. Вот рамки скрестились. Ставлю вешку иду дальше и т.д. Уже многократно проверено, что такие простенькие задачки биолокация решает легко.
    Рамки крутятся в руках оператора не сами по себе, а потому, что его руки совершают микродвижения. По сути рамки опытным операторам не слишком то нужны, они способны идентифицировать свои внутренние ощущения и так, правда с меньшей точностью.
    Вопрос: откуда берутся сведения о воде (золоте, железе, угле, минах, перекопах земли, трубах, патогенных зонах и др) у оператора? Что посредством "призмы речевых понятий"?

    Лично мне представляется, что наш мир голографичен настолько, что каждый объект в зависимости от степени самоорганизации содержит в себе более или менее подробный каталог "вселенской базы данных"(ВБД).

    Общение, взаимодействие с внешними объектами стимулирует рассматриваемый объект углубляться в отдельные разделы ВБД для получения ответов, на вопросы, которые у него возникают в процессе общения, и кои он принимает за свои мысли.

    Часть полученной информации рассматриваемый объект сохраняет у себя в оперативной памяти, об оставшейся части он оставляет у себя в памяти ссылку для быстрого доступа в ВБД.

    В случае получения объектом нетривиальных выводов (достижения новизны), он сам становится переферийным запоминающим устройством с прямым способом доступа ВБД.

    В случае, если объекту до его смерти (распада, дезинтеграции) не удалось достичь новизны, эта смерть как переферийного устройства проходит практически незаметной для ВБД. Если же новизна достигнута, то голограмма объекта распределяется по всей ВБД.

    Таким образом, сознание - не индивидуальный продукт отдельного субъекта, а гомоморфный образ (отпечаток) ВБД той степени качества, на которую способен данный субъект.
     
    #10 Anonymous, 11 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  11. 86commando

    86commando
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    28.11.04
    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    2
    2 дилетант
    Ууу... и ты туда же... ну какая ВБД ?? Никакой ВБД не может существовать исключительно потому, что никто её не создавал(ибо никому это нафиг не надо), а сама она появиться не могла, ибо тогда она была бы размером со вселенную, а следовательно совпала бы с ней как две прямых, проходящих через общие 2 точки.
    Цитата И в дальнейшем после рождения - чем меньше младенец общается, даже на невербальном уровне, с людьми (как в случае с маугли), тем проблематичнее у него с сознанием.

    Вот простой пример - в природе простейшие законы - ветку надломило - ветка сломалась - ветка упала. Думать незачем. А в обществе законы намного сложнее, и это заставляет думать. Я не сомневаюсь, что ребёнок, находясь среди идентичным человеку роботам (которые могут и делают то же что и обычные люди) будет так же развит, как находись он в обществе.
    Цитата Вот я иду с рамками по полю в поисках водной жилы, да так,чтобы она была не мельче 7 метров от поверхности земли.
    Вот смотри - рамки нужно ставить в руки правильно, иначе ты никогда не найдёшь ими воду. А если правильно поставишь, то проходя над подземным водоёмом(где сила тяжести кстати из-за воды меняется) ускорение свободного падения меняется, что заставляет рамки двигаться. Если ты прошол мимо водоёма - рамки повернутся в одну сторону, следовательно не пересекутся. А если центр изменённой тяжести находится между ними - они сближаются и пересекаются. Вот. Также ищут и руды металлов. Можно даже подземный бункер так найти, главное уметь ПРАВИЛЬНО держать рамки.
     
    #11 86commando, 11 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  12. Ziw

    Ziw
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    07.03.05
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Призма - объемное геометрическое тело, две поверхности которого параллельны - смысл той фразы в том, что человек видит не мир, а его образ, который образуется, преломляясь через речевые понятия... Если до глухо-немого не донесли эти речевые понятия, то я отказываю ему в сознании, как и какому-нибудь Маугли (при условии отсутствия человеческого воспитания). Есть ли зачатки сознания у ребенка не знаю, вопрос в том, откуда бы им взяться у несознательного животного (про одинаковые сны у ребенка и матери - очень сомнительная информация).
    Что касается рамок, это не имеет отношения к сознанию, подобным "чутьем" обладают и бабочки и какие-нибудь сайгаки (только не всегда оно направлено на воду). Рассказывали нам когда-то про что-то похожее на ВБД на биологии, но какое эта, безусловно, любопытная гипотеза имеет отношение к сознанию?
     
    #12 Ziw, 11 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  13. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    Ziw
    "какое эта, безусловно, любопытная гипотеза имеет отношение к сознанию".

    А Вы подумайте. Я ведь для Вас рассказываю, не для 86commando: он со всеми на "ты", ему "нафиг не надо" вежливости и такта, ему нравится без спроса влезать в чью-то беседу со своими воспоминаниями о школьных уроках биологии...

    Мы с Вами можем только строить предположения, что относится к сознанию, а что нет.
    Перечисление свойств какого-либо явления не есть определение предмета (помните притчу про слепцов, один из которых обследовал слона со стороны хобота, а другой со стороны хвоста).

    Попробуйте указать, что в гипотезе о ВБД внешне не оправдано и внутренне противоречиво (по критерию Эйнштейна) в связи со всем теми свойствами сознания, о которых Вам известно.

    "Что касается рамок, это не имеет отношения к сознанию, подобным "чутьем" обладают и бабочки и какие-нибудь сайгаки"...

    А Вы попробуйте подставить в "призму общественно выработанных речевых понятий," еще и неречевые понятия, а в "общественный" круг давайте введем всех тех, кто способен на нетривиальные (в хорошем смысле слова) мысли, понятия, идеи..

    В самом деле, и у слепоглухонемых тоже есть сознание. А может Вы не видели фильм о тренировках слепых детей в езде на велосипеде в зале по заданному сложному маршруту? Как они его осознают, если никогда не то что ворот, в которые они проезжают, а света белого не видели?

    Точно также и оператор биолокации вводит в область своего сознания, образы некоторых понятий, проходящих мимо без отражения в оном, у других людей.
     
    #13 Anonymous, 11 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  14. 86commando

    86commando
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    28.11.04
    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    2
    2 дилетант
    Ладно уж... раз начал Цитата без спроса влезать в чью-то беседу (которая почемуто происходит на общем форуме, а не в почте, чтобы называться "чей-то беседой")... Дык вот - раз начал - продолжу...
    Цитата Попробуйте указать, что в гипотезе о ВБД внешне не оправдано и внутренне противоречиво (по критерию Эйнштейна) в связи со всем теми свойствами сознания, о которых Вам известно.

    Внутренне противоречиво - информация может существовать, только лишь будучи выраженной материей. А если эта самая ВБД материальна - вам стоит только показать на неё пальцем(в упор) и учёные сразу ринутся её изучать, а я признаю что ошибался и заткнусь. Пока же вы такого действия не произвели - продолжаю перечислять противоречивые моменты.
    Противоречиво то, что хоть и есть случаи, когда научные открытия совершались независимо на разных концах планеты, ВСЕГДА открытиям предшествуют месяцы(годы, десятилетия) упорнейших трудов и исследований. Если бы ВБД реально существовала - стоило бы пять минут поваляться на диване и ты бы знал всё о строении атомов, о теории относительности , о размножении бактерий и тп.
    Далее - если человеку не сказать, например, про теорию относительности - независимо от того, где бы он не находился, не получив этих знаний он не будет думать об этом, будет отрицать сам факт относительности времени, как многие иногда делают даже познав ОТО. А ведь если бы ВБД реально была - такие люди бы не появлялись.
     
    #14 86commando, 12 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  15. Ziw

    Ziw
    Expand Collapse
    Пользователь

    Репутация:
    0
    Регистрация:
    07.03.05
    Сообщения:
    17
    Симпатии:
    0
    Я все-таки считаю, что определение сознанию дано вполне корректно(оно определено напрямую, не через свойства)... И потому пора бы уж приступить к обсуждению изначального вопроса.
    Во-первых, по критерию Эйнштейна, что мотивирует возникновение данной гипотезы, на мой взгляд, еще недостаточно феноменов для опровержения бытующих теорий (другое дело, что они еще не доказаны, но ведь объясняют существующий порядок вещей и вполне приемлимо), во-вторых, эта гипотеза говорит о равной причастности всех живых существ к базе данных и никак не объясняет разные уровни психика у животных... или вы хотите сказать, что все твари имеют равные возможности, но разные потребности во всеобщей информации (это утверждение выглядит довольно нелепо). Хотелось бы узнать, какие еще пояснения определения сознания Вам необходимы, чтобы попытаться ответить на вопрос, как оно появилось?
     
    #15 Ziw, 12 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  16. 86commando

    86commando
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    2
    Регистрация:
    28.11.04
    Сообщения:
    190
    Симпатии:
    2
    2 Ziw
    Я уже достаточно ответил. Хоть мои гипотезы мало отличаются от общепринятых в научном мире - я ничего на пустом месте не придумываю и не додумываю. Я не создаю в своих гипотезах ничего нового. Конечно - на вопрос "почему бьёт молния ?" можно создать понятие бога и сказать "бьёт ибо бог так захотел". Но любой такой ответ "созданными" вещами приводит лишь к увеличению количества вопросов.
     
    #16 86commando, 12 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  17. Anonymous

    Anonymous
    Expand Collapse
    Guest

    Репутация:
    0
    Проблема возникновения сознания актуальна даже для догматического марксизма , кстати. Известно, диалектический материализм по существу невозможен. Диалектика предполагает единство противоположности, например единство материи и сознания. Однако признавая преимущество материи , уничтожается субстанциальность сознания. Кроме того, материализм не может объяснить как , собственно, произошел скачок от материального а сознанию, ведь сознание не есть тождество материи. Это побудило многих ученых пересмотреть взгляды на эволюцию материи. Так появились концепции Тейяра де Шардена, Бергсона и т.д., признающих изначальное сосуществование материи и сознания. Пока наука не доказала природу сознания, вопрос о его происхождении остается открытым
     
    #17 Anonymous, 29 апр 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  18. Котик

    Котик
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    02.05.05
    Сообщения:
    335
    Симпатии:
    5
    Снимаю шляпу перед г.Трахировой. Еще никому не удавалось так профессионально свернуть дискуссию. Уважаемая Enigma, непревзойденный мастер тонких маневров, и то бы так не смогла. 1:0 в пользу Трахировой.
     
    #18 Котик, 4 май 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  19. Boris

    Boris
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    94
    Регистрация:
    21.08.04
    Сообщения:
    9.471
    Симпатии:
    80
    Цитата (наталья Трахирова @ 29.4.2005, 19:32) Проблема возникновения сознания актуальна даже для догматического марксизма , кстати. Известно, диалектический материализм по существу невозможен. Диалектика предполагает единство противоположности, например единство материи и сознания. Однако признавая преимущество материи , уничтожается субстанциальность сознания. Кроме того, материализм не может объяснить как , собственно, произошел скачок от материального а сознанию, ведь сознание не есть тождество материи. Это побудило многих ученых пересмотреть взгляды на эволюцию материи. Так появились концепции Тейяра де Шардена, Бергсона и т.д., признающих изначальное сосуществование материи и сознания. Пока наука не доказала природу сознания, вопрос о его происхождении остается открытым
    I. Первое: ФОРМУЛЫ ЖИЗНИ и ЧЕЛОВЕКА

    ФОРМУЛА ЖИЗНИ (единственно возможная):
    · НАЧАЛО жизни (абиогенез) – спонтанное возникновение первичной единицы жизни из неживой материи
    · РАЗВИТИЕ жизни (эволюция) – совокупность всех существовавших и существующих единиц жизни, порожденных первичной единицей жизни способом “живое от живого”
    · КОНЕЦ жизни – гибель всех единиц жизни.

    ФОРМУЛА ЧЕЛОВЕКА (основная, единственно возможная):
    · НАЧАЛО человека – возникновение первого человека-обезьяны в результате спонтанного возникновения сознания у одной из прямоходящих обезьян.
    · РАЗВИТИЕ человека (эволюция) – совокупность всех существовавших и существующих единиц человечества, возникших под влиянием первого человека-обезьяны способом “сознание от сознания”.
    · КОНЕЦ человека – гибель всех людей.

    ФОРМУЛА ЧЕЛОВЕКА (дополнительная, единственно возможная):
    · ЖИВОЕ ОТ ЖИВОГО (функция природы) – для организма человека
    · СОЗНАНИЕ ОТ СОЗНАНИЯ (функция общества) – для сознания человека

    II. Второе: ЧЕЛОВЕК

    Человек – это природное существо по организму и неприродное (или внеприродное) существо по сознанию.
    Линия человека едина и непрерывна по организму (живое от живого) и по сознанию (сознание от сознания).

    Человек – это единство материального и духовного.
    Материальное – это организм человека, духовное – это сознание человека.

    Человек – это единство двух качественно разных (сущностных) постоянно действующих потенциалов (организм + сознание), с помощью которых он обеспечивает свою жизнь путем их совместного или по отдельности использования для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей
    1. Организм – материальный потенциал человека для жизни.
    2. Сознание – духовный потенциал человека для жизни.

    Человек – это совместный продукт природы и общества
    Природа создает организм, а общество превращает его в человека.
    Природа (генетика) создает материальную часть человека (организм), а общество -
    духовную часть (сознание).
    Природа (генетика) создает организм (совокупность анатомии, физиологии и психики), а общество (не бог) превращает его в человека.
    Природа может создать только материальную часть человека (организм), она не может
    создать духовную часть человека (сознание).
    Природа (генетика) не может создать человека.
    Природа создает организм способом “живое от живого”, а общество превращает его в
    человека способом “сознание от сознания”.
    Человек постоянно обладает своими материальным и духовным потенциалами и приводит их в действие для совершения разумных действий.
    Доли (соотношение участия) потенциалов в действиях человека различно в зависимости от вида деятельности и исторического и индивидуального развития.
    Отсутствие у организма духовного потенциала означает, что данный организм не человек.

    Человек – это мера всех вещей. «Я» - это точка отсчета и мера материальных и духовных потребностей.

    III. Третье: СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – это неврожденная (непередаваемая по наследству генетически) способность организма быть человеком, способность выполнять весь комплекс функций человека.

    СПОСОБНОСТЬ – это не субстанция, не форма, это характеристика организма такая же, как «маленький», «большой», «черный», «белый» и т. д. Характеристика (способность, цвет, масса, энергия, время, душа и т.д.) не может быть субстанцией и существовать сама по себе. Характеристика служит для отличия одной формы от другой.

    СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – это новое неврожденное, неприродное, исторически изменяемое общественно-индивидуальное свойство, возникшее спонтанно 5 – 7 млн. лет назад у одной из прямоходящих обезьян, которое превратило эту обезьяну в первого человека и тем самым проложило путь превращения новорожденного ребенка из животного организма в человека для каждого отдельного человека и для всего человечества в целом:

    СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – это неприродное духовное явление.
    Сознание человека – это неприродное (или внеприродное) явление.
    Сознание не является частью природы.
    Сознание – это не субстанция.
    Сознание – это нематериальная, духовная составляющая человека.
    Сознание – это не субстанция, а только свойство организма человека.
    Сознание – это только свойство и только организма человека.
    Сознание - это не анатомия, физиология, психика, не способность передвигаться и произносить звуки.
    Сознание - это не материальный биологический процесс (отражение, физиология или психика) и не результат этого процесса (биологические чувства, образы).
    Сознание не является продуктом материи (ни низкоорганизованной, ни высокоорганизованной).
    Сознание не является продуктом мозга.
    Сознание является продуктом только сознания.

    СОЗНАНИЕМ обладает только ЧЕЛОВЕК.
    Сознание можно сравнить с профессией. Профессия - это способность выполнять определенную работу. Профессия - это не процесс работы и не результат работы (деталь, продукт).

    Ни одно животное сознанием не обладает и не может обладать (у организма животного нет потенций стать человеком).
    Все данные о сознании животных – это фикция (условный рефлекс выдается за сознательное действие в результате неправильной интерпретации).

    СОЗНАНИЕ общественно по форме (по языку и знаниям, которые одни на всех) и индивидуально по содержанию (по индивидуальному усвоению языка, знаний и окружающей среды с помощью своего индивидуального организма, своих органов чувств).
    Все люди знают слова языка (формы), но каждый человек заполняет эти формы содержанием (образами конкретных предметов природы) индивидуально с помощью своих и чужих органов чувств. Например, каждый знает слово «улица» (форма), но в городе он знает только те улицы, которые видел сам, или про которые читал (использование органов чувств другого человека).

    СОЗНАНИЕ – это историческое общественно-индивидуальное явление и категория (наиболее общее понятие, понятие самого высокого уровня).
    Сознание не может быть ни чисто индивидуальным, ни чисто общественным.
    Сознание является продуктом общества в виде духовного потенциала конкретного индивида.
    Сознание не передается по наследству генетически (материально).

    Носителем сознания является конкретный человек (организм конкретного человека), конкретный индивид, но вырабатывается сознание у индивидуума под влиянием общества (под влиянием всех членов общества, с которыми данный человек сталкивается в процессе своей жизни, начиная с самого рождения: родители, друзья, учителя, преподаватели, коллеги по работе, авторы книг и статей и т. д.)

    IV. Четвертое: ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Сознание человека – это совокупность трех элементов:
    1. Самосознание (“Я” как противоположность “не-Я”)
    2. Язык (совокупность понятий и правил образования предложений) и знания
    3. Мышление (способность создавать мысли с использованием языка и логики)

    Самосознание “Я” существует только в сознании конкретного человека, оно не может существовать вне человека.

    Самосознание - это исходная точка для сравнений и мера материальных и духовных потребностей человека. Это ощущение, восприятие и понимание себя как "Я" в противоположность "Не-Я", т. е. в противоположность всей окружающей действительности. "Я" дальше не делится, а "Не-Я" делится на множество различных форм. «Не-Я» познается через «Я». Ребенку дают имя в первую очередь для того, чтобы он смог ощутить, почувствовать, понять и воспринимать себя как "Я", а не только для того, чтобы отличать его от других детей. Сознание не передается по наследству генетически, а вырабатывается у ребенка только под влиянием родителей и других людей через общение. Сознанием обладает только человек.

    Самосознание “Я”подразумевает осознание конкретным человеком в процессе своей жизни (ребенок, юноша, взрослый человек, пожилой человек) следующего:
    - себя (свой организм) как “Я” в противоположность “не-Я” (вся окружающая действительность, взаимодействующая с организмом данного человека)
    - себя как человека, как члена общества, как личности
    - своего положения в семье, коллективе, обществе
    - осознание своих материальных и духовных потребностей
    - своих возможностей и способностей
    - своих обязанностей в семье, коллективе, обществе
    - и др.

    ЯЗЫК и ЗНАНИЯ являются:
    - элементами сознания конкретного человека, с помощью которых человек мыслит и на основе которых действует
    - продуктом сознания общим для всех людей, который может существовать на различных носителях вне человека. Каждый человек, знающий данный конкретный язык и имеющий соответствующую подготовку, соответствующий уровень знаний может воспользоваться этим продуктом.

    Сознание (мышление), познание окружающего мира и себя НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ЯЗЫКА.

    ЯЗЫК – это один из трех элементов сознания, связь между человеком и природой, средство познания себя и мира, инструмент мышления, средство общения.
    Человек может познавать окружающую действительность только с помощью языка.
    Язык состоит из лексики, грамматики и других элементов.
    ЛЕКСИКА – это совокупность ПОНЯТИЙ, среди которых основными являются понятия о реально существовавших и существующих материальных формах, т.е. о предметах природы, которые являются частицами Вселенной и образуют все ее пространство (понятия-существительные).

    ЗНАНИЯ имеют различные уровни:
    - понятия языка (основа всех остальных знаний)
    - суждения
    - умозаключения
    - законы
    - теории
    - науки

    V. Пятое: ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА

    Человек не может (не способен) дать название каждому отдельному предмету, явлению, свойству, качеству, действию и т. д., поэтому для понимания предметов природы, их свойств и качеств, понимания всего мира и самого себя человек создает понятия о них (эквиваленты). Первое понятие “Я” (как противоположность, того, что ощущается как “Не-Я”) возникло спонтанно у обезьяны, превратившейся в первого человека. Затем первобытный человек начал создавать понятия о единичных предметах своей противоположности “Не-Я”. В процессе своего развития человек стал создавать обобщения (понятия о группе предметов) по определенному признаку.

    В качестве примера рассмотрим понятие “МЕБЕЛЬ”, которое включает в себя понятия “стол”, “стул”, “кровать”, “шкаф”, и т. д. Многопредметное понятие “мебель” является общим (материнским) для однопредметных (дочерних) понятий. Поэтому можно сказать, что мебель – это общее понятие для всех предметов мебели. “Стол” – это предмет с плоской верхней поверхностью, на которой можно разложить вещи. Все предметы, которые выполняют данную функцию, включаются в понятие “стол”. Понятие стол обозначает функцию только одного предмета.
    Понятие “мебель” относится к понятию дом, которое обозначает все дома. Предназначение дома – это создание условий для проживания человека. Дом состоит из квартир, которые имеют неподвижные капитальные стены. Для удобства проживания человек устанавливает в своей квартире мебель, которую можно передвигать, и которая является противоположностью неподвижных стен. Подвижность предметов мебели (mobile – подвижный), используемых в квартирах для удобства человека, как противоположность неподвижных стен, и была использована человеком для объединения этих предметов в одну группу и обозначения одним понятием “мебель”, т. е. для создания общего эквивалента (обобщения) для группы предметов.

    Понятие - это общественная форма знаний (общая для всех людей), которая наполняется индивидуальным содержанием (конкретными предметами природы) каждым человеком с помощью индивидуальных органов чувств (непосредственное восприятие) или через общение (опосредованное восприятие с помощью органов чувств других людей) путем чтения книг, просмотра телевизора, использования компьютера.

    Каждый человек знает слова «город», «улица», «остров», но конкретный человек знает только те города, улицы, острова, которые он видел сам (непосредственное восприятие), о которых он слышал от других людей, читал в книгах или видел по телевизору (опосредованное восприятие).

    Понятие – это идеальная (языковая) форма для познания окружающей действительности.

    Понятие – это языковой эквивалент или код (звуковой или письменный) предметов природы.

    Понятие можно сравнить с деньгами. Деньги – это всеобщий эквивалент товаров. Даешь рубль – получаешь машину. Говоришь слово (понятие) - имеешь в виду какой-либо предмет природы.

    Знания в виде понятий языка имеют общественную (общую для всех людей) форму (смысл понятий языка) и индивидуальное содержание (конкретные предметы природы, которые относятся к данному понятию по его смыслу, и существование которых конкретный человек зафиксировал с помощью своих индивидуальных органов чувств).

    Основными понятиями в языке являются понятия о предметах природы, которые являются единицами действительности, материальными формами и могут существовать отдельно. Каждый предмет, занимает определенное место во Вселенной и является ее составляющей частью. Каждый предмет имеет определенный объем, который входит в состав пространства Вселенной. Предметы являются составляющими элементами Вселенной, ее содержанием, ее дочерними формами.

    Все другие понятия (в том числе и абстрактные понятия) являются вспомогательными. Они служат в качестве определений предметов природы, их характеристик, которые не являются материальными формами (дочерними формами Вселенной, ее содержанием) и не могут существовать отдельно. Свойства, обозначаемые вспомогательными понятиями, не могут занимать место во Вселенной и образовывать ее пространство.

    Основные виды классификации предметов природы и их свойств:

    I. Бытовая
    II. Научная
    III. Философская

    Предмет классификации:

    1. Классификация предметов природы (первичные существительные)
    Классификация предметов природы по их смыслу и функции (способности удовлетворять потребности человека). К предметам природы относятся материальные формы, единицы действительности, которые могут существовать отдельно, имеют объем и образуют пространство Вселенной, т.е. являются составляющими элементами Вселенной

    2. Классификация свойств предметов (прилагательные)
    Свойства предметов не являются материальными формами, не могут существовать отдельно, не имеют объем, не образуют пространство Вселенной и не являются ее составляющими элементами. Свойства – это характеристики материальных форм.

    3. Классификация действий предметов (глаголы)
    Действия также не являются материальными формами и не могут существовать отдельно. Они являются характеристиками материальных форм, характеристиками их взаимосвязи, отношения с другими формами

    4. Классификация свойств предметов в виде абстрактных существительных

    5. Другие виды классификации

    Элементы, обозначаемые вспомогательными понятиями, отдельно существовать не могут. Они служат для определения материальных объектов (материальных форм) с целью обеспечения возможности их однозначной идентификации.


    ПОНЯТИЯ, ОЩУЩЕНИЯ И ОБРАЗЫ
    Ощущение и образ предмета и понятие о данном предмете – это разные вещи.
    Ощущения и образы единичны, материальны, индивидуальны, конкретны.
    Ощущения и образы относятся только к индивидуальным предметам и никакой осознанной смысловой связи с образами других предметов без понятий языка не создают.
    Нельзя знать смысл предметов только на основе ощущений и образов без понятий языка человек
    Ощущения и образы разных предметов не обеспечивают возможность объединения этих предметов по какому-либо признаку в группы (смысловая классификация).
    Только понятия языка обеспечивает такую связь.

    Понятие не материально, идеально, духовно.
    Понятие не обозначает какой-то один конкретный предмет.
    Понятие – это эквивалент любого предмета, выполняющего данную функцию.
    Смысл предмета – это полезность или вредность для человека.
    ОБРАЗ ПРЕДМЕТА – ЭТО НЕ ПОНЯТИЕ.

    ОЩУЩЕНИЯ И ОБРАЗЫ предметов без понятий языка БЕССМЫСЛЕННЫ.
    Ощущения и образы без понятий языка не имеют смысла.
    Ощущения и образы без понятий языка могут создавать только рефлекторную связь, но не смысловую.

    Есть предмет “стол” и понятие “стол”, которое выражает смысл стола.
    Предмет “стол” можно потрогать, но смысл стола (удовлетворение потребности человека в необходимости положить что-то на ровной поверхности на определенной высоте, приблизительно на высоте рук) нельзя потрогать или услышать, т. е. нельзя воспринимать с помощью органов чувств.

    Абстрактное мышление основано на конкретном мышлении, поэтому абстрактное мышление вторично. Если нет первичного, то о вторичном (абстрактном мышлении) и речи не может быть.

    Животные обладают органами чувств, могут видеть, слышать и произносить звуки, но это не значит, что животные обладают сознанием (самосознание, мышление, язык) и могут мыслить с помощью понятий.
    Животные не имеют и не могут иметь ни конкретного мышления, ни абстрактного мышления.

    Поведение животных – неразумно и является результатом функционирования только физиологии.
    Разумное поведение человека – это результат (продукт) физиологии и сознания.

    Поведение животных вторично относительно физиологических процессов, а поведение человека вторично относительно физиологических процессов и сознания.
    Без физиологических процессов не может быть никакого поведения.


    VI. Шестое: ИСТОРИЧЕСКОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ

    Уровень физического и духовного развития конкретного человека зависит от:
    · Развития всего человечества (историческое развитие всего человечества)
    · Развития конкретного общества (историческое развитие конкретного общества - филогенез)
    · Развития конкретного человека, индивида (индивидуальное развитие организма и сознания конкретного человека – онтогенез)

    Уровень сознания конкретного человека зависит от:
    · Развития самосознания, развитие личности
    · Усвоения и развития языка и знаний
    · Развития мышления

    Организм и сознание – это общий потенциал человека для жизни.
    Организм – это материальный потенциал человека для жизни (материальная часть общего потенциала человека для жизни).
    Сознание – это духовный потенциал человека для жизни (духовная часть общего потенциала человека для жизни).
    Организм влияет на развитие сознания, а сознание влияет на развитие организма.
    Взаимовлияние.

    Интеллект – это степень или уровень развития общественно-индивидуального сознания (духовного потенциала человека для жизни), всех трех элементов сознания (самосознание, язык и мышление) конкретного человека, конкретного индивида, конкретной личности, конкретного субъекта.

    Разум – это способность использования конкретным человеком своего организма и интеллекта для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

    Интеллект и разум могут быть способностями только человека.
    Интеллект и разум могут быть способностями только конкретного человека, конкретного индивида, конкретного субъекта.
    Интеллект и разум не могут быть способностями живых существ и неживых предметов, не обладающих сознанием.
    Живые существа кроме человека и неживые предметы не могут обладать сознанием, интеллектом, разумом.

    Все разговоры о нечеловеческом разуме и интеллекте (мировой разум, Intellectual Designer) являются ложными.

    Сознание и разум – это духовные явления, а природа – это материальное явление.
    Все природное материально, поэтому природное не может быть духовным.
    Природа не может быть разумной.
    Природа не может обладать разумом.
    Природа – это совокупность материальных единиц природы.
    Какая единица природы обладает разумом?
    Все ли единицы природы обладают разумом?
    Все ли частицы (протоны, нейтроны, электроны, атомы, молекулы и т. д.) и элементы целого обладают разумом или только определенные - тогда какие конкретно?
    Два атома водорода и один атом кислорода соединяются в молекулу воды. Какая частица или какие частицы молекулы воды (атомы или сама молекула) обладают разумом в свободном состоянии вне молекулы и в составе молекулы?
    Какая частица руководит соединением и разъединением частиц?
    Или все частицы руководят, каждая по-своему?
    Законы природы – это только знания человека о способах взаимодействия материальных тел.
    Природа не имеет никаких законов в виде знаний, она действует в соответствие с законами, но вслепую.
    Законы природы не могут совершать никаких действий.
    Действия совершают материальные тела с помощью силы (формула силы F = ma, обязательным элементом которой является масса материального тела).

    ПРИРОДА и БОГ – это две ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ.
    Природа – это естество, а бог – это сверхъестество (сверхъестественное существо).
    Естество не может быть сверхъестеством, а сверхъестество не может быть естеством.
    Естество не может превратиться в сверхъестество, а сверхъестество не может превратиться в естество.
    Естество не может создать сверхъестество, а сверхъестество не может создать естество.

    Природа не может быть богом, а бог не может быть природой.
    Природа не может превратиться в бога, а бог не может превратиться в природу.
    Бог не мог создать природу, а природа не могла создать бога.
    Природа не могла возникнуть спонтанно (сама собой) из ничего (наша вселенная возникла из предыдущей Вселенной)..
    Бог не мог сотворить природу из ничего.
    Про природу человек может только сказать, что она существует.
    Человек (ни ученые, ни попы) принципиально не может выйти за рамки существования и знать что-то за пределами существования (прошлого, настоящего и будущего).
     
    #19 Boris, 9 май 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
  20. Котик

    Котик
    Expand Collapse
    Известная личность

    Репутация:
    6
    Регистрация:
    02.05.05
    Сообщения:
    335
    Симпатии:
    5
    Это называется компилятивный текст. Упрощенно говоря - с бору по сосенке.
     
    #20 Котик, 10 май 2005
    Последнее редактирование модератором: 2 авг 2015
Загрузка...